Авиация Второй мировой

Home English

Do-217J

Ночной истребитель

Dornier

Do-217J

Еще в самом начале войны было признано, что наилучшим самолетом, приемлемым для наступательных и оборонительных задач истребительной авиации, являлется Ju88 - прочный и устойчивый самолет, способный нести сокрушающее стрелковое вооружение, обладающий великолепными летными характеристиками и длительностью полета, необходимой для дальних рейдов в тыл противника и патрулирования. По несчастью, для ночных групп ночных истребителей этот самолет в больших количествах требовался для других целей, и к концу 1940г. люфтваффе получили только 62 истребителя Ju 88C-2 из общего количества в 2184 самолета Ju 88, построенных в этом году. Каммхубер, который 16 октября 1940 г. получил чин генерал-майора и должность командующего ночной истребительной авиацией, тщетно ходатайствовал о выделении Ju88 для групп ночных истребителей, но ситуация не улучшилась. В 1941 г. из 2619 самолетов этого типа, принятых ВВС, только 66 были собраны как истребители, и большинство из них попали в эскадры тяжелых истребителей. Даже в 1942 г., когда за год со сборочных линий сошли 3094 Ju88, только 257 были построены как истребители, и лишь немногие из них были оборудованы для ночных операций.

И тогда Do 17 и Do 215B уступили место на сборке тяжелому бомбардировщику Do 217. Хотя применимость тяжелого бомбардировщика в качестве базы для создания ночного истребителя стояла под вопросом, проект "Дорнье", предложенный в начале 1941 г., имел некоторые достоинства. Импровизированный истребитель основывался на базе Do 217E-2. Несмотря на свои габариты и вес, Do 217 был относительно маневренным, но несколько недовооруженным по тяге. Он обладал летными характеристиками, приемлемыми для "наступательного" ночного истребителя - он имел более чем удовлетворительную продолжительность полета, которая могла быть еще более увеличена при использовании бомбоотсеков под дополнительное топливо, и мог нести мощное вооружение. Хотя он был и не идеальной основой для создания истребителя, но из-за отсутствия достаточных поставок желанного Ju 88 мог, по крайней мере, быть довольно приличным переходным самолетом. Проект "Дорнье" по переделке Do 217E-2 был принят вместе с параллельным предложением разрабатывать будущий вариант с моторами DB 603А одновременно в вариантах бомбардировщика и ночного истребителя.

Do 217J-1 Первому варианту переделанного бомбардировщика Do 217E-2 было присвоено название Do 217J-1. Он специально предназначался для рейдов над территорией противника, сохранив задний бомбоотсек, в котором могли размещаться восемь 50-кг бомб SC50X. Передний отсек был занят дополнительным баком на 1160 л, доводившим стандартный внутренний запас топлива до 2960 л. Носовой обтекатель был пере-контруирован и удлинен, чтобы разместить четыре 7,92-мм пулемета MG 17 с магазинами по 1000 патронов. Передняя часть фюзеляжа также была переделана с целью установки четырех 20-мм пушек MG FF-M, расположенных двумя парами под кабиной. Верхняя пара была сдвинута к правому борту. Был обеспечен боезапас в 350 снарядов на ствол. Верхняя турель с электроприводом, в которой монтировался 13-мм пулемет MG 131 с запасом 500 патронов и пулемет в подфюзеляжном уступе с запасом 1000 патронов сохранились.

12 октября 1941 г., незадолго до того, как прототип истребителя Do 217J-1 приступил к летным испытаниям, фюрер издал указ, запрещающий в дальнейшем действия ночных истребителей над Великобританией. Поскольку первоначальная наступательная задача, для которой самолет задумывался, была заменена оборонительной еще до того, как взлетел прототип, основной упор в дальнейшей разработке был перенесен с Do 217J-1 на оснащенный радиолокатором Do 217J-2, который нельзя было использовать для наступательных целей. Переделка на заводе Do 217E-2 в Do 217J-1 уже достигла заключительных стадий, когда появился указ фюрера. Тем не менее, эти машины были поставлены в виде J-1, т. к. радары "Лихтенштейн", необходимые для переделки их в J-2, не были получены в связи с тем, что производство BfllO пользовалось приоритетом в их поставке.

