История истребителей Fw 190 на восточном фронте связана, главным образом, с авиаполками JG 5, 51 и 54, которые имели смешанный состав, летая также и на Bf 109. Кроме того, временно на восточном фронте действовали и другие части, оснащенные Fw 190A.
I группа JG 51, вооруженная Fw 190, вернулась на восточный фронт 6 сентября 1942 г. Ее направили под Ленинград, где немецкие летчики должны были набраться опыта, занимаясь «свободной охотой». Базировалась I/JG 51 возле Любани, юго-восточнее Ленинграда. Иногда группу перебрасывали к озеру Ильмень. В октябре I/JG 51 направили в район Ржевско-Вяземского плацдарма. В декабре 1942 г. из Йесау на восточный фронт вернулись III группа и 6-я эскадрилья JG 51, так же получившие новые Fw 190.
Пилоты JG 51 пытались сдержать растущий напор авиации Красной армии вдоль всего центрального участка советско-германского фронта. Группы, эскадрильи и даже отдельные звенья постоянно сновали вдоль линии обороны, направляясь к наиболее угрожаемым участкам.
В феврале — марте 1943 г. угасли последние надежды немцев использовать Ржевско-Вяземский плацдарм в качестве трамплина для броска на Москву. Немецкие войска отступили и I и IV/JG 51 прикрывали их отход с воздуха. В это время в I/JG 51 насчитывалось всего восемь боеспособных Fw 190. После того как линия фронта выпрямилась, IV группу JG 51 отвели в тыл для пополнения и перевооружения. Тем временем, I/JG 51 перебазировалась под Брянск, где назревала Курская битва.
К весне 1943 г. завершилось перевооружение второго соединения люфтваффе (и последнего) на восточном фронте, получившего истребители Fw 190. Этим соединением стал авиаполк (эскадра) JG 54 «Gmnherz» («Зеленое сердце»). В марте 1943 г. I и II группы JG 54 прибыли под Ленинград на покрытые снегом аэродромы в Сиверской и Красногвардейске. К концу весны JG 54 оказался растянутым вдоль фронта от Ленинграда до Орла.
Кроме того, две группы I и FV/JG 5, получившие в 1943 г. Fw 190, защищали береговую линию от Ла-Манша до Нарвика в Норвегии. И правый фланг этих сил люфтваффе действовал над советским Заполярьем. Правда, «фоке-вульфы» появлялись там лишь эпизодически.
На основных участках Восточного фронта доля Fw 190 в общем числе истребителей оставалась незначительной и никогда не превышала 200 самолетов. В мае 1943 г. на всем восточном фронте насчитывалось всего 189 боеспособных «фокке-вульфов», к июню их число возросло до 196.
Четыре из пяти авиагрупп, оснащенных Fw 190, были непосредственно вовлечены в операцию «Цитадель» — Курскую битву. I/JG 54, а также I, II и IV/JG 51 (всего 140 Fw 190, в том числе 88 боеспособных) вошли в состав 6-го воздушного флота люфтваффе и были направлены для поддержки 9-й Армии генерал-полковника Вальтера Моделя (Model). Это была довольно мощная группировка люфтваффе, и советским ВВС, несмотря на все усилия, так и не удалось завоевать воздушное превосходство на северном фасе курского выступа.
До конца 1943 г. авиагруппы JG 51 и 54, оснащенные Fw 190, постоянно перебрасывались с одного участка советско-германского фронта на другой, туда, где возникала угроза прорыва. Немецким летчикам нередко приходилось защищать линию фронта протяженностью до 1000 км. Ситуация становилась все более критической, поскольку превосходство советской авиации росло, а силы люфтваффе таяли.
Из семи истребительных авиаэскадр (Jagdgeschwader), участвовавших в операции «Барбаросса» в 1941 г., к концу 1943 г. осталось только четыре. Три были переброшены на Средиземноморье. Вскоре для противовоздушной обороны Германии с восточного фронта сняли еще одно соединение. Наступлению советских войск в 1944 г. немцы могли противопоставить всего три авиаполка истребителей — по одному на северный, центральный и южный участок фронта.
Тем временем, оборона Германии с воздуха оказалась не менее безуспешной. Американские бомбардировщики продолжали наносить бомбовые удары по целям, расположенным в глубоком немецком тылу. Выпуск Fw 190 упал, и пополнения сократились до минимума. IV/JG 51 перевооружили истребителями Bf 109G.
После поражения вермахта под Орлом I и III/JG 51, вооруженные Fw 190, отступили к Брянску. Но вскоре их перебросили на Украину, где немецкие летчики участвовали в попытке сдержать очередное наступление Красной армии.
К концу 1943 г. люфтваффе начинают ощущать постоянную нехватку самолетов. Заводы «Фокке-Вульф» не успевали восполнять потери западного и восточного фронтов, а также системы ПВО Германии. К началу мая 1944 г. все три группы JG 51, сражавшиеся на восточном фронте, перевооружили самолетами Bf 109G.
Истребители Fw 190 из I и II /JG 54 входившие в так называемую «бригаду огневой поддержки», постоянно Перебрасывались вдоль всего восточного фронта, в зависимости от того, где Красная армия наносила очередные удары. За последние месяцы 1943 г. JG 54 потерял 30 летчиков. Прослойка опытных асов знаменитого подразделения люфтваффе становилась все тоньше и тоньше.
В середине января 1944 г. началось крупное наступление советских войск под Ленинградом. I и II/JG 54 в спешном порядке были отозваны, соответственно, с центрального и южного участков фронта. Ведя бои JG 54 отступил в Прибалтику.
В июне 1944 г. началось наступление Красной армии в Белоруссии и прибалтийская группировка немецких войск оказалась отрезанной от основных сил. В то же самое время советские войска перешли в наступление на Карельском фронте, и I/JG 54 перебралась в Латвию, а 1 эскадрилья JG 54 отправилась в Финляндию в Турку, для прикрытия с воздуха немецких кораблей. II/JG 54 также перелетела в в Финляндию.
В течение 1944 г. две авиагруппы JG 54 оставались единственными истребительными частями на восточном фронте, оснащенными Fw 190. В середине октября 1944 г. в обеих группах насчитывалось 56 боеспособных самолетов.
30 июня 1944 г. на восточный фронт не надолго вернулась IV/JG 54 омоложенная, и пополненная самолетами Fw 190A-8. Ей пришлось прикрывать отступление вермахта в Белоруссии и Польше. Пробыв на востоке два месяца и понеся тяжелые потери, IV группа в начале сентября была снова отведена в тыл.
В январе — феврале 1945 г. началось новое наступление советских войск. Поражение Германии становилось все более очевидным. Летчики JG 54 решили покинуть Прибалтику и лететь на запад, чтобы сдаться в плен англоамериканским войскам. Вместе с летчиками бежать на запад решили и их механики. Около 50 самолетов Fw 190 поднялось с аэродромов в Курляндии. С «фокке-вульфов» было снято все, что только можно, зато на борту каждого из них кроме пилота было по одному, два или даже три пассажира.
Два Fw 190 сели в нейтральной Швеции. Но большинство добралось до Фленсбурга и Киля в Шлезвиг-Гольштейне, где они попали в руки англо-американских войск.
Источники
- "Истребитель Фокке-Вульф Fw 190A" /Юрий Борисов/
|