Авиация Второй мировой

Home English

Fi-156

Связной самолет

Fieseler

Fi-156 D-IKVN

Одним из наиболее удачных немецких самолетов времен Второй Мировой войны был "Шторьх" ("Аист"). Герхард Физелер спроектировал эту машину как самолет укороченного взлета/посадки и снабдил ее крылом большой подъемной силы. Разбег "Шторьха" составлял всего 65 метров, а пробег после посадки - 22 метра; при встречном ветре 40 км/ч машина могла "зависать" в воздухе без потери управляемости. Это было возможно благодаря методике посадки с парашютированием. При этом двигателю давался полный газ и интенсивная обдувка крыла воздушным потоком от винта позволяла устойчиво парашютировать на скорости чуть выше 30км/час.

Эти результаты были достигнуты благодаря применению "сверхмеханизированного" крыла с предкрылками и так называемыми "зависающими" элеронами, также выполняющими роль закрылков. Первый полет состоялся 24 мая 1936 года, в 1938 году самолет был принят на вооружение.

Крыло самолета Fi-156 имело следующую конструкцию. Оно состояло из двух половин, крепящихся к верхней части фюзеляжа. По всей его передней кромке располагался предкрылок, а по задней кромке, между элеронами, находились щелевые закрылки, управляемые с помощью жестких тяг. Элероны были также щелевыми, имели осевую и весовую компенсацию. Длина каждого элерона составляла 3,1 м. Крыло поддерживалось с каждой стороны V-образным подкосом из стальных труб, заключенных в обтекатели. Для хранения и транспортировки самолета крыло могло складываться, поворачиваясь вокруг узлов заднего лонжерона. Крыло двухлонжеронное, лонжероны и нервюры крыла, элероны и закрылки изготавливались из дерева и обтягивались полотном, предкрылки были выполнены из листового дюралюминия.

Всего было разработано 14 модификаций самолета для выполнения самых различных функций.

Помимо факта вывоза из заключения итальянского диктатора Бенито Муссолини, интерес представляет приземление 23 апреля 1945 года на одной из улиц осажденного Берлина самолета Fi-156 известной немецкой летчицы Ханны Райц. В течение длительного времени это было поводом для сомнений, не был ли тогда вывезен из своего бункера Адольф Гитлер.


Характристики Storch и ОКА-38
Storсh ОКА-38 Як-12Р
Год выпуска 1936 1941 1950
Экипаж, чел 3 3 3
Размеры
Размах крыла, м 14.25 14.28 12.6
Длина самолета, м 9.9 10.3 8.40
Силовая установка
Тип 8 цил. V-обр. As-10C-3 6 цил. рядный МВ-6 АИ-14Р
Мощность, л.с. 240 240 260
Массы и нагрузки, кг
Пустого 960 980 912
Максимальная взлетная 1250 1343 1172
Летные данные
Максимальная скорость км/ч 172 173 184
Посадочная скорость км/ч 59 63 60
Практический потолок, м 4880 4400 5800
Дальность полета, км 330 514 510
Разбег, м 68 144 52
Пробег, м 55 160 81
Вооружение
Пулемет 1 - -

Данные самолетов ОКА-38 и "Шторьх" приведены по результатам испытаний в НИИ ВВС.

ОКА-38

Связной самолет

О.К. Антонов

ОКА-38

Когда закупленный в 1940 году вместе с другими образцами немецкой авиатехники Fi-156 был изучен советскими специалистами, они с удивлением обнаружили что профиль крыла с его щелевыми элеронами, закрылками и предкрылками ничем не отличается от профиля Р-11, разработанного советским инженером П.П Красильщиковым.

В 1940 году в СССР был разработан (конструктор О.К. Антонов) связной самолет ОКА-38, который представлял собой практически точную копию Fi-156C. Самолет планировался для использования в качестве связного и санитарного. Внедрение самолета в серийное производство было прервано начавшейся войной.

Крыло двухлонжеронное, деревянное с подкосом из стальных труб каплевидного сечения. Оперение также подкосное, деревянное, в плане несколько отличалось от "Шторьха".