Боевые испытания Do 217J-1 были начаты в марте 1942 г. в II/NJG1 в Гильзе-Рейен. Большой ночной истребитель, самый большой из всех имевшихся в то время на вооружении, летчики 4-й эскадрильи в отрицательную сторону сравнивали с Do 215B-5 из-за высокой нагрузки на крыло и плохих взлетных характеристик двигателей, которые, как утверждали, серьезно ограничивали количество площадок, с которых Do 217 мог безопасно эксплуатироваться. Поскольку ночной истребитель "Дорнье" более не предназначался для рейдов к противнику, те преимущества, которые давала ему большая продолжительность полета, теперь представляли чисто академический интерес. Система ночной ПВО "Химмельбетт" не требовала большой продолжительности полета от применяемых в ней истребителей, но явно желала большей скорости и маневренности чем те, которыми обладал Dо 217.

"Химмельбетт" или "четырехслойка" (название отражало четыре компонента системы - радар раннего оповещения "Фрейя", два контрольных радара "Вюрцбург" и планшетный стол "Зеебург") представляла собой систему секторов, радиус которых определялся дальностью слежения станции "Вюрцбург", следивших за вторгшимися самолетами и направлявших истребители на цели внутри сектора. Плохо подходящий для оперирования в системе "Химмельбетт" Do 217J-2 соответственно получил низкий приоритет в поставках радара А1 и другого оборудования.

Небольшое количество Do 217J-1, поставленных люфтваффе, использовалось по большей части для учебных целей. Do 217J-2 начали попадать в строевые части летом 1942 г., когда командование люфтваффе начало придавать ночной ПВО Германии все возрастающее значение. Большие усилия, приложенные Бомбардировочным командованием английских королевских ВВС, сказались на том, что в ночных рейдах медлительные и плохо вооруженные двухмоторные бомбардировщики были заменены значительно более мощными тяжелыми машинами, такими как "Ланкастер", который дебютировал в небе над Германией в ночь с 10 на 11 марта 1942 г. Месяцем позже на Эссен сбросили первую 3629-кг бомбу. Все сомнения относительно важности ночной истребительной авиации рассеялись в ночь с 30 на 31 мая, когда англичане начали операцию "Миллениум" - первый "рейд тысячи бомбардировщиков", целью которых был Кельн.

Do 217J-2 Do 217J-2 отличался от своего предшественника только отсутствием заднего бомбоотсека и тем., что в носу был смонитирован "Лихтенштейн ВС" со своей антенной "Матратцен". Имевший сухой вес с оборудованием 9350 кг и нормальный нагруженный 13180 кг, Do 217J-2 фактически был лишь чуть тяжелее истребительного варианта Ju88, но два 14-цилиндровых звездообразных мотора воздушного охлаждения BMW801ML, дававшие на взлете 1580 л. с., а на высоте 4600 м - 1380 л. с., не могли дать нужного отношения тяги к весу, и максимальная скорость на 5500 м была всего 489 км/ч.

Боевое применение. Хотя к концу 1942 г. было собрано 157 ночных истребителей Do 217, сводки начальника штаба люфтваффе сообщали, что только 55 из них используются в боевых действиях, в основном из-за затруднений с поставкой необходимого оборудования для ночных действий, включая радиолокатор "Лихтенштейн", который все шире применялся в ночной истребительной авиации. Рейхминистерство авиации, которое в начале 1942 г. пообещало как можно быстрее поставить итальянским ВВС столько Do 217J, чтобы вооружить полностью ночную истребительную группу, начало испытывать затруднения с медленными темпами поставки полностью оборудованных Do 217J-1. На 15 августа 1942 г. еще ни один "Дорнье" не достиг Италии. В Германию прибыла итальянская комиссия с целью ускорить поставки своим ВВС. Комиссия получила возможность испытать Do 217J-2, и у нее остались благоприятные впечатления о его возможностях, хотя она была несколько смущена, как записано в последовавшем отчете, "сложностью" самолета.

