Авиация Второй мировой

Home English

FW 56 Stößer

FW 56 Stösser
  • Учебно тренировочный истребитель
  • Первый полет: 1933
  • Фокке-Вульф

Fw.56 "Перепелятник" («Stößer»). Первая работа Курта Танка на посту технического директора фирмы «Focke-Wulf». Самолёт разрабатывался как учебно-тренировочный для повышенной лётной подготовки, предусматривалось также его использование в качестве истребителя ПВО ("истребитель защиты дома").

Конструктивная схема - парасоль, с оперением от "Альбатроса". Стабилизатор и руль высоты находились перед рулем направления, все рули деревянной конструкции с тканевой обшивкой. Особое внимание было уделено аэродинамике, позволявшей при малой мощности двигателя получить хорошие лётные данные. Шасси с двумя консольными стойками с масляной амортизацией, с колесами на пневматиках низкого давления.

Самолет демонстрировал отличную скороподъёмность и высокие пилотажные качества, участвуя в показательных выступлениях. В 1935 г. "Штёссер" был запущен в серию под обозначением Fw.56a-1. Это был очень послушный в управлении самолет. На нём каждый будущий летчик-истребитель мог проверить, чего он стоит. Однажды овладев им, пилоты отзывались о "Штёссере", как о прекрасном самолете.

«Штёссеры» на протяжении всей войны использовались в NSFK*, авиашколах, участвовали в исследовательских программах.

Точное число построенных самолетов неизвестно, считается, что было построено 900-1000 самолетов.

*прим. NSFK - Национал-социалистический авиакорпус (нем. Nationalsozialistisches Fliegerkorps) — полувоенная организация нацистской Германии

Характеристики Fw.56
Экипаж 1
Размеры
Размах крыла, м 10,5
Площадь крыла, м² 13,50
Длина самолета, м 7,65
Высота самолета, м 2,55
Силовая установка
1×ПД Argus AS-10C, л.с. 240
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 670
Нормальная взлетная 985
Летные данные
Максимальная скорость, км/ч 266
Крейсерская скорость, км/ч 243
Максимальная скороподъемность, м/мин 504
Практичесий потолок, м 6200
Практическая дальность, км 370

Вооружение. Один или два 7,92-мм пулемета МG-17 с 250 патронами на ствол; 3 × 10-кг бомбы.

Фото Описание
Схема FW 56 Stößer

Схема FW 56 Stößer

FW 159

FW 159
  • Истребитель
  • Первый полет: 1935
  • Фокке-Вульф

Fw.159 проектировался под новый двигатель "Юнкерса" - Jumo-210 - 12-цилиндровый типа перевернутой V, жидкостного охлаждения. Выбор мотора был обусловлен заданием. Фюзеляж овального сечения типа монокок из легкого сплава. Цельнометаллическое крыло прямоугольной в плане форму. Конструкция крыла включала главный и вспомогательный лонжероны; к последнему крепились закрылки и элероны, занимавшие всю заднюю кромку крыла. Профиль крыла NАСА, относительно тонкий. Подкос шел от главного лонжерона крыла к фюзеляжу. Пилот располагался под сдвижным назад фонарем. Все топливо размещалось в одном баке под кабиной, который можно было сбросить. Особое внимание было уделено простоте обслуживания самолета - почти вся передняя часть фюзеляжа имела съемные панели, обеспечивающие быстрый доступ к двигателю, вооружению и вспомогательному оборудованию.

Fw.159-V1 был оснащен двигателем Jumo-210А взлетной мощностью 610 л.с. и деревянным двухлопастным винтом фиксированного шага "Шварц".

Особенностью Fw.159 были убираемые стойки шасси, вернее механизм их уборки, оказавшийся ахиллесовой пятой истребителя. В первом же испытательном полете под управлением флюг-капитана Вольфганга Штейна основные опоры шасси не встали на замки выпущенного положения. Через полтора часа полета, после выработки топлива, сразу после касания, стойки шасси были снесены. Самолет пару раз перевернулся, при этом получил повреждения и воссстановлению не подлежал. В результате Fw.159-V1 пришлось списать, а Штейн чудом отделался только ушибами.

Впоследствии стало ясно, что проектировавшие шасси инженеры не включили в расчет воздушный напор, и мощности гидравлики явно не хватало чтобы выпустить стойки в поток. В результате второй опытный Fw.159-V2 (D-INGA), законченный вскоре после аварии, получил более мощную гидравлику шасси. Хвостовая стойка была удлинена, а обтекатель на ней снят. Управлямостью Fw.159 мало отличался от "Штессера", но скоростные качества и скороподъемность были явно ниже рассчетных, а время виража слишком большим.

Третий опытный V3 (D-IUPY) отличался двигателем Jumo-210В взлетной мощностью 600лс и 640лс на высоте 2700 м. Вместо двухлопастного был установлен трехлопастный деревянный винт фиксированного шага "Шварц". Фонарь кабины был переделан - сдвижная часть состояла из трех панелей, а обтекатель за сдвижной частью, ранее выполняемый заодно с последней, стал неподвижным. Было установлено вооружение из двух пулеметов MG-17 с 500 патронами на ствол. Пулеметы были синхронизированы для стрельбы через винт. Предусматривалась установка пушки МGFF для стрельбы через втулку винта, хотя пушка не ставилась (она мало подходила для установки в развале цилиндров из-за перегрева).

В течение 1936 г Fw.159-V2 также был оснащен двумя пулеметами, обтекатель за фонарем стал фиксированным. Состоящий из двух панелей фонарь сдвигался поверх гаргрота. Трехлопастный винт фиксированного шага был заменен на двухлопастный винт изменяемого шага "Юнкерс-Гамильтон". Был установлен двигатель Jumo-210Dа с двухскоростным нагнетателем мощностью 680лс на взлете и 670лс на высоте 3900 м в течении 5 минут. VЗ также получил двухлопастный винт изменяемого шага. Одновременно на него был установлен Jumo-210D взлетной мощностью 700лс и 730лс на высоте 1000 м. Но к этому времени (конец лета 1937 г) министерство авиации уже сделало ставку на Вf.109. 0ба Fw.159-V2 и VЗ испытывались в Травемюнде в течение весны и начала лета 1936 г, но предпочтение люфтваффе свободнонесущему моноплану проявилось еще в начале работ и еще более усилилось после испытаний Вf.109 и Не.112. Истребитель "Фокке-Вульф" уже не рассматривался серьезным претендентом и воспринимался персоналом испытательного центра в качестве своеобразного паллиатива между уходящими бипланами и более аэродинамически совершенными монопланами, к тому же не имеющим маневренности первых и скоростных качеств последних.

Достоинств у Fw.159 было действительно немного. В варианте, испытываемом в Травемюнде, он был чуть легче, чем Не.112 с тем же двигателем, да еще имел существенно большую нагрузку на крыло, которая (111,5 кг/м²) была лишь немногим меньше, чем у более легкого (на 300 кг) Вf.109 с двигателем Jumo-210. Несмотря на значительные усилия Блазера и его конструкторов снизить воздушное сопротивление истребителя, последний явно не мог конкурировать с самолетами "Хейнкеля" и "Байерише флюгцойгверке", уступая практически по всем характеристикам. К тому же сложная конструкция механизма уборки шасси вряд ли была бы радостно принята обслуживающим персоналом.

Хотя Fw.159 уже не участвовал в конкурсе, его испытания и доводка продолжались по 1938 г. С двигателем непосредственного впрыска Jumo-210D он смог достигнуть скорости 403 км/ч на высоте 4500 м. Работу механизма уборки шасси так и не удалось отладить и программа испытаний прерывалась постоянными аварийными посадками.

Характеристики
Экипаж 1
Размеры
Размах крыла, м 12,40
Длина самолета, м 10,00
Высота самолета, м 3,70
Силовая установка
1 x 12-ти цилиндровый рядный Yumo-210Da, мощностью л.с. 680
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 1877
Максимальная взлетная 2250
Летные данные
Максимальная скорость у земли, км/ч 331
Максимальная скорость на высоте, км/ч 382
Практический потолок, м 7200
Практическая дальность, км 650
Вооружение
2 × 7,9 мм синхронных пулемета МG-17, патронов на ствол 500
Фото Описание
Схема FW 159

Схема FW 159

Источники

  • "Самолеты Германии Второй мировой войны" /В.Н. Шунков/
  • "Немецкий след в истории отечественной авиации " /Д.А. Соболев, Д.Б. Хазанов/
  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/