Авиация Второй мировой

Home  Custom Search

Боевое применение Fw 190D и Ta 152

Высотные истребители

Юрий Борисов

В конце сентября 1944 г. первые Fw 190D-9 поступили в III группу JG 54, возглавляемую майором Робертом Вайссом. Вскоре две первых эскадрильи III/JG 54 перелетели на аэродромы Гезепе и Ахмер в районе голландской границы, где базировался JG 7 майора Вальтера Новотны. Этот «гешвадер» летал на реактивных истребителях Me 262, которые из-за особенностей их двигателей, становились беззащитны при взлете и посадке. Реактивные двигатели Me 262, не допускали резкого сброса или прибавки тяги, грозя в противном случае пожаром. Поэтому истребители Fw 190D-9 использовались для прикрытия аэродромов в момент взлета и посадки Me 262.

Следующим подразделением, получившим истребители Fw 190D-9 стала II/JG 26, возглавляемая майором Карлом Боррисом. Кстати, еще в 1941 г. именно Боррис стал первым, кто получил только что принятый на вооружение истребитель Fw 190A. Группа Борриса дислоцировалась в Гандрупе, к юго-западу от Оснабрюкке. Fw 190D-9 пилоты освоили к октябрю 1944 г. Первый боевой вылет группа совершила 12 октября. 22 самолета поднялись в воздух в 10.28 с аэродрома Гандруп в районе Фюрстенау и завязали на высоте 7000 м бой с многочисленной группой истребителей «Мустанг» и «Тандерболт», В бою ни одна из сторон не понесла потерь, а немецкие самолеты сели на аэродромы Гильдесхайм, Ганновер-Лангенхаген и Олденбург. Бомбардировщиков противника в воздухе немцам найти не удалось.

С 16 по 23 октября стояла нелетная погода. 27 ноября 1944 г. четыре самолета из сводной I-II/JG 26 занимались свободной охотой, но без особого успеха. В этот же день группа получила еще несколько Fw 190D-9, доведя свой парк до 69 машин.

Следующая боевая операция произошла 3 декабря 1944.г. Около 11.00 майор Боррис вылетел во главе отряда из 23 самолетов. Вскоре после старта четыре машины вернулись из-за технических неисправностей. В ходе боевого вылета лейтенант Иоахим Гюнтер во главе своего звена атаковал группу английских «Тайфунов» и заявил о трех победах (на сегодняшний день имеется подтверждение только одной - в 12.10).

5 декабря оказалось очень напряженным в оперативном смысле днем. 29 самолетов Fw 190D, ведомых обер-лейтенантом Гекманном, около 10.25 в районе Люттице вступили в бой с шедшими на небольшой высоте «Тандерболтами». Гюнтер заявил о еще одной победе. В тот же день в 13.15 майор Боррис повел свою группу на перехват американских «Летающих крепостей». В ходе боя западнее Лингенав 13.36 Боррис сбил один В-17. Все немецкие самолеты благополучно вернулись на аэродром Гандруп. В 14.30 в воздух поднялись еще девять немецких истребителей. В ходе полуторачасового боя с «Тандерболтами» никто не одержал побед, и не понес потерь.

В начале декабря в составе III/JG 54 находилось 69 Fw 190D-9. 10 декабря 1944 г. оберлей-тенант Гекманн во главе 19 «Дор» провел бой с крупным отрядом американских истребителей. Немцы заявили о двух сбитых самолетах противника: один «Мустанг» и один «Тандерболт».

18 декабря 1944 г. I/JG 26 располагала 52 самолетами Fw 190A-8 и 28 Fw 190D-9. 24 декабря 1944 г. JG 26 силами 28 самолетов вылетела на перехват противника и заявили о 6 сбитых истребителей врага. При этом по две победы одержали лейтенант Адольф Глунц (Glunz) и майор Антон Хакль (Hackl).

24 декабря III./JG 54 майора Вайсса перебазировалась из Ахмера на аэродром Фаррельбуш и была оперативно подчинена JG 26 полковника Йозефа Приллера. В тот же день на перехват группы из 80 -90 бомбардировщиков В-17 вылетели 18 самолетов Fw 190. В ходе боя . немцам удалось сбить один истребитель «Лайтнинг» и один самолет-наблюдатель «Остер».

