После операции «Боденплатте» англичане и американцы заполучили в свои руки один Fw 190D-9. В ходе боя лейтенант Тео Нибель из-за аварии двигателя совершил вынужденную посадку в районе Веммеля. Самолет получил небольшие повреждения и был тут же взят под охрану бельгийской полицией, а английская разведка незамедлительно приступила к его осмотру. Первый рапорт составили прямо на месте посадки истребителя. Затем машину доставили в Фарнборо, где ее подвергли всесторонним исследованиям. Это был самолет Fw 190D-9 с W.Nr. 210079 (« + 12»).
В начале 1945 г. эскадра JG 2 получила истребители Fw 190D-9. В конце января II/JG 6 также начала осваивать новые истребители на аэродроме Пренцлау в районе Берлина. В феврале 1945 г. III/JG 54, возглавляемая в то время капитаном Клеммом, вошла в качестве IV группы в состав JG 26. В феврале самолеты Fw 190D-9 появились в IV/JG 3.
2 марта 1945 г. I группа JG 2 перехватила отряд американских бомбардировщиков В-26 «Мародер». Немцам удалось сбить один бомбардировщик, потеряв при этом пять истребителей. В конце марта погиб в атаке на «Либерейтор» и сам командир группы капитан Франц Грдличка.
26 марта в районе голландской границы произошел бой Fw 190D-9 из IV/JG 26 с английскими «Темпестами». В ходе боя был сбит «фокке-вульф» 15-й эскадрильи, а его пилот -фельдфебель Герхард Кролль -выпрыгнул с парашютом.
В апреле 1945 г. для охраны JV 44 действующей на Me 262 (возглавлялась генералом А. Гал-ландом), сформировали специальную эскадрилью самолетов Fw 190D-9. Возглавил ее капитан Вальдемар Вюбке. Самолеты, для облегчения опознавания с земли, были выкрашены снизу в красный цвет с узкими белыми полосами. На этих самолетах иногда летал и сам Галланд.
17 апреля 1945 г. произошел бой между 18 Fw 190D-9, ведомых обер-лейтенантом Гансом Дортенманом из 3./JG 26 с двенадцатью английскими «Темпестами». В ходе боя был сбит один английский самолет, тогда как немцы потеряли пять машин и трех летчиков.
Последним соединением люфтваффе, получившим Fw 190D, стала эскадра JG 8, дислоцированная в Зорау. В апреле 1945 г. 8-й «гешвадер» получил 150 самолетов Fw 190D. Командовал соединением знаменитый немецкий ас майор Герхард Баркхорн, имевший на своем счету 301 победу. Впрочем, сам Баркхорн оставил в своем распоряжении самолет Bf 109G-14. Эскадра, испытывая острый недостаток в топливе, лишь иногда совершала патрульные вылеты силами не более четырех самолетов.
9 апреля 1945 г. система ПВО Рейха (Reichverteidigung) располагала 25 самолетами Fw 190D-9 в составе JG 2 и 67 машинами этого типа в составе двух групп JG 301. В составе воздушного флота «Курляндия» четыре группы JG 54 располагали 127 самолетами Fw 190D-9.
Самолет Fw 190D-9 считался немецкими летчиками лучшим истребителем, выпускавшимся крупной серией. Но он появился слишком поздно, чтобы оказать реальное влияние на ход боевых действий.
О боевом применении Та 152С почти ничего не известно. На 30 апреля 1945 г. в составе Stab./JG 301 находились три Та 152C-1/R31. За тот короткий срок, когда выпускался Та 152Н, эти самолеты успели поставить только в один-единственный «гешвадер» -JG 301. Хотя первыми новый истребитель получило другое подразделение. 2 ноября 1944 г. на базе рехлинского испытательного центра для переподготовки летчиков и войсковых испытаний Та 152 был сформирован опытный отряд -Erprobungskommando Та 152, во главе с капитаном Бруно Штолле (Stolle). 10 января 1945 г. отряд получил первые серийные Та 152Н. Вскоре самолеты перелетели на аэродром Лукау-Алтено, где и началась переподготовка летчиков JG 301.
23 января «Опытный отряд Та 152» был преобразован в штабную эскадрилью JG 301, но остался в Рехлине и никогда не действовал вместе с JG 301. В то же самое время II/JG 301 базировалась в Вельцове около Коттбуса и готовилась принять очередную партию самолетов Та 152Н. III группа, тренирующаяся в Алтено, до конца февраля потеряла 5 новых истребителей, в основном из-за возгорания двигателя. Причиной пожаров стало близкое расположение трубопроводов системы охлаждения к выхлопным коллекторам, что приводило к прогару трубопроводов и возгоранию охлаждающей жидкости (смесь воды и гликоля). Еще одним недостатком нового истребителя была частая неисправность системы наддува кабины. Командир JG 301 Фриц Ауфхаммер, погибший в самом конце войны на Та 152Н в районе Неустерлитца, отмечал в одном из донесений, что из всех находящихся у него Та 152 система наддува кабины была полностью исправна только на одном самолете.
