Авиация Второй мировой

Home English

Go 146

Go 146 V-1
  • Легкий транспортный самолет
  • Первый полет: 1936
  • Gotha

В соответствии с требованиями, подготовленными германским Рейхсминистерством авиации, свои предложения представили несколько компаний. Наряду с моделями Ago Ao 192 Kurier и Siebel Fh 104 Hallore, на тендер был предложен Gotha Go.146, спроектированный Альбертом Калкертом и представлявший собой свободнонесущий низкоплан, предназначавшийся для гражданского рынка (курьерский самолет) и для военных (самолет связи). Первые два прототипа новой машины - Go 146V-1 (D-IFSZ) и Go 146V-2 (D-ILPC) - имели смешанную конструкцию из легких сплавов и дерева и прошли испытания в 1936 году.

Самолет имел фюзеляж прямоугольного сечения, выполненный из легких сплавов; пилотская и пассажирская кабины выполнялись раздельными, последняя вмещала двух пассажиров с парашютами или трех - без парашютов (еще одного могли брать вместо радиста). Деревянное крыло имело небольшое поперечное V, хвостовое оперение – обычного типа. Шасси - с хвостовым колесом, основные опоры - убирающиеся в закрывающиеся ниши мотогондол. Первоначально на самолетах стояли двигатели воздушного охлаждения Argus As 10C мощностью по 240 л.с. (179 кВт), приводившие во вращение двухлопастные деревянные воздушные винты, но затем стали использовать двигатели Hirth HM 508E с аналогичными характеристиками.

Характеристики Go.146 вполне удовлетворили требования заказчика, но выбор уже был сделан в пользу не менее хорошего Siebel Fh.104 "Hallore". Фирмой были построено ещё четыре прототипа поступивших в ограниченную эксплуатацию.

Характеристики Go 146V-1
Экипаж 2
Размеры
Размах крыла, м 12,40
Площадь крыла, м² 21,70
Высота самолета, м 2,70
Длина самолета, м 9,45
Силовая установка
2 × ПД Hirth HM 508E, мощностью л.с. 2 × 240
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 1520
Нормальная взлетная 2950
Летные данные
Максимальная скорость, км/ч 335
Крейсерская скорость, км/ч 305
Скороподъемность, м/мин 305
Практический потолок, м 5000
Практическая дальность, км 1000
Полезная нагрузка
4 пассажира
Фото Описание
Схема Gotha Go 146

Схема Gotha Go 146

Go 244

Go 244 B-1
  • Средний транспортно-десантный самолет
  • Первый полет: 1942
  • Gotha

Важнейшей проблемой для планерных частей Go 242 явилась возврат пустых "летающих контейнеров" после выполнения задания. Не всегда посадка производилась в том месте, куда мог приземлиться и буксировщик. Чтобы решить эту задачу, пробовали переоборудовать Go 242 в мотопланер. Два Go 242 оснастили восьмицилиндровым двигателем воздушного охлаждения Аргус As 10с (V-образный, перевернутый), который мог крепиться в носовой части планера. После посадки и разгрузки лётчики должны были установить мотор на четырёх болтах и вернуться своим ходом обратно. Но руководство Министерства авиации забраковало такой вариант мотопланера, предложив оснастить Go 242 двумя более мощными двигателями и превратить его в упрощенный транспортный самолёт.

Летом 1942 г. изготовили три Go 244 в варианте десантно-транспортного самолета. Все машины имели радиальные моторы воздушного охлаждения: на Go 244V1 стояли девятицилиндровые BVW 132Z (660л.с.), на V2 - двухрядные четырнадцатицилиндровые "Гном-Рон" 14М (700 л.с.), на V3 - трофейные М-25 (750 л.с.) с советских истребителей И-15 и И-16.