25 декабря около полудня семь Fw 190D завязали бой с отрядом «Мустангов». Бой закончился без потерь с обеих сторон. Во второй половине дня немецкие самолеты снова поднимались по тревоге, и снова без результата.

26 декабря обер-лейтенант Гартигс, во главе отряда из 15 Fw 190D из I/JG 54 перехватил группу «Мустангов». Об одной победе заявил обер-фельдфебель Шварц.

Для командиров всех уровней это был трудный период. В конце декабря шли приготовления к секретной операции «Боденплатте», идея которой принадлежала Герингу и появилась в ноябре во время совещания командиров полков и групп, действовавших на Западном фронте. Геринг, упрекая заслуженных ветеранов, заявлял, что в то время как немецкая промышленность выпускает тысячи истребителей, следует активнее действовать на фронте и проводить крупномасштабные операции. То, что самолеты часто стояли на аэродромах без бензина, рейхсмаршал в расчет не принимал. В завершении своей речи Геринг приказал провести массированный удар силами до 1000 самолетов по англо-американским аэродромам на территории Бельгии, Голландии и севере Франции. К такой масштабной операции пришлось привлечь и молодых неопытных летчиков, что неизбежно повлекло за собой высокие потери, как в людях, так и в технике.

15 декабря в штабе II авиакорпуса в Альтен-кирхене состоялось другое, секретное, совещание, посвященное намеченной операции. Председательствовал генерал Дитрих Пельц (недавно назначенный командующим корпуса). Ему сопредседательствовали полковники Грабманн, Генчль и Гандрик. В совещании участвовали все командиры авиаполков и избранные командиры групп. Генерал Пельц проинформировал собравшихся о деталях операции, которую разделили на три этапа, начинавшихся кодовыми словами «Варус», «Тевтоникус» и «Германии. Кроме того, все собравшиеся получили карты с нанесенными на них целями. После короткой дискуссии приступили к разработке поминутного плана операции для каждой части.

В операции участвовали следующие истребительные эскадры: JG 1, JG 2, JG 3, JG 4, JG 6, JG 11, JG 26, JG 27, JG 53, JG 54, JG 77, Einsatzstaffel 4 из JG 104, а также штурмовики SG 4. Из упомянутых полков только в составе JG 26, JG 54 и E.St. 4 имелись самолеты Fw 190D-9. Пятьдесят самолетов Fw 190D-9 из I/JG 26 майора Борриса вместе с оперативно подчиненными группе самолетами из III/JG 54 и 30 самолетами E.St. 4 должны были атаковать аэродромы Гримберген и Эвер в районе Брюсселя. Двадцать истребителей Fw 190D-9 из III/JG 54, дислоцированные в Фаррельбуше, должны были вести свободную охоту в районе Бастони. Пилоты получили приказ не пить спиртного под «Новый год» 31 декабря.

29 декабря 1944 г. для JG 54 оказался черным днем. В этот день командир 3-й дивизии истребительной авиации полковник Грабманн приказал III/JG 54 перехватить на высоте около 2000 м группу штурмовиков противника, шедших в районе Оснабрюкке. Первой в воздух поднялась 9-я эскадрилья обер-лейтенанта Хайльмана. Следом стартовали эскадрилья лейтенанта Крумпа и 11-я эскадрилья. Через некоторое время на аэродром вернулся один из пилотов 9./JG 54 и сообщил, что в районе кружит множество английских «Спитфайров» и эскадрилья утке потеряла четырех летчиков, а обер-лейтенант Хайльман и двое других пилотов были вынуждены прыгать с парашютом. В этот день 9-я эскадрилья была полностью уничтожена, ни один самолет больше не вернулся. Командир III/JG 54 вместе с тремя другими пилотами своего штабного звена вылетели на помощь, но все четверо вскоре были сбиты. Затем в бой вступила 11-я эскадрилья лейтенанта Прагера. Лейтенант Прагер, набрав высоту, атаковал англичан сверху, но в его подразделении находились в основном молодые пилоты, поэтому в ходе боя оно потеряло трех пилотов, заявив лишь одну победу. Потеря столь большого числа пилотов за один день, в том числе капитана Вайсса, серьезно ослабило группу. Остатки III/JG 54 возглавил обер-лейтенант Ганс Дортенман.