В ходе переподготовки летчики 10./JG 301 выполнили единственный боевой вылет на Та 152, во время которого они вместе с другими частями ПВО отражали налет американских бомбардировщиков на Берлин. Несмотря на большие потери в других подразделениях, все Та 152Н-0 вернулись на свой аэродром.
Следует отметить, что переподготовка летчиков на Та 152 занимала очень немного времени, порой хватало и 20 минут. А в первый боевой вылет на новом самолете летчиков отправляли после нескольких тренировочных полетов. Так обер-фельдфебель Йозеф Кайл вспоминал, что перед своим первым боевым вылетом на Та 152Н, который длился 40 минут, он выполнил всего 3 тренировочных полета общей продолжительностью 1 час 20 минут. Это было возможно особенно в тех случаях, если летчики до этого летали на Fw 190D-9. Пилотирование этих двух самолетов было похожим как в процессе взлета, так и в самом полете, хотя имелись и отличия. В полете Та 152 был более чувствительным, а его взлет казался невероятно коротким. На аэродроме в Алтено ВПП имела длину около 600 м, и Та 152Н вполне хватало ее половины! Пробег после посадки в противоположность взлету был довольно продолжительным.
21 февраля в 16.13 с аэродрома в Зохау на Та 152 (желтая или зеленая 1) поднялся в воздух обер-фельдфебель Кайл из 10./JG 301, вместе с другими летчиками над Берлином он атаковал соединение американских бомбардировщиков В-17 и сбил один из них. Таким образом, Кайл стал первым пилотом, сбившим на Та 152 вражеский бомбардировщик. Следующую победу Кайл одержал 1 марта (это был его третий боевой вылет на Та 152), и на этот раз над американским истребителем «Мустанг».
2 марта двенадцать Та 152Н из III/JG 301 участвовали в отражении налета американских бомбардировщиков на Бехлен, химический завод около Леуна. Местом сбора истребителей стало пространство между Бургом и Гарцем на высоте 8000 м. Контакта с противником Та 152 достичь так и не удалось. Хуже того, они были атакованы своими же Bf 109, но благодаря преимуществу в скороподъемности и маневренности ушли из-под их атаки без потерь.
В середине марта III/JG 301 получила новые Fw 190A-9, а имеющиеся Та 152 передала в «штабштаффель» (бывшая Ekdo Та 152). Таким образом, к концу марта единственным подразделением люфтваффе, оснащенным Та 152 осталась штабная эскадрилья JG 301.
10 апреля упоминавшийся выше Кайл взлетел на Та 152Н (бортовая «3») с аэродрома в Брауншвайге и спустя некоторое время вступил в бой с 15 американскими Р-47, сбив одного из них. Всего Кайл на Та 152 одержал 5 из 10 своих побед.
В сводке о состоянии самолетного парка люфтваффе от 12 апреля 1945 г. сообщалось, что в составе IX воздушного корпуса, в штабе (Stab.) JG 301 в летно-пригодном состоянии находятся 4 Та 152, а в составе II воздушного корпуса и Gen. d. Jagdflieger, т.е. в штабной эскадрилье (Stab. St.) JG 301 -3 Та 152 и столько же в III/JG 301.
