Авиация Второй мировой |
Самолёты | Вооружение | Арадо | Дорнье | Блом и Фосс | Физелер | Флеттнер | Фокке-Вульф | Хейнкель | Хеншель | Юнкерс | Мессершмитт | Бои | Люди | Фото | |
FW 189 в НИИ ВВС. В изданном в марте 1944 г. сборнике «Немецкие самолеты в НИИ ВВС Красной Армии» были даны характеристики и описания основных типов машин, состоящих на вооружении люфтваффе. Заслуживает внимание раздел, посвященный двухмоторному разведчику Fw 189. Построенный по типу голландского истребителя Фоккер G-1, этот самолет удачно применялся в роли ближнего разведчика, корректировщика артогня, а также учебного. «Фокке-вульф», прозванный нашими бойцами «рамой», обладал хорошими обзором, устойчивостью и управляемостью, мог уверенно продолжать полет на одном моторе. Несмотря на свою небольшую скорость (до 300 км/ч) и господство в воздухе советских истребителей, немецкая машина продолжала выполнять боевые задания во второй половине войны. В сборнике содержится аргументированное обоснование эффективных действий экипажей FW 189: «Прекрасный обзор с самолета уменьшает возможности неожиданных нападений истребителя. Высокая маневренность позволяет стрелкам подготовиться к отражению атаки, если только атакующий самолет своевременно замечен. На вираже истребитель будет все время находиться в зоне обстрела его задних огневых точек. Вираж FW 189 может выполнять на скоростях 180-200 км/ч. Обычный маневр, который применяли экипажи «фокке-вульфов» для выхода из боя, заключался в уходе спиралью на малые высоты и бреющий полет.» Инженер-майор М.С. Дмитриев, подробно изучивший FW 189, также отметили высокую комфортность, которую создали для работы всего экипажа: продуманное расположение навигационных приборов и радиостанции, размещение штурмана рядом с летчиком, облегчавшее совместную работу без переговорного устройства, эффективный подогрев кабины. Самолет мог попутно выполнять роль легкого бомбардировщика — его оказалось просто навести на цель. 1947 г. в СССР конструкторским бюро П.О. Сухого был разработан артиллерийский корректировщик и разведчик Су-12. Он также был выполнен по двухбалочной схеме и имел гондолу с большой площадью остекления. Мощность двигателей АШ-82ФН 2×1850л.с. (против 2×465л.с. немецких) позволила оборудовать самолет всем необходимым. Защищенный противоосколочной броней по всей поверхности, самолет имел четыре бронеспинки, четыре пушки Б-20Э с боезапасом по 700 снарядов, богатую дневную и ночную аэрофотосъемочную аппаратуру. К сожалению, построить «советскую раму» удалось только в конце 1947 г. и в серии самолет не выпускали.