Фактически, только два Do 217J-1 можно было немедленно отправить итальянцам. Они были переданы итальянским ВВС 10 сентября 1942 г. и сразу вызвали протест итальянского посла, заявившего, что эти самолеты из вторых рук, "имеют дефекты и лишены обещанного радиолокатора". Тем не менее, 21 октября 1942 г. два Do 217J-1 были вручены 235-й эскадрилье (60-й группы 41-й дивизии) в Тревизо-Сан-Джузеппе. Еще два дополнительных Do 217J-1 были поставлены этой части к концу года, когда в дополнение к четырем "Дорнье" эскадрилья использовала три Bf 110, один "Фиат" CR 42CN и один трофейный Бристоль "Бофайтер". В начале февраля 1943 г. еще два Do 217J-1 плюс один, оборудованный радаром Do 217J-2 были перегнаны в Италию группой итальянских летчиков, которые проходили подготовку на ночных истребителях в NJG3. За ними последовали еще пять Do 217J-2. 235-я эскадрилья получила задание патрулировать очень большой район, охватывающий Лигурию, Пьемонт, Ломбардию и Эмилию. Хотя было отмечено несколько побед, количество самолетов было слишком мало для того, чтобы создать что-либо, кроме видимости прикрытия. Пригодность "Дорнье" к эксплуатации была низкой, в основном из-за недостатка запчастей. Радары "Лихтенштейн" постоянно барахлили из-за недостаточной подготовки обслуживающего персонала. Встречались неполадки и в шасси Do 217. Часть, как правило, могла выставить не более 50% своего состава. Например, на 31 июля 1943 г. в 235-й эскадрилье из 11 истребителей Do 217 (один был списан в результате аварии после поломки шасси) три находились в ремонте, а три были небоеспособны из-за отсутствия запчастей.


Бомбардировщики Do 217
Do217 M-1 Do217 J-2 Do217 N
Геометрия
Длина самолета, м 17.12 17.67* 17.67*
Размах крыла, м 48.5 48.5 48.5
Площадь крыла без фюзеляжа, м² 48.5 48.5 48.5
Площадь крыла включая фюзеляж, м² 56.7 56.7 56.7
Высота в линии полета, м 4.8 4.8 4.8
Массы, кг
Вес пустого, кг 9065 8730 10270
Вес полетный 16790 13180 13200
Силовая установка
Мотор (два) DB603A BMW 801ML DB603A
Мощность л.с. взлетная 1750 1580 1750
на высоте 1620 1380 1850
м 5700 4600 2100
Лётные данные
Max скорость, км/ч на высоте 560 489 515
м 5700 5500 6000
Крейс. скорость, км/ч на высоте 400 465 470
м     5400
Скороподъемность мин 6.7 3.5 9
на высоту, м 2000 1000 4000
Потолок, м 7350 9000 8900
Дальность, км 2150 2050 1755
Вооружение
7,92-мм пулеметы 3** 4 4
13-мм пулеметы 2/3 2 2
15/20-мм пушки нет 4 4
бомбы, кг в бомбоотсеке 2500 нет 400
бомбы, кг всего 4000 нет 400

* - без радарных антенн.

** - носовой 7,9-мм сдвоенный пулемет MG 81Z нередко заменялся 13-мм MG 131.

- - нет данных.

Подробно

Источники

  • "Авиация Люфтваффе" /В.Н. Шунков/
  • Авиация и космонавтика. /1999 №10/
  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/