14 апреля 1945 г. два «Темпеста» из новозеландской 486-й эскадрильи взлетели с голландского аэродрома Волкель для атаки железнодорожной сортировочной станции в у\ювигслус-те. Вскоре после их появления над Лювигслустом с аэродрома в Нейштадт-Глеве, расположенного в 10 км от станции, взлетели три Та 152 из Stab./JG 301. На одном из истребителей летал обер-фельдфебель Вилли Решке (Reschke). Он вспоминает: «В начале алреля JG 301 базировалась в Хагенау, Людвиглюсте и НейштадтТлеве. На аэродроме Нейштадт-Глеве располагалась II группа и вооруженное Та 152 штабное звено... На перехват ушли три Та 152, которые пилотировали Ауфхаммер, Саттлер (Sattler) и я. Контакт с противником был установлен сразу после взлета, удалось определить тип самолетов противника -«Темпесты». Я летел 3-м номером в звене, впереди шел Саттлер. Вдруг самолет Саттлера неожиданно перешел в пикирование и столкнулся с землей. Невозможно представить, что его подбили вражеские истребители. Вскоре разгорелся воздушный бой двое на двое. Мы знали, что «Темпест» -скоростной самолет, который англичане использовали для охоты на самолеты-снаряды V-1. Однако в воздушном бою на высоте порядка 50 метров скорость не играет особой роли. Важнее маневренность самолета в горизонтальной плоскости. Впервые мы получили возможность в деле доказать, на что способен Та 152. В крутом вираже я все ближе и ближе подходил к «Темпесту», я пилотировал свой самолет на пределе возможного. Первой очередью я поразил истребитель противника в хвостовое оперение и заднюю часть фюзеляжа. Летчик инстинктивно дернул ручку управления -в результате «Темпест» занял позицию, значительно облегчавшую мою работу. Теперь «Темпесту» не уйти. Я второй раз нажал на гашетку, однако после нескольких выстрелов стрельба прекратилась. Я не помню, что и как делал. К счастью, летчик «Темпеста» не заметил моего замешательства. Мы продолжали карусель. В какой-то момент «Темпест» свалился в левый штопор. Самолет рухнул в лес».
24 апреля в 08.00 истребители Stab, и II/JG 301 поднялись в воздух, чтобы провести разведку местоположения советских войск южнее Берлина в районе Цоссена. Через некоторое время взлетели и самолеты двух других групп JG 301. После обнаружения противника примерно 70 истребителей должны были атаковать его. Ориентироваться в лесной местности в районе Цоссена оказалось не так уж сложно, так как советские войска использовали для обозначения своих позиций красные ракеты, тогда как немецкие -жёлтые. Stab./JG 301 летел парой в составе Решке -Шталь, а также звеном, которое составили обер-фельдфебели Лоос, Кайл и Блюм. Их задачей было прикрытие «фокке-вульфов», штурмующих советские позиции. Нижняя кромка облачности находилась на высоте 1500 м. Отдельные «лохмотья» облаков висели еще ниже, и Решке иногда терял из виду Та 152 Шталя, летевшего в 200 м впереди справа. Над Берлином звено Решке повернуло на север. Между Кенигом и Вустерхаузеном, вылетев из очередного облачного «лоскута», они неожиданно увидели на пересекающемся курсе группу советских Як-9.
Решке вспоминает: «Советские истребители заметили нас и разворачивались в нашу сторону. Я немедленно по радио предупредил Шталя о вражеских истребителях, и сам повернул им навстречу. К моему удивлению, Шталь никак не отреагировал на мое предупреждение. Русские истребители открыли огонь. Я повторно передал Шталю, чтобы он немедленно уходил вверх в облака, но он продолжал лететь с небольшим снижением в прежнем направлении. В этот момент рядом с моим самолетом пронеслась огненная трасса. Я так сконцентрировался на положении Шталя, что совсем забыл, что мое собственное положение было совсем не лучше. Я резко отвернул влево. Я первый раз встретился в бою с советскими истребителями, и поначалу не знал, как действовать, так как не был знаком с их тактикой. Однако высокая маневренность Та 152 расставила все на свои места. Теперь не я был перед ними, а они передо мной. Сначала я сбил Як-9 с бортовым номером 4 (в 08.45 в районе Эркнера. -автор), а вскоре еще один пошел вниз (в 08.48], оставляя за собой шлейф густого дыма. Во время боя я потерял связь со Шталем, хотя неоднократно вызывал его по радио. Мне оставалось только надеяться, что он смог вернуться обратно на аэродром. В09.15насвоемТа-152Н-1 (W.Nr. 150168, бортовая зеленая «9») я приземлился на аэродроме Нейштадт-Глеве. Это был мой последний бой и мой последний вылет в ходе войны. В последние недели войны Та 152 был моей «страховкой» - если бы не его превосходные летные данные, то мои шансы пережить эту войну, пожалуй, были бы незначительными».
Всего 24 апреля в районе Берлина пилоты JG 301 сбили четыре Як-9: два были на счету Решке и два на счету Вальтера Лооса на Та 152Н-0 (бортовая «4»), который выполнял первый боевой вылет на новом истребителе. На следующий день Лоос сбил еще один Як-9. Последний раз летчики JG 301 выполняли боевой вылет на Та 152 30 апреля 1945 г. Остатки 301-го «гешвадера» атаковали советские войска на подходах к Берлину. Та 152 снова прикрывали Fw 190. Согласно летной книжке Лооса, они взлетели в 15.50 и вскоре вступили в бой с советскими истребителями, при этом весьма успешно. Лоос сбил один Як-9, который стал его последней победой во Второй мировой войне (всего он одержал в 66 боевых вылетах 38 побед, при этом 9 раз сам был сбит] и четвертой, одержанной на Та 152. Другой Як-9 на Fw 190A-9 сбил унтер-офицер Вилли Грейнер из 12./JG 301. Вальтер Лоос закончил свой 876 полет, приземлившись в 16.55 в Нейштадт-Глеве.