Вторая половина декабря неудачно сложилась и в других истребительных соединениях люфтваффе: JG 3, JG 26, JG 27 и JG 54. Первая из перечисленных эскадр, летавшая на Bf 109G, потеряла с 17 по 29 декабря 17 летчиков. Вторая, летавшая на Fw 190A-8 и D-9, потеряла с 18 по 26 декабря 18 пилотов. Третья, летавшая на Bf 109G, потеряла с 17 по 29 декабря сразу 45 летчиков. Наконец, четвертая, только в IV группе, летавшей на Fw 190A-8, потеряла 23 пилота.

В конце декабря самолеты Fw 190D-9 поступили в штабное звено JG 4 подполковника Гер-харда Михальски. Подполковник Фриц Ауфхаммер, командующий JG 301, получил самолеты Fw 190D-9/R11.

31 декабря в 14.35 во всех соединениях, участвовавших в операции «Боденплатте», была объявлена тревога. На рассвете 1 января в воздух поднялось сразу 1035 немецких самолетов. Как оказалось, это была последняя массированная акция люфтваффе во Второй мировой войне. Победа, одержанная немцами в этой операции, оказалась пирровой. По немецким данным на земле удалось уничтожить 479 самолетов противника (по англо-американским данным -только 206), боевые потери люфтваффе составили 93 истребителя. Но еще около двух сотен немецких машин оказалось сбито немецкой же зенитной артиллерией, которая прикрывала район пусковой площадки ракет V2. Полная секретность операции привела к тому, что зенитчиков не предупредили. Еще около сотни самолетов люфтваффе, хотя и вернулись на аэродром, были списаны ввиду тяжелых повреждений. Кроме того, люфтваффе потеряло более 200 пилотов, в том числе 59 командиров групп и эскадрилий, которые или погибли или попали в плен. Часть заданий не удалось выполнить из-за ошибочных данных, предоставленных разведкой. Например, группа майора Борриса атаковала аэродромы в районе Брюсселя, где по данным разведки находилось пять эскадрилий «Спитфайров». В действительности на указанных аэродромах удалось обнаружить всего несколько штук разнотипных самолетов. В итоге удалось уничтожить четыре бомбардировщика В-17, один двухмоторный учебный самолет и один «Мустанг». Немцы потеряли в этом налете два самолета.

После операции «Боденплатте» англичане и американцы заполучили в свои руки один Fw 190D-9. В ходе боя лейтенант Тео Нибель из-за аварии двигателя совершил вынужденную посадку в районе Веммеля. Самолет получил небольшие повреждения и был тут же взят под охрану бельгийской полицией, а английская разведка незамедлительно приступила к его осмотру. Первый рапорт составили прямо на месте посадки истребителя. Затем машину доставили в Фарнборо, где ее подвергли всесторонним исследованиям. Это был самолет Fw 190D-9 с W.Nr. 210079 (« + 12»).

В начале 1945 г. эскадра JG 2 получила истребители Fw 190D-9. В конце января II/JG 6 также начала осваивать новые истребители на аэродроме Пренцлау в районе Берлина. В феврале 1945 г. III/JG 54, возглавляемая в то время капитаном Клеммом, вошла в качестве IV группы в состав JG 26. В феврале самолеты Fw 190D-9 появились в IV/JG 3.

2 марта 1945 г. I группа JG 2 перехватила отряд американских бомбардировщиков В-26 «Мародер». Немцам удалось сбить один бомбардировщик, потеряв при этом пять истребителей. В конце марта погиб в атаке на «Либерейтор» и сам командир группы капитан Франц Грдличка.

26 марта в районе голландской границы произошел бой Fw 190D-9 из IV/JG 26 с английскими «Темпестами». В ходе боя был сбит «фокке-вульф» 15-й эскадрильи, а его пилот -фельдфебель Герхард Кролль -выпрыгнул с парашютом.

