|
Storсh |
ОКА-38 |
Як-12Р |
Год выпуска |
1936 |
1941 |
1950 |
Экипаж, чел |
3 |
3 |
3 |
Размеры |
Размах крыла, м |
14.25 |
14.28 |
12.6 |
Длина самолета, м |
9.9 |
10.3 |
8.40 |
Силовая установка |
Тип |
8 цил. V-обр. As-10C-3 |
6 цил. рядный МВ-6 |
АИ-14Р |
Мощность, л.с. |
240 |
240 |
260 |
Массы и нагрузки, кг |
Пустого |
960 |
980 |
912 |
Максимальная взлетная |
1250 |
1343 |
1172 |
Летные данные |
Максимальная скорость км/ч |
172 |
173 |
184 |
Посадочная скорость км/ч |
59 |
63 |
60 |
Практический потолок, м |
4880 |
4400 |
5800 |
Дальность полета, км |
330 |
514 |
510 |
Разбег, м |
68 |
144 |
52 |
Пробег, м |
55 |
160 |
81 |
Вооружение |
Пулемет |
1 |
- |
- |
Данные самолетов ОКА-38 и "Шторьх" приведены по результатам испытаний в НИИ ВВС.
ОКА-38
Связной самолет
О.К. Антонов
Когда закупленный в 1940 году вместе с другими образцами немецкой авиатехники Fi-156 был изучен советскими специалистами, они с удивлением обнаружили что профиль крыла с его щелевыми элеронами, закрылками и предкрылками ничем не отличается от профиля Р-11, разработанного советским инженером П.П Красильщиковым.
В 1940 году в СССР был разработан (конструктор О.К. Антонов) связной самолет ОКА-38, который представлял собой практически точную копию Fi-156C. Самолет планировался для использования в качестве связного и санитарного. Внедрение самолета в серийное производство было прервано начавшейся войной.
Крыло двухлонжеронное, деревянное с подкосом из стальных труб каплевидного сечения. Оперение также подкосное, деревянное, в плане несколько отличалось от "Шторьха".
На самолете был установлен рядный 6-ти цилиндровый мотор воздушного охлаждения МБ-6 (вместо 8-ми цилиндрового V-образного перевернутого "Аргус" на "Шторьхе"), появившийся в конце 30-х годов, как лицензионное воспроизводство французского мотора "Рено".
Воздушный винт - деревянный моноблочный фиксированного шага. Из сравнительной таблицы видно, что при прочих равных характеристиках, длина пробега и разбега советского "Аиста" увеличилась в три и два раза соответственно. Вероятная причина - более длинный рядный двигатель не позволял близко расположить воздушный винт к поверхности крыла и обеспечить оптимальные условия обтекания воздуха для создания максимальной подъемной силы.
После войны с учетом опыта эксплуатации "Шторьха" в ОКБ Яковлева был создан Як-12. Было выпущено несколько модификаций самолета с различными двигателями и числом членов экипажа (от 2-х до 4-х). В таблице для сравнения приведены данные советского послевоенного "Аиста" с числом членов экипажа 3 человека и мощностью двигателя 260 л.с.
Источники
- Авиация Люфтваффе /В.Н. Шунков./
- История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг. /Шавров В.Б./
- Самолет Физлер Fi 156 "Шторх" /Владимир Котельников/
- Самолет ОКА-38 "Аист" /Вячеслав Кондратьев/
04 12 2022.
Обратите внимание, для Як-12, длина двигателя которого меньше, дистанция пробега уменьшилась в два раза по сравнению с ОКА-38, и крыло позволяло садиться методом парашютирования...
---
АНТ-25-1 экипажа Громова в Америке, 14 07 1937 г.
11 07 2020.
Как мы понимаем, ОКА-38 - аббревиатура от Олега Константиновича Антонова, по аналогии с принятой модой 30-х годов. Так получали названия и самолеты Андрея Николаевича Туполева.
Еще раз о путанице с именем Антонова. Любой школьник знает, по крайней мере, раньше знал, что рекордный самолет АНТ-25, пересекший Северный полюс с Чкаловым, Беляковым и Байдуковым - это самолет Андрея Николаевича Туполева. На втором самолете АНТ-25-1 Громов, Юмашев, Данилин, взлетев 12 июля 1937 года, также через Северный полюс достигли Америки, преодолев 10200 км.
Однако прочитав книгу Bf 109E/F vs Yak1/7 Eastern Front 1941-42, наших уважаемых авторов Дмитрия Хазанова и Александра Медведь, удивился крайне сильно. Грешным делом подумал, что это я плохо перевел с английского :-). В ней утверждается, что АНТ-25 это самолет АНТонова!
---
31 03 2024.
В начале 1940 г. под впечатлением выдающихся взлетно-посадочных характеристик Fi 156 "Шторьх" И.В. Сталин дал указание срочно выпустить подобный самолет. А.С. Яковлев, в то время замнаркома авиапромышленности по опытному самолетостроению, рекомендовал для выполнения этого задания ведущего инженера своего ОКБ О.К.Антонова. Олег Константинович был назначен главным конструктором небольшого КБ на ленинградском заводе № 23 - одном из старейших авиапредприятий в стране.
В марте 1940 г. он выехал в город на Неве, где его уже ждал перелетевший из Москвы Schtorch, и в сентябре ОКА-38, советский вариант Fi 156, был построен.
Госиспытания самолета в НИИ ВВС закончились успешно, и было принято решение о его серийном выпуске на заводе № 365 НКАП в Каунасе (ранее там строились литовские самолеты ANBO сходной конструкции). В марте 1941 г. Антонова назначили главным конструктором этого предприятия, и вскоре несколько "Аистов" было изготовлено. 22 июня при бомбежке каунасского аэродрома все самолеты были уничтожены, О.К. Антонов вернулся в Москву и работы по ОКА-38 больше не возобновлял.
---
05 04 2024.
Считается, что Олег Константинович блестяще справился с этой задачей, однако гибель под немецкими бомбами для ОКА-38 была по сути лучшем вариантом для советского "Аиста". Длинный рядный двигатель для этого самолета явно не подходил. В послевоенных машинах Яковлева с двигателями воздушного охлаждения (Як-12) все задачи с минимальным разбегом-пробегом были действительно блестяще решены.
---
|