Авиация Второй мировой

Home English

Fw 191

FW 191
  • Фокке-Вульф
  • Средний бомбардировщик. 1942

Двухдвигательный средний бомбардировщик FW 191 разрабатывался под перспективные 24-цилиндровые двигатели жидкостного охлаждения Junkers Jumo 222, ожидаемой мощностью 2000 л.с. Мощность силовой установки в 4000 л.с. с малым миделем двухдвигательного самолета должна была обеспечить бомбардировщику хорошие лётные данные. Однако неготовность двигателей вынудило технический департамент согласиться на установку самых мощных из доступных двигателей - ВМW-801, к тому же близких по габаритам к Jumo-222.

Производство двух первых опытных FW 191-V1 и V2 началось в конце 1940 г., первый из них вышел на испытания в начале 1942 г.

Конструктивно самолет был выполнен аэродинамически чистым высокопланом, с размещением всех четырех членов экипажа в одной кабине в носовой части фюзеляжа. Из конструктивных особенностей следует отметить складывающиеся пополам при открытии створки бомболюка. Экипаж попадал в кабину самолета по стремянке через открытый бомболюк.

Вооружение должно было состоять из носовой пары пулеметов МG-81, управляемых бомбардиром, двух турелей с таким же вооружением в конце каждой гондолы и верхней турели с одной пушкой МG-151/20 и двумя пулеметами МG-81 (все эти управлялись радистом), а нижняя турель с одной пушкой и двумя пулеметами была в распоряжении бортинженера.

Одной из особенностей FW 191 была его полная электрификация. Все устройства, вплоть до триммеров имели в качестве привода электродвигатели. Количество маломощных моторов на самолете было так велико, что он был прозван "летающей электростанцией". Такая "электрификация" была следствием прямого указа исследовательского департамента РЛМ, несмотря на протесты "Фокке-Вульфа". Недоработанность электросхемы, флаттер закрылков и малая мощность силовой установки создавали много проблем при испытаниях самолета, что вызвало приостановку программы.

К концу 1942 г. появилась возможность установки на FW 191 пары предсерийных Jumo-222, гидропривода к тому времени уже разрешили. Под установку Jumo-222 и гидравлики был выбран вариант самолета FW 191-V6, имевший наименьшую степень готовности на момент приостановки программы. Весной 1943 г этот самолет поднялся в воздух. Двигатели развивали на взлете 2200 л.с., но и этого оказалось недостаточно для двадцатитонного самолета.

Разрабатывались проекты FW 191B и FW 191C c различными вариантами вооружения (см компоновочные схемы) и двигателей (рассматривалась установка спаренных двигателей DB-606 или DB-610), однако до конца 1943 г все работы по FW 191 были прекращены. FW 191B и FW 191C так и остались в проектах.


Характеристики FW 191 V6
Экипаж 7
Размеры
Размах крыла, м 25,00
Длина, м 18,45
Высота, м 4,80
Площадь крыла, м² 70,50
Массы и нагрузки
Вес пустого, кг 11970
Нормальная взлетная, кг 19575
Силовая установка
2 ПД 24-цил. Junkers Jumo 222, мощностью л.с. 2×2200
Лётные данные
Максимальная скорость, км/час 620
Максимальная скороподъемность, м/сек 6,1
Практический потолок, м 9700
Практическая дальность, км 3600

Вооружение. Одна пушка МG-151/20 или два 13-мм пулемета МG-131 в дистанционно управляемых носовой установке и в хвостовом конусе, по 2 пушки МG-151/20 в верхней и нижней дистанционно управляемых установках.

В бомбоотсеке могло размещаться 8×350-кг или 4×500-кг бомбы, или 2 торпеды LТ-1500, плюс (в перегруэку) 2×500-кг бомбы, или 2 торпеды LТ-1500 на внешних подвесках.

Фото Описание

Схема FW 191

Компоновка FW 191B и FW 191C (проекты).

Источники

  • "Боевые самолёты люфтваффе" /под ред. Дэвида Дональда/
  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/