В апреле 1945 г. для охраны JV 44 действующей на Me 262 (возглавлялась генералом А. Гал-ландом), сформировали специальную эскадрилью самолетов Fw 190D-9. Возглавил ее капитан Вальдемар Вюбке. Самолеты, для облегчения опознавания с земли, были выкрашены снизу в красный цвет с узкими белыми полосами. На этих самолетах иногда летал и сам Галланд.

17 апреля 1945 г. произошел бой между 18 Fw 190D-9, ведомых обер-лейтенантом Гансом Дортенманом из 3./JG 26 с двенадцатью английскими «Темпестами». В ходе боя был сбит один английский самолет, тогда как немцы потеряли пять машин и трех летчиков.

Последним соединением люфтваффе, получившим Fw 190D, стала эскадра JG 8, дислоцированная в Зорау. В апреле 1945 г. 8-й «гешвадер» получил 150 самолетов Fw 190D. Командовал соединением знаменитый немецкий ас майор Герхард Баркхорн, имевший на своем счету 301 победу. Впрочем, сам Баркхорн оставил в своем распоряжении самолет Bf 109G-14. Эскадра, испытывая острый недостаток в топливе, лишь иногда совершала патрульные вылеты силами не более четырех самолетов.

9 апреля 1945 г. система ПВО Рейха (Reichverteidigung) располагала 25 самолетами Fw 190D-9 в составе JG 2 и 67 машинами этого типа в составе двух групп JG 301. В составе воздушного флота «Курляндия» четыре группы JG 54 располагали 127 самолетами Fw 190D-9.

Самолет Fw 190D-9 считался немецкими летчиками лучшим истребителем, выпускавшимся крупной серией. Но он появился слишком поздно, чтобы оказать реальное влияние на ход боевых действий.

О боевом применении Та 152С почти ничего не известно. На 30 апреля 1945 г. в составе Stab./JG 301 находились три Та 152C-1/R31. За тот короткий срок, когда выпускался Та 152Н, эти самолеты успели поставить только в один-единственный «гешвадер» -JG 301. Хотя первыми новый истребитель получило другое подразделение. 2 ноября 1944 г. на базе рехлинского испытательного центра для переподготовки летчиков и войсковых испытаний Та 152 был сформирован опытный отряд -Erprobungskommando Та 152, во главе с капитаном Бруно Штолле (Stolle). 10 января 1945 г. отряд получил первые серийные Та 152Н. Вскоре самолеты перелетели на аэродром Лукау-Алтено, где и началась переподготовка летчиков JG 301.

23 января «Опытный отряд Та 152» был преобразован в штабную эскадрилью JG 301, но остался в Рехлине и никогда не действовал вместе с JG 301. В то же самое время II/JG 301 базировалась в Вельцове около Коттбуса и готовилась принять очередную партию самолетов Та 152Н. III группа, тренирующаяся в Алтено, до конца февраля потеряла 5 новых истребителей, в основном из-за возгорания двигателя. Причиной пожаров стало близкое расположение трубопроводов системы охлаждения к выхлопным коллекторам, что приводило к прогару трубопроводов и возгоранию охлаждающей жидкости (смесь воды и гликоля). Еще одним недостатком нового истребителя была частая неисправность системы наддува кабины. Командир JG 301 Фриц Ауфхаммер, погибший в самом конце войны на Та 152Н в районе Неустерлитца, отмечал в одном из донесений, что из всех находящихся у него Та 152 система наддува кабины была полностью исправна только на одном самолете.

В ходе переподготовки летчики 10./JG 301 выполнили единственный боевой вылет на Та 152, во время которого они вместе с другими частями ПВО отражали налет американских бомбардировщиков на Берлин. Несмотря на большие потери в других подразделениях, все Та 152Н-0 вернулись на свой аэродром.

Следует отметить, что переподготовка летчиков на Та 152 занимала очень немного времени, порой хватало и 20 минут. А в первый боевой вылет на новом самолете летчиков отправляли после нескольких тренировочных полетов. Так обер-фельдфебель Йозеф Кайл вспоминал, что перед своим первым боевым вылетом на Та 152Н, который длился 40 минут, он выполнил всего 3 тренировочных полета общей продолжительностью 1 час 20 минут. Это было возможно особенно в тех случаях, если летчики до этого летали на Fw 190D-9. Пилотирование этих двух самолетов было похожим как в процессе взлета, так и в самом полете, хотя имелись и отличия. В полете Та 152 был более чувствительным, а его взлет казался невероятно коротким. На аэродроме в Алтено ВПП имела длину около 600 м, и Та 152Н вполне хватало ее половины! Пробег после посадки в противоположность взлету был довольно продолжительным.