Fw-189B "Uhu"Учебно-тренировочный самолетВторой прототип Fw-189V-5 строился в учебно-тренировочном варианте. Гондола экипажа на этой машине была полностью переделана с целью придания формы, характерной для "нормальных" самолетов с выступающей вперед носовой частью фюзеляжа и обычным фонарем кабины. Fw-189V-5 оборудовался двойным управлением, в его кабине могло разместиться пять человек. Первый полет самолет выполнил в начале 1939 г. Программа запуска в серийное производство Fw-189 не считалась приоритетной, и завод смог полностью сконцентрироваться на сборке трех предсерийных Fw-189B-0 (W.Nr. 0008 "BQ + AX", W.Nr. 0009 "BQ+AY", W.Nr. 0010 "BQ+AZ") и десяти серийных учебно-тренировочных самолетов Fw-189B-l. Все предсерийные и три первых серийных машины были построены до конца 1939 г., семь оставшихся серийных самолетов сдали в январе-феврале 1940 г. После прохождения испытаний в Рехлине все самолеты передали в строевые подразделения, где их использовали не только для подготовки экипажей, но и в качестве связных, транспортных и т.д. Инструктор и курсант размещались в кабине плечо к плечу. Оборудование кабины соответствовало оборудованию "нормального" самолета - штурвал с колонкой, педали и приборная доска на традиционном месте ниже козырька фонаря кабины. Часть приборов не дублировалась и размещалась в центре приборной доски, откуда их показания могли считывать как курсант, так и инструктор. На разведчике ряд органов управления, в частности секторы газа двигателей, размещались слева от летчика, на Fw-189B они находились на центральной панели между креслами инструктора и курсанта. В центральной части гондолы экипажа, непосредственно за местами летчиков, находились дополнительные сиденья. Остекление центральной части кабины имелось только по левому борту. Задняя часть гондолы по форме мало отличалась от гондолы разведчика, но изготавливалась из металла. На верхней части фонаря кабины монтировалась мачта шлейфовой радиоантенны. Экипаж попадал внутрь машины через сдвижной сегмент фонаря кабины. Шасси мало отличались от аналогичных устройств первых самолетов Fw-189. Колеса основных опор шасси имели небольшие крылья, уменьшающие забрызгивание грязью при рулёжке и взлете/посадке с раскисших аэродромов. Единственное отличие - профиль консолей крыла на учебных машинах был прямоугольный, на разведчиках - полукруглый. Вооружения учебно-тренировочные самолеты не несли.
Fw-189CШтурмовикПеределка разведчика Fw 189V-1 в штурмовик заключалась в замене центральной гондолы на бронекабину, в которой размещались пилот и воздушный стрелок. Штурмовик получил обозначение Fw 189V-1b. Установка наступательного вооружения на Fw 189V-1b не предусматривалась. Оборонительное вооружение состояло из одного пулемета MG15 калибра 7,92 мм. Прицеливание и обзор осуществлялись через бойницу в бронекабине. Для пилота обзор вперед обеспечивался посредством небольшого бронестекла, установленного спереди в откидываемом назад фонаре. Весной 39-го самолет был передан на испытания. Тяжелая бронекабина сильно ухудшила летные данные и управляемость машины. Кроме того, экипаж потребовал улучшить обзор как вперед, так и назад (во время испытаний стрелок не смог обнаружить истребитель, который висел на хвосте штурмовика). Площадь остекления кабины пилота увеличили, а бойницу стрелка заменили на амбразуру. Обзор вошел в норму, хотя и оставался недостаточным. После доработки Fw 189V-1b был вновь передан на испытания, которые проходил совместно с Hs.129V-2 и V-3. Результаты конкурса остались неопределенными. Оба самолета продемонстрировали посредственные летные данные и управляемость. Дело закончилось тем, что во время показательных полетов в Бремене пилот Fw 189V-1b на планировании "со слепу" врезался в ангар. Тем не менее, третий самолет второй опытной серии Fw 189V-6 был заказан фирме "Фокке-Вульф" в варианте штурмовика - Fw.189C. На штурмовике были установлены более мощные моторы As410A-l, развивающие на взлете 465 л.с. Моторы имели винты изменяемого шага вместо фиксированного на первых машинах. Кроме того, были внесены изменения в конструкцию шасси и центроплан. В центроплане теперь располагались 2 пушки MG-FF калибра 20 мм и 4 пулемета MG17. Стрелок имел спарку пулеметов MG81 на подвижной установке. Когда в сентябре 40-го Fw 189C поступил в испытательный центр в Рехлине, первый предсерийный штурмовик фирмы "Хеншель" Hs 129A-0 уже проходил войсковые испытания в 5.(Schlacht)/Staffel 2-й истребительной эскадры. Поэтому все работы по Fw 189С были прекращены. Однако вскоре практически остановились и работы по Hs 129A. Дело в том, что под впечатлением успехов пикировщика Ju 87 в польской и французской кампаниях руководство люфтваффе потеряла всякий интерес к программе создания бронированных штурмовиков.
ПодробноМодификации Fw 189
Источники
|