Do-17Z
Средний бомбардировщик
Dornier
Средний бомбардировщик и разведчик Do-17M/P, оснащенный радиальными двигателями "Брамо-323", был создан на базе машины Do-17E/F. Вслед за этим самолетом был выпущен разведчик Do-17S/U, на котором вновь установили двигатель водяного охлаждения, а также укоротили переднюю часть корпуса и поставили новую застекленную кабину типа "пчелиный глаз".
После 18 предсерийных Do-17S/U был выдан заказ на постройку основной модели Do-17Z с двигателями воздушного охлаждения; всего было выпущено 522 машины. Три дополнительные модификации - Do-17Z-1 с бомбовой нагрузкой 500 кг, Do-17Z-2 с более мощным двигателем и увеличенной бомбовой нагрузкой и бомбардировщик-разведчик Do-17Z-3. Прочие варианты включали учебный самолет Do-17Z с двойным управлением, морской разведчик Do-17Z-5, дальний ночной истребитель Do-17Z-6
(с носовой частью самолета Ju-88C-2) и еще один ночной истребитель - Do-17Z-10 с видоизмененным носовым отсеком.
Do 17Z-6. Время от времени Главное командование люфтваффе проявляло значительное нежелание повернуться лицом к неприятному. Наиболее ярким примером такого отвращения является его отношение к ночной противовоздушной обороне Германии в период, непосредственно предшествовавший второй мировой войне и в первые годы самого конфликта. Это нежелание учесть возможность, что люфтваффе может потребоваться значительная ночная истребительная авиация, шло от самого командующего - Германа Геринга. Он подвергал серьезной критике любую возможность перейти к оборонительному мышлению, и немецкая авиация рассматривалась как чисто наступательная сила.
Это благодушие командования люфтваффе было серьезно подорвано в ночь с 15 на 16 мая 1940 г., когда соединение из 99 "Веллингтонов", "Уитли" и "Хэмпденов" атаковало индустриальные и транспортные цели Рура. Туман сделал прожектора бесполезными и вследствие этого зенитные батареи ослепли. Геринг лично приказал полковнику И.Каммхуберу создать ночные истребительные силы, хотя они и не рассмантривались как оборонительные.
Названная "Кауц" (Сыч), первоначальная переделка получила обозначение Do 17Z-6. Она отличалась от исходного самолета тремя 7,92-мм пулеметами MG17 и одной пушкой MG FF ("Эрликон"), размещенными в новом носовом обтекателе, который имел 11-мм бронеперегородку. Экипаж состоял из пилота, радиста-штурмана и бортинженера. Последний также отвечал за смену магазинов барабанного типа у пушки, замок которой находился в отсеке экипажа. Передний из двух бомбоотсеков использовался для установки дополнительного топливного бака в 900 л. Задний отсек был сохранен для размещения двух бомб SD250 по 250 кг или десяти SD50 по 50 кг. Был построен только один Do 17Z-6. Размещение носового вооружения оказалось не вполне удовлетворительным. Остальные девять Do 17Z-3, переделанные на сборочной линии в ночные истребители, имели совершенно другое вооружение.
Do 17Z-10. Обозначенный Do 17Z-10 "Кауц II", усовершенствованный вариант имел направленное вперед неподвижное вооружение из четырех 7,92-мм пулеметов MG 17 в верхней секции носовой части и пары пушек MGFF под ними. Короба с боеприпасами для пулеметов были размещены подобно магазинам пистолетов-пулеметов, а барабаны со снарядами для пушек заменялись вручную бортинженером. В лобовом стекле был установлен инфракрасный датчик так называемого типа "Спаннер-Анлаге". Он реагировал на горячие выхлопные газы, распространявшиеся позади любого самолета. Их присутствие регистрировалось на небольшом экране, известном как "Q-трубка". Поскольку датчик не мог отличить свой самолет от вражеского, ответственность за принятие решения, является ли обнаруженный самолет "законной" целью, лежала на пилоте.
3-я эскадрилья 1-й группы ночных истребителей (NJG1) получила "Кауц II" и была передана во 2-ю группу (NJG 2), получив наименование 4/ NJG 1. Она начала действовать из Дилана как отдельная часть под руководством Особого командования "Шипхол".
Do 17Z-10 4/NJG1 имели некоторый успех и вместе с I/NJG2, сформированной в то же время на Ju 88С-2, создали тактику инфильтрации в "круг" английских бомбардировщиков при заходе на посадку. Хотя применение этой тактики привело к сбитию нескольких самолетов, самый большой результат был побочным: исходя из ее применения, многие самолеты были сильно повреждены при поспешных посадках, происходивших из-за стремления летчиков сесть как можно быстрее. Вскоре производство Do 17 было прекращено: истребители "Кауц II" были фактически последними Do 17Z-3 на сборочной линии.
|