21 февраля в 16.13 с аэродрома в Зохау на Та 152 (желтая или зеленая 1) поднялся в воздух обер-фельдфебель Кайл из 10./JG 301, вместе с другими летчиками над Берлином он атаковал соединение американских бомбардировщиков В-17 и сбил один из них. Таким образом, Кайл стал первым пилотом, сбившим на Та 152 вражеский бомбардировщик. Следующую победу Кайл одержал 1 марта (это был его третий боевой вылет на Та 152), и на этот раз над американским истребителем «Мустанг».

2 марта двенадцать Та 152Н из III/JG 301 участвовали в отражении налета американских бомбардировщиков на Бехлен, химический завод около Леуна. Местом сбора истребителей стало пространство между Бургом и Гарцем на высоте 8000 м. Контакта с противником Та 152 достичь так и не удалось. Хуже того, они были атакованы своими же Bf 109, но благодаря преимуществу в скороподъемности и маневренности ушли из-под их атаки без потерь.

В середине марта III/JG 301 получила новые Fw 190A-9, а имеющиеся Та 152 передала в «штабштаффель» (бывшая Ekdo Та 152). Таким образом, к концу марта единственным подразделением люфтваффе, оснащенным Та 152 осталась штабная эскадрилья JG 301.

10 апреля упоминавшийся выше Кайл взлетел на Та 152Н (бортовая «3») с аэродрома в Брауншвайге и спустя некоторое время вступил в бой с 15 американскими Р-47, сбив одного из них. Всего Кайл на Та 152 одержал 5 из 10 своих побед.

В сводке о состоянии самолетного парка люфтваффе от 12 апреля 1945 г. сообщалось, что в составе IX воздушного корпуса, в штабе (Stab.) JG 301 в летно-пригодном состоянии находятся 4 Та 152, а в составе II воздушного корпуса и Gen. d. Jagdflieger, т.е. в штабной эскадрилье (Stab. St.) JG 301 -3 Та 152 и столько же в III/JG 301.

14 апреля 1945 г. два «Темпеста» из новозеландской 486-й эскадрильи взлетели с голландского аэродрома Волкель для атаки железнодорожной сортировочной станции в у\ювигслус-те. Вскоре после их появления над Лювигслустом с аэродрома в Нейштадт-Глеве, расположенного в 10 км от станции, взлетели три Та 152 из Stab./JG 301. На одном из истребителей летал обер-фельдфебель Вилли Решке (Reschke). Он вспоминает: «В начале алреля JG 301 базировалась в Хагенау, Людвиглюсте и НейштадтТлеве. На аэродроме Нейштадт-Глеве располагалась II группа и вооруженное Та 152 штабное звено... На перехват ушли три Та 152, которые пилотировали Ауфхаммер, Саттлер (Sattler) и я. Контакт с противником был установлен сразу после взлета, удалось определить тип самолетов противника -«Темпесты». Я летел 3-м номером в звене, впереди шел Саттлер. Вдруг самолет Саттлера неожиданно перешел в пикирование и столкнулся с землей. Невозможно представить, что его подбили вражеские истребители. Вскоре разгорелся воздушный бой двое на двое. Мы знали, что «Темпест» -скоростной самолет, который англичане использовали для охоты на самолеты-снаряды V-1. Однако в воздушном бою на высоте порядка 50 метров скорость не играет особой роли. Важнее маневренность самолета в горизонтальной плоскости. Впервые мы получили возможность в деле доказать, на что способен Та 152. В крутом вираже я все ближе и ближе подходил к «Темпесту», я пилотировал свой самолет на пределе возможного. Первой очередью я поразил истребитель противника в хвостовое оперение и заднюю часть фюзеляжа. Летчик инстинктивно дернул ручку управления -в результате «Темпест» занял позицию, значительно облегчавшую мою работу. Теперь «Темпесту» не уйти. Я второй раз нажал на гашетку, однако после нескольких выстрелов стрельба прекратилась. Я не помню, что и как делал. К счастью, летчик «Темпеста» не заметил моего замешательства. Мы продолжали карусель. В какой-то момент «Темпест» свалился в левый штопор. Самолет рухнул в лес».

