Авиация Второй мировой |
Самолёты | Вооружение | Арадо | Дорнье | Блом и Фосс | Физелер | Флеттнер | Фокке-Вульф | Хейнкель | Хеншель | Юнкерс | Мессершмитт | Бои | Люди | Фото | |
He-162 "Salamander"ПерехватчикHeinkelHe-162A-1 белая "5" W.Nr. 310018 командира 1./JG1, гауптмана Хейнца Кюннеке (Heinz Künnecke) Не-162 вызывает невольное уважение к тем невероятным усилиям, на которые была способна германская авиационная промышленность в страшных условиях последних месяцев Второй мировой войны. Всего 69 дней отделяли начало постройки самолета Не-162 от первого пробного полета одного из 30 прототипов этой машины в декабре 1944 года. Спроектированный, как турбореактивный перехватчик, он строился в основном из дерева - для облегчения и удешевления производства. Было решено начать производство в январе 1945 г. с 50 машин, в феврале выпуск удвоить, в апреле довести до 1000 самолетов, в мае до 2000. Весь проект по созданию и производству «народного истребителя» получил кодовое наименование «Саламандра» (Salamander). В Эгельне и Тартхуне соляные штольни были переоборудованы под цеха по выпуску фюзеляжей. Все проектные работы и постройка предсерийной партии проводились в Швехате. Завод в Швехате был включен в программу массового производства вместе с подземным заводом в гипсовой шахте под Веной. Первый опытный He-162Vl поднялся в воздух 6 декабря 1944 г с аэродрома Швехат-Хедфилд под управлением флюг-капитана Готхольда Петера (Gotthold Peter). Во время 20-минутного полета He-162Vl достиг скорости 735 км/ч на высоте 6000 м, но полет пришлось прекратить, так как из-за дефектного шарнира в воздухе оторвалась створка ниши шасси. Несмотря на некоторую неустойчивость на курсе, Петер доложил, что управляемость самолета была удовлетворительной. Но четыре дня спустя, при демонстрации перед представителями RLM, люфтваффе и нацистской партии, во время скоростного незапланированного прохода над аэродромом передняя кромка правого крыла разрушилась, элерон оторвался, обломками было разбито оперение. После этого самолет перешел в неуправляемое вращение, упал и взорвался. Петер погиб. Первоначально задуманный, как народный истребитель, самолет оказался строгий в управлении и о том, чтобы на него посадить молодых пилотов, не могло быть и речи. Единственным решением, хотя бы "на первое время", было в этом случае перевооружить на него какую-то боевую часть, состящую из опытных пилотов. Выбор пал на JG-1. Модификации He-162. Первый предсерийный Не-162 М18 (W.Nr. 220001) собрали в Хинтербрюле, в его конструкцию внесли около 50