На самолете был установлен рядный 6-ти цилиндровый мотор воздушного охлаждения МБ-6 (вместо 8-ми цилиндрового V-образного перевернутого "Аргус" на "Шторьхе"), появившийся в конце 30-х годов, как лицензионное воспроизводство французского мотора "Рено". Воздушный винт - деревянный моноблочный фиксированного шага. Из сравнительной таблицы видно, что при прочих равных характеристиках, длина пробега и разбега советского "Аиста" увеличилась в три и два раза соответственно. Вероятная причина - более длинный рядный двигатель не позволял близко расположить воздушный винт к поверхности крыла и обеспечить оптимальные условия обтекания воздуха для создания максимальной подъемной силы.

Як-12 в полёте

После войны с учетом опыта эксплуатации "Шторьха" в ОКБ Яковлева был создан Як-12. Было выпущено несколько модификаций самолета с различными двигателями и числом членов экипажа (от 2-х до 4-х). В таблице для сравнения приведены данные советского послевоенного "Аиста" с числом членов экипажа 3 человека и мощностью двигателя 260 л.с.

Источники

  • Авиация Люфтваффе /В.Н. Шунков./
  • История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг. /Шавров В.Б./
  • Самолет Физлер Fi 156 "Шторх" /Владимир Котельников/
  • Самолет ОКА-38 "Аист" /Вячеслав Кондратьев/

Ваше имя (Nick):
Ваш e-mail:
Введите число 5146563:
Ваш пост:

04 12 2022.
Обратите внимание, для Як-12, длина двигателя которого меньше, дистанция пробега уменьшилась в два раза по сравнению с ОКА-38, и крыло позволяло садиться методом парашютирования...
---

АНТ-25-1 в США, экипаж Громова, 1937 г.

АНТ-25-1 экипажа Громова в Америке, 14 07 1937 г.

11 07 2020.
Как мы понимаем, ОКА-38 - аббревиатура от Олега Константиновича Антонова, по аналогии с принятой модой 30-х годов. Так получали названия и самолеты Андрея Николаевича Туполева.
Еще раз о путанице с именем Антонова. Любой школьник знает, по крайней мере, раньше знал, что рекордный самолет АНТ-25, пересекший Северный полюс с Чкаловым, Беляковым и Байдуковым - это самолет Андрея Николаевича Туполева. На втором самолете АНТ-25-1 Громов, Юмашев, Данилин, взлетев 12 июля 1937 года, также через Северный полюс достигли Америки, преодолев 10200 км.
Однако прочитав книгу Bf 109E/F vs Yak1/7 Eastern Front 1941-42, наших уважаемых авторов Дмитрия Хазанова и Александра Медведь, удивился крайне сильно. Грешным делом подумал, что это я плохо перевел с английского :-). В ней утверждается, что АНТ-25 это самолет АНТонова!
---

31 03 2024.
В начале 1940 г. под впечатлением выдающихся взлетно-посадочных характеристик Fi 156 "Шторьх" И.В. Сталин дал указание срочно выпустить подобный самолет. А.С. Яковлев, в то время замнаркома авиапромышленности по опытному самолетостроению, рекомендовал для выполнения этого задания ведущего инженера своего ОКБ О.К.Антонова. Олег Константинович был назначен главным конструктором небольшого КБ на ленинградском заводе № 23 - одном из старейших авиапредприятий в стране.
В марте 1940 г. он выехал в город на Неве, где его уже ждал перелетевший из Москвы Schtorch, и в сентябре ОКА-38, советский вариант Fi 156, был построен.
Госиспытания самолета в НИИ ВВС закончились успешно, и было принято решение о его серийном выпуске на заводе № 365 НКАП в Каунасе (ранее там строились литовские самолеты ANBO сходной конструкции). В марте 1941 г. Антонова назначили главным конструктором этого предприятия, и вскоре несколько "Аистов" было изготовлено. 22 июня при бомбежке каунасского аэродрома все самолеты были уничтожены, О.К. Антонов вернулся в Москву и работы по ОКА-38 больше не возобновлял.
---

05 04 2024.
Считается, что Олег Константинович блестяще справился с этой задачей, однако гибель под немецкими бомбами для ОКА-38 была по сути лучшем вариантом для советского "Аиста". Длинный рядный двигатель для этого самолета явно не подходил. В послевоенных машинах Яковлева с двигателями воздушного охлаждения (Як-12) все задачи с минимальным разбегом-пробегом были действительно блестяще решены.
---