24 апреля в 08.00 истребители Stab, и II/JG 301 поднялись в воздух, чтобы провести разведку местоположения советских войск южнее Берлина в районе Цоссена. Через некоторое время взлетели и самолеты двух других групп JG 301. После обнаружения противника примерно 70 истребителей должны были атаковать его. Ориентироваться в лесной местности в районе Цоссена оказалось не так уж сложно, так как советские войска использовали для обозначения своих позиций красные ракеты, тогда как немецкие -жёлтые. Stab./JG 301 летел парой в составе Решке -Шталь, а также звеном, которое составили обер-фельдфебели Лоос, Кайл и Блюм. Их задачей было прикрытие «фокке-вульфов», штурмующих советские позиции. Нижняя кромка облачности находилась на высоте 1500 м. Отдельные «лохмотья» облаков висели еще ниже, и Решке иногда терял из виду Та 152 Шталя, летевшего в 200 м впереди справа. Над Берлином звено Решке повернуло на север. Между Кенигом и Вустерхаузеном, вылетев из очередного облачного «лоскута», они неожиданно увидели на пересекающемся курсе группу советских Як-9.

Решке вспоминает: «Советские истребители заметили нас и разворачивались в нашу сторону. Я немедленно по радио предупредил Шталя о вражеских истребителях, и сам повернул им навстречу. К моему удивлению, Шталь никак не отреагировал на мое предупреждение. Русские истребители открыли огонь. Я повторно передал Шталю, чтобы он немедленно уходил вверх в облака, но он продолжал лететь с небольшим снижением в прежнем направлении. В этот момент рядом с моим самолетом пронеслась огненная трасса. Я так сконцентрировался на положении Шталя, что совсем забыл, что мое собственное положение было совсем не лучше. Я резко отвернул влево. Я первый раз встретился в бою с советскими истребителями, и поначалу не знал, как действовать, так как не был знаком с их тактикой. Однако высокая маневренность Та 152 расставила все на свои места. Теперь не я был перед ними, а они передо мной. Сначала я сбил Як-9 с бортовым номером 4 (в 08.45 в районе Эркнера. -автор), а вскоре еще один пошел вниз (в 08.48], оставляя за собой шлейф густого дыма. Во время боя я потерял связь со Шталем, хотя неоднократно вызывал его по радио. Мне оставалось только надеяться, что он смог вернуться обратно на аэродром. В09.15насвоемТа-152Н-1 (W.Nr. 150168, бортовая зеленая «9») я приземлился на аэродроме Нейштадт-Глеве. Это был мой последний бой и мой последний вылет в ходе войны. В последние недели войны Та 152 был моей «страховкой» - если бы не его превосходные летные данные, то мои шансы пережить эту войну, пожалуй, были бы незначительными».

Всего 24 апреля в районе Берлина пилоты JG 301 сбили четыре Як-9: два были на счету Решке и два на счету Вальтера Лооса на Та 152Н-0 (бортовая «4»), который выполнял первый боевой вылет на новом истребителе. На следующий день Лоос сбил еще один Як-9. Последний раз летчики JG 301 выполняли боевой вылет на Та 152 30 апреля 1945 г. Остатки 301-го «гешвадера» атаковали советские войска на подходах к Берлину. Та 152 снова прикрывали Fw 190. Согласно летной книжке Лооса, они взлетели в 15.50 и вскоре вступили в бой с советскими истребителями, при этом весьма успешно. Лоос сбил один Як-9, который стал его последней победой во Второй мировой войне (всего он одержал в 66 боевых вылетах 38 побед, при этом 9 раз сам был сбит] и четвертой, одержанной на Та 152. Другой Як-9 на Fw 190A-9 сбил унтер-офицер Вилли Грейнер из 12./JG 301. Вальтер Лоос закончил свой 876 полет, приземлившись в 16.55 в Нейштадт-Глеве.

