Антон Флеттнер
(1985-1961)
В декабре 1934 группой разработчиков из RLM в присутствии статс-секретаря министерства авиации Мильха, которое привело к принятию важного решения в отношении будущего авиационного вооружения. Развитие винтокрылых машин было признано важным направлением, так что проводимые работы по разработке таких необходимо было всячески ускорить. В рабочем плане группы, датированном декабрём 1935 года, под заголовком «Спортивные, основные тренировочные и специальные воздушные суда» были перечислены Fi 184, Fw 61, «Проект Fw» (позднее получивший обозначение Fw 186) и LC 30 (лицензионное производство на Фокке Вульф).
C 30 стоит отметить в связи с тем, что флот интересовался им в качестве ВС корабельного базирования. Это был чистый автожир, разрабатываемый Хуаном Сиервой с 1933 года. Что же касается производства, то компания Фокке-Вульф в 1933 так и не получила прав на лицензионную постройку сего аппарата. Переговоры о лицензионной сборке начались в 1935 году, первоначально с Hamurger Flugzeugbau G.m.b.H. (сокращённо Ha, позднее получившей название Blohm und Voss), однако всё остановилось по финансовым соображениям. Компания Фокке-Вульф подключилась к переговорам в июле 1935. Старт лицензионной сборки на Фокке-Вульфе был перенесён на декабрь 1935 из-за проблем с определением курса пересчёта валют, после чего было сочтено, что предложенных средств хватит на оплату лицензий за сборку 36-ти С 30.
Предварительные испытания С 30 на корабле начались в ноябре 1936, на испытательной базе Травемюнде. Испытания закончились провалом из-за неудовлетворительных характеристик прототипа, в частности плохой устойчивости к порывам ветра и плохого обзора из кабины пилота при посадке на площадки ограниченных размеров. В связи с этим дальнейшие попытки приспособить С 30 к военной службе были прекращены.
Антон Флеттнер (Anton Flettner) стал известным 1917 благодаря разработанному им аэродинамическому устройству, получившему название «щиток Флеттнера» (небольшая рулевая поверхность, шарнирно подвешенная к задней кромке руля или элерона, причем кабанчик ее жесткой тягой шарнирно связан с кабанчиком на крыле. При отклонении руля или элерона щиток Флеттнера автоматически отклоняется на определенный угол в обратную сторону, благодаря чему осуществляется аэродинамическая компенсация.). Другой его идеей стал «ротор Флеттнера» - устройство, обеспечивавшее движение кораблей за счёт силы ветра, не получившее широкого распространения.
Работу над своим первым экспериментальным вертолётом Флеттнер начал в начале 30-х годов прошлого века. Над относительно небольшим фюзеляжем был расположен двухлопастной винт диаметром 30,5 м. Лопасти поддерживались проволочными расчалками, закреплёнными к специальной стойке, возвышающейся над втулкой винта и вращающейся вместе с ним. Двигатель Анзани (Anzani) мощностью в 30 л.с., приводивший в движение тяговый пропеллер, крепился на внешней стороне каждой лопасти. В результате необходимости в компенсации реактивного момента несущего винта (НВ) не было. Топливо к двигателю поступало из выполненного в форме трубы бака, монтировавшегося перед двигателем или за ним.
Прототип из дерева и фанеры был собран расположенной в Грюнау компанией Segelflugzeugbau Edmund Snider в 1934 году. Он был разрушен в том же году при попытке полёта на привязи.
Перевод и редакция текста Петра Клундук