Авиация Второй мировой

Home English

Do-217M

Ночной бомбардировщик

Dornier

Do-217K3

Чтобы застраховать себя на случай непоставки двигателей BMW, "Дорнье" приспособила модель К к двигателям DB 603A, выпустив вариант Do-217M. Dо-217M имел несколько лучшие характеристики на большой высоте, оба самолета производились параллельно.

Do-217M в НИИ ВВС. Наши специалисты получили возможность детально изучить мотор «мессершмитта» DB 603A. На одномоторных Bf 109G и К встречались различные модификации моторов DB 605; при всех различиях эти двигатели имели объем цилиндров 35,7 л. За счет увеличения хода поршня и диаметра цилиндра объем более мощного «шестьсот третьего» мотора возрос до 44,5 л. Несколько возросли размеры мотора, а вес увеличился с 745 кг (у DB 605A) до 962 кг. Особый интерес представляли вопросы надежности работы узлов и агрегатов DB 603, а также изменения в конструкции. Ведь и после окончания боевых действий советские моторостроители, возглавляемые В.Я.Климовым, продолжали работы по доводке мощного мотора ВК-107А (объем цилиндров 42,7 л.).

Выяснилось, что инженеры фирмы «Даймлер Бенц» изменили коленчатый вал, свечи, схему подачи масла в коренные подшипники, а также удлинили кожух редуктора винта. Еще более автоматизированным стало управление мотором - оно осуществлялось при помощи одного рычага. Немецким мотористам удалось установить четкую взаимосвязь между основными эксплуатационными параметрами DB 603: оборотами, наддувом, составом смеси, опережением зажигания и скоростью вращения крыльчатки нагнетателя. Кроме того, на двигателе монтировали автомат топливного насоса и автомат гидромуфты нагнетателя — все они упрощали работу летчика. В целом, моторы работали вполне удовлетворительно, без признаков детонации, перебоев и тряски. Они выгодно отличались от ВК-107А по приемистости, переходу с режима на режим, простоте запуска при низких температурах.

Немецкие винтомоторные установки продолжили изучать при испытании Do 217M - они также оснащались двумя моторами DB 603. В отличие от своих мощных двигателей, в целом трофейный бомбардировщик не произвел благоприятного впечатления на ведущих специалистов НИИ ВВС. Максимальная скорость в 477 км/ ч не могла считаться достаточной ни для конца войны, ни для начала 1946 г., когда самолет облетывали у нас (ведущий инженер инженер-майор П.И.Кузьмин, летчик подполковник В.И.Жданов). «Дорнье» заметно отставал также в скороподъемности (на набор 5000 м уходило 15,5 мин) и практическом потолке (7750 м) от отечественного Ту-2. Уступал «Туполеву» немецкий бомбардировщик и в эффективности оборонительного вооружения.

В то же время верхняя полумеханизированная турель DL-131/ID привлекла внимание. Она имела электрический привод, позволяющий перебрасывать оружие по горизонту на 360° с постоянной скоростью. Эта турель выгодно отличалась от советской «чисто механической» УТК-1, которая монтировалась на Ил-4 и Ли-2. Однако общая стрелковая защита Do 217 не могла считаться достаточной, что определило применение этих самолетов почти исключительно в ночное время.


Бомбардировщики Do 217
Do217 M-1 Do217 J-2 Do217 N
Геометрия
Длина самолета, м 17.12 17.67* 17.67*
Размах крыла, м 48.5 48.5 48.5
Площадь крыла без фюзеляжа, м² 48.5 48.5 48.5
Площадь крыла включая фюзеляж, м² 56.7 56.7 56.7
Высота в линии полета, м 4.8 4.8 4.8
Массы, кг
Вес пустого, кг 9065 8730 10270
Вес полетный 16790 13180 13200
Силовая установка
Мотор (два) DB603A BMW 801ML DB603A
Мощность л.с. взлетная 1750 1580 1750
на высоте 1620 1380 1850
м 5700 4600 2100
Лётные данные
Max скорость, км/ч на высоте 560 489 515
м 5700 5500 6000
Крейс. скорость, км/ч на высоте 400 465 470
м     5400
Скороподъемность мин 6.7 3.5 9
на высоту, м 2000 1000 4000
Потолок, м 7350 9000 8900
Дальность, км 2150 2050 1755
Вооружение
7,92-мм пулеметы 3** 4 4
13-мм пулеметы 2/3 2 2
15/20-мм пушки нет 4 4
бомбы, кг в бомбоотсеке 2500 нет 400
бомбы, кг всего 4000 нет 400

* - без радарных антенн.

** - носовой 7,9-мм сдвоенный пулемет MG 81Z нередко заменялся 13-мм MG 131.

- - нет данных.

Фото Описание
Схема Do 217K Схема Do 217K
Схема Do 217M Схема Do 217M
Do 217M на испытаниях в НИИ ВВС Do 217M был одной из последних немецких трофейных машин, подробно испытанных в НИИ ВВС

Подробно

Источники

  • "Авиация Люфтваффе" /В.Н. Шунков/
  • Немецкий след в истории отечественной авиации. /Соболев Д.А., Хазанов Д.Б./
  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/