Вечером 30 апреля все оставшиеся самолеты JG 301 перелетели на аэродром Лецк, где 7 мая 1945 г. они были захвачены канадскими войсками.

Согласно информации, напечатанной в журнале «Flieger Revue», в феврале 1945 г. войска 2-го Белорусского фронта взяли город Мариенбург (ныне Мальборк в Польше). Там на авиазаводе было найдено большое число летно-пригодных Fw 190D-9. В результате, один из истребительных полков Краснознаменного Балтийского флота получил эти истребители на вооружение и вскоре принял участие в дальнейших боях. Машины имели стандартный немецкий камуфляж, на который были нанесены красные звезды в белой окантовке (нижняя поверхность крыла, фюзеляж; и киль). Эта информация верна, но лишь наполовину и требует проверки, особенно в части «принял участие в дальнейших боях». Скорей всего из захваченных самолетов было сформировано какое-нибудь опытно-учебное подразделение ВВС КБФ, которое не принимало участия в боях.

В первой половине 1945 г. в СССР из Германии кроме других образцов авиатехники был доставлен и один Fw 190D-9, который изучался в НИИ ВВС. По мнению ведущих специалистов НИИ ВВС, Fw 190D-9 с W.Nr. 210 251 не мог на равных вести борьбу на малых и средних высотах с отечественными Як-3, Як-9У и Ла-7. Немецкий истребитель уступал им в скорости у земли примерно на 24 км/ч, а на высоте 50 м -на 10 км/ч. Также не в пользу «фокке-вульфа» оказалось сравнение горизонтальной и вертикальной маневренности.

Наибольший интерес для отечественнон промышленности вызвали удачная компоновка агрегатов мотора и оборудования винтомоторной группы, высокая максимально допустимая температура масла на входе в двигатель (130°С), удачная конструкция автоматического регулятора температуры охлаждающей жидкости, деревянные лопасти с высоким КПД. Также отмечалось, что за время испытаний с 11 по 26 мая 1945 г. все агрегаты спецоборудования немецкого самолета работали безотказно. Большую пользу принесло изучение специального блока радиостанции FuG 16ZY, который позволял использовать приемник этой станции в системе радионавигации.

Хорошо отработанную систему управления огнем дополняли высокое качество бронестекла фонаря кабины летчика и удачная конструкция прицела. В отличие от некоторых советских машин с мощным вооружением, на Fw 190D при одновременной стрельбе из всех огневых точек наводка на цель не сбивалась, а сила отдачи оружия летчиком почти не ощущалась. Имелась возможность стрелять раздельно из пушек и пулеметов. Широкая электрификация оборудования упрощала работу летчика.

Истребитель Fw 190D-9 испытали в учебном воздушном бою с Ла-7. Бой показал преимущество отечественной машины. Летчики института инженер-подполковник А. Г. Кочетков, подполковники А. Г. Прошаков и В. И. Хомяков, майор В. Е. Голофастов пришли к выводу, что немецкой новинке не проще вести бой с «лавочкиным», чем его предшественнику Fw 190А-8. Начав «бой» на встречных курсах, советский истребитель заходил «немцу» в хвост после третьего виража или второго боевого разворота. Следует, однако, заметить, что «учебные бои» мероприятие больше демонстрационное и не всегда учитывающее реалии боевой обстановки. Кроме того, они проводились без применения чрезвычайного режима работы мотора Fw 190D (с впрыском водно-метаноловой смеси).

До наших дней сохранился один Fw 190D-9 (W.Nr. 601088), один Fw 190D-13/ Rll (W.Nr. 836017) и один Та 152Н-0 (W.Nr. 150010). Все три машины находятся в США. Кроме того, музей Бундеслюфтваффе в Утерзене располагает крылом от разбитого Fw 190D-9, поднятым со дна озера в районе Шверина.

Последние поршневые истребители, к которым принадлежат и немецкие истребители Fw 190D и Та 152, имеют некое техническое обаяние даже в наше время. Они являют собой заключительный этап полувековой эпохи винтовых машин, и стали ее своеобразной лебединой песней.

Источники

  • "Высотные истребители Фокке-Вульф Fw 190D и Та 152" /Юрий Борисов/