Самолёты представляли собой обычные планеры Go 242B с колесным шасси, на которых моторы крепились впереди хвостовых балок. Доработки были минимальными. Они касались только размещения топливного и маслобаков, а также необходимого оборудования в кабине пилотов. Впоследствии выпустили ещё несколько самолётов с моторами М-25 и BMW 132Z. Наибольшее предпочтение отдавали, конечно, мощному М 25. Но запчасти для него можно было получить только в Советском Союзе, и основную серию "244" развернули с двигателями "Гном-Рон" 14М Go 244 получил трехлопастные винты изменяемого шага, хотя часть машин оснащалась четырехлопастными пропеллерами с постоянным шагом Защитное вооружение состояло из трех пулеметов MG 15 или MG 81Z (спарка) калибра 7,9 мм

Выпускались различные варианты двухбалочного транспортника 244В-1, В-2, В-3, В-4 и В-5. Все они строились на базе модификаций планера с соответствующим обозначением. После переоборудования 133 планеров завод в Будейовице (Чехословакия) принадлежавший ГВФ, перешел на производство Go.244b, поставив 10 самолетов в сентябре 1942 г и 29 в ноябре.

Последними вариантами были С-1, С-2 и С-3. Планеры Go 244C-1 и С-2 имели четырехлопастный винт и доработанное шасси, а С-3 был моторной версией гидропланера Go 242C-1/

"Летающие контейнеры" с двигателями выпускали на заводе фирмы "Гота" в чехословацком городе Будейовице, и в 1942 г были готовы 133 экземпляров Go 244 Однако опыт применения этих самолетов на Восточном фронте и на других театрах военных действий посчитали неудачным Отмечалась недостаточная мощность двигателей, проблемы с запчастями к капризным французским "Гномам" и невысокая скорость полета. Поэтому выпуск Go 244 прекратили, завод вернулся к сборке планеров Go 242.

В марте 1942 г. перевооружились на самолеты Go 244 две транспортные эскадрильи Люфтваффе. Это были KGrzbV 104 в Греции и KGrsbV 106 на Крите, летавшие на трехмоторных Ju 52/Зм. Однако уже в ноябре того же года все Go 244 заменили на Me 323 "Гигант" (шестимоторный самолет, созданный на базе планера Me 321). Поэтому единственной частью, имевшей "летающие контейнеры" с моторами, осталась 7./TG4 (7-я эскадрилья 4-й транспортной группы), базировавшаяся на юге России.

К этому времени эксплуатация самолета на Восточном фронте вскрыла ряд недостатков. В результате, поставив еще два Go.244b, завод вновь вернулся к сборке Go.242. В марте 1942 г две группы с Ju.52/Зm - К.Gr.к.b.V.104 и 106 получили Go.244b, но в ноябре первая была перевооружена на Ме.323, а вторая спустя несколько месяцев вновь получила Ju.52/Зm. Транспортные "Готы" были направлены в летные школы - мощности их двигательной установки явно не хватало и держаться в воздухе на одном моторе они не могли.

Снятые с эксплуатации самолеты Go 244 передали в тренировочные центры для подготовки парашютистов.

Очевидно, что более удачным все же оказался безмоторный вариант "летающего контейнера" фирмы "Гота". Этот вывод подтверждается, если сравнить количество выпущенных экземпляров Go 242 и Go 244. Последний собранный планер выкатили из цеха в июле 1944 г., общий выпуск составил 1528 машин., и из них только 133 планера переделали в двухмоторный "244".

Характеристики Go 146B-2
Экипаж 2
Размеры
Размах крыла, м 24,50
Площадь крыла, м² 62,40
Высота самолета, м 4,60
Длина самолета, м 15,80
Силовая установка
2 × ПД Gnome-Rhone 14М-4/5, мощностью л.с. 2 × 700
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 5100
Максимальная взлетная 7800
Летные данные
Максимальная скорость, км/ч 290
Крейсерская скорость, км/ч 270
Скороподъемность, м/мин 270
Практический потолок, м 7650
Практическая дальность, км 740
Полезная нагрузка
23 десантника

Вооружение. Четыре 7,9-мм пулемета МG-15 со 125 патронами на ствол и до четырех пехотных МG-34

Фото Описание
Схема Gotha Go 244

Схема Gotha Go 244

Источники

  • Gotha Go 146 /Андрей Крумкач./
  • Gotha Go 146 /Мировая Авиация. de Agostini./
  • Dvoumotorova obchodni letadla /Vaclav Nemecek./