Вечером 30 апреля все оставшиеся самолеты JG 301 перелетели на аэродром Лецк, где 7 мая 1945 г. они были захвачены канадскими войсками.
Согласно информации, напечатанной в журнале «Flieger Revue», в феврале 1945 г. войска 2-го Белорусского фронта взяли город Мариенбург (ныне Мальборк в Польше). Там на авиазаводе было найдено большое число летно-пригодных Fw 190D-9. В результате, один из истребительных полков Краснознаменного Балтийского флота получил эти истребители на вооружение и вскоре принял участие в дальнейших боях. Машины имели стандартный немецкий камуфляж, на который были нанесены красные звезды в белой окантовке (нижняя поверхность крыла, фюзеляж; и киль). Эта информация верна, но лишь наполовину и требует проверки, особенно в части «принял участие в дальнейших боях». Скорей всего из захваченных самолетов было сформировано какое-нибудь опытно-учебное подразделение ВВС КБФ, которое не принимало участия в боях.
В первой половине 1945 г. в СССР из Германии кроме других образцов авиатехники был доставлен и один Fw 190D-9, который изучался в НИИ ВВС. По мнению ведущих специалистов НИИ ВВС, Fw 190D-9 с W.Nr. 210 251 не мог на равных вести борьбу на малых и средних высотах с отечественными Як-3, Як-9У и Ла-7. Немецкий истребитель уступал им в скорости у земли примерно на 24 км/ч, а на высоте 50 м -на 10 км/ч. Также не в пользу «фокке-вульфа» оказалось сравнение горизонтальной и вертикальной маневренности.
Наибольший интерес для отечественнон промышленности вызвали удачная компоновка агрегатов мотора и оборудования винтомоторной группы, высокая максимально допустимая температура масла на входе в двигатель (130°С), удачная конструкция автоматического регулятора температуры охлаждающей жидкости, деревянные лопасти с высоким КПД. Также отмечалось, что за время испытаний с 11 по 26 мая 1945 г. все агрегаты спецоборудования немецкого самолета работали безотказно. Большую пользу принесло изучение специального блока радиостанции FuG 16ZY, который позволял использовать приемник этой станции в системе радионавигации.
Хорошо отработанную систему управления огнем дополняли высокое качество бронестекла фонаря кабины летчика и удачная конструкция прицела. В отличие от некоторых советских машин с мощным вооружением, на Fw 190D при одновременной стрельбе из всех огневых точек наводка на цель не сбивалась, а сила отдачи оружия летчиком почти не ощущалась. Имелась возможность стрелять раздельно из пушек и пулеметов. Широкая электрификация оборудования упрощала работу летчика.
Истребитель Fw 190D-9 испытали в учебном воздушном бою с Ла-7. Бой показал преимущество отечественной машины. Летчики института инженер-подполковник А. Г. Кочетков, подполковники А. Г. Прошаков и В. И. Хомяков, майор В. Е. Голофастов пришли к выводу, что немецкой новинке не проще вести бой с «лавочкиным», чем его предшественнику Fw 190А-8. Начав «бой» на встречных курсах, советский истребитель заходил «немцу» в хвост после третьего виража или второго боевого разворота. Следует, однако, заметить, что «учебные бои» мероприятие больше демонстрационное и не всегда учитывающее реалии боевой обстановки. Кроме того, они проводились без применения чрезвычайного режима работы мотора Fw 190D (с впрыском водно-метаноловой смеси).
До наших дней сохранился один Fw 190D-9 (W.Nr. 601088), один Fw 190D-13/ Rll (W.Nr. 836017) и один Та 152Н-0 (W.Nr. 150010). Все три машины находятся в США. Кроме того, музей Бундеслюфтваффе в Утерзене располагает крылом от разбитого Fw 190D-9, поднятым со дна озера в районе Шверина.
Последние поршневые истребители, к которым принадлежат и немецкие истребители Fw 190D и Та 152, имеют некое техническое обаяние даже в наше время. Они являют собой заключительный этап полувековой эпохи винтовых машин, и стали ее своеобразной лебединой песней.
Источники
- "Высотные истребители Фокке-Вульф Fw 190D и Та 152" /Юрий Борисов/
|