FW 159
|
- Истребитель
- Первый полет: 1935
- Фокке-Вульф
|
Fw.159 проектировался под новый двигатель "Юнкерса" - Jumo-210 - 12-цилиндровый типа перевернутой V, жидкостного охлаждения. Выбор мотора был обусловлен заданием. Фюзеляж овального сечения типа монокок из легкого сплава. Цельнометаллическое крыло прямоугольной в плане форму. Конструкция крыла включала главный и вспомогательный лонжероны; к последнему крепились закрылки и элероны, занимавшие всю заднюю кромку крыла. Профиль крыла NАСА, относительно тонкий. Подкос шел от главного лонжерона крыла к фюзеляжу. Пилот располагался под сдвижным назад фонарем. Все топливо размещалось в одном баке под кабиной, который можно было сбросить. Особое внимание было уделено простоте обслуживания самолета - почти вся передняя часть фюзеляжа имела съемные панели, обеспечивающие быстрый доступ к двигателю, вооружению и вспомогательному оборудованию.
Fw.159-V1 был оснащен двигателем Jumo-210А взлетной мощностью 610 л.с. и деревянным двухлопастным винтом фиксированного шага "Шварц".
Особенностью Fw.159 были убираемые стойки шасси, вернее механизм их уборки, оказавшийся ахиллесовой пятой истребителя. В первом же испытательном полете под управлением флюг-капитана Вольфганга Штейна основные опоры шасси не встали на замки выпущенного положения. Через полтора часа полета, после выработки топлива, сразу после касания, стойки шасси были снесены. Самолет пару раз перевернулся, при этом получил повреждения и воссстановлению не подлежал. В результате Fw.159-V1 пришлось списать, а Штейн чудом отделался только ушибами.
Впоследствии стало ясно, что проектировавшие шасси инженеры не включили в расчет воздушный напор, и мощности гидравлики явно не хватало чтобы выпустить стойки в поток. В результате второй опытный Fw.159-V2 (D-INGA), законченный вскоре после аварии, получил более мощную гидравлику шасси. Хвостовая стойка была удлинена, а обтекатель на ней снят. Управлямостью Fw.159 мало отличался от "Штессера", но скоростные качества и скороподъемность были явно ниже рассчетных, а время виража слишком большим.
Третий опытный V3 (D-IUPY) отличался двигателем Jumo-210В взлетной мощностью 600лс и 640лс на высоте 2700 м. Вместо двухлопастного был установлен трехлопастный деревянный винт фиксированного шага "Шварц". Фонарь кабины был переделан - сдвижная часть состояла из трех панелей, а обтекатель за сдвижной частью, ранее выполняемый заодно с последней, стал неподвижным. Было установлено вооружение из двух пулеметов MG-17 с 500 патронами на ствол. Пулеметы были синхронизированы для стрельбы через винт. Предусматривалась установка пушки МGFF для стрельбы через втулку винта, хотя пушка не ставилась (она мало подходила для установки в развале цилиндров из-за перегрева).
В течение 1936 г Fw.159-V2 также был оснащен двумя пулеметами, обтекатель за фонарем стал фиксированным. Состоящий из двух панелей фонарь сдвигался поверх гаргрота. Трехлопастный винт фиксированного шага был заменен на двухлопастный винт изменяемого шага "Юнкерс-Гамильтон". Был установлен двигатель Jumo-210Dа с двухскоростным нагнетателем мощностью 680лс на взлете и 670лс на высоте 3900 м в течении 5 минут. VЗ также получил двухлопастный винт изменяемого шага. Одновременно на него был установлен Jumo-210D взлетной мощностью 700лс и 730лс на высоте 1000 м. Но к этому времени (конец лета 1937 г) министерство авиации уже сделало ставку на Вf.109. 0ба Fw.159-V2 и VЗ испытывались в Травемюнде в течение весны и начала лета 1936 г, но предпочтение люфтваффе свободнонесущему моноплану проявилось еще в начале работ и еще более усилилось после испытаний Вf.109 и Не.112. Истребитель "Фокке-Вульф" уже не рассматривался серьезным претендентом и воспринимался персоналом испытательного центра в качестве своеобразного паллиатива между уходящими бипланами и более аэродинамически совершенными монопланами, к тому же не имеющим маневренности первых и скоростных качеств последних.
Достоинств у Fw.159 было действительно немного. В варианте, испытываемом в Травемюнде, он был чуть легче, чем Не.112 с тем же двигателем, да еще имел существенно большую нагрузку на крыло, которая (111,5 кг/м²) была лишь немногим меньше, чем у более легкого (на 300 кг) Вf.109 с двигателем Jumo-210. Несмотря на значительные усилия Блазера и его конструкторов снизить воздушное сопротивление истребителя, последний явно не мог конкурировать с самолетами "Хейнкеля" и "Байерише флюгцойгверке", уступая практически по всем характеристикам. К тому же сложная конструкция механизма уборки шасси вряд ли была бы радостно принята обслуживающим персоналом.
Хотя Fw.159 уже не участвовал в конкурсе, его испытания и доводка продолжались по 1938 г. С двигателем непосредственного впрыска Jumo-210D он смог достигнуть скорости 403 км/ч на высоте 4500 м. Работу механизма уборки шасси так и не удалось отладить и программа испытаний прерывалась постоянными аварийными посадками.
Экипаж |
1 |
Размеры |
Размах крыла, м |
12,40 |
Длина самолета, м |
10,00 |
Высота самолета, м |
3,70 |
Силовая установка |
1 x 12-ти цилиндровый рядный Yumo-210Da, мощностью л.с. |
680 |
Массы и нагрузки, кг: |
Пустого самолета |
1877 |
Максимальная взлетная |
2250 |
Летные данные |
Максимальная скорость у земли, км/ч |
331 |
Максимальная скорость на высоте, км/ч |
382 |
Практический потолок, м |
7200 |
Практическая дальность, км |
650 |
Вооружение |
2 × 7,9 мм синхронных пулемета МG-17, патронов на ствол
|
500 |
Источники
- "Самолеты Германии Второй мировой войны" /В.Н. Шунков/
- "Немецкий след в истории отечественной авиации " /Д.А. Соболев, Д.Б. Хазанов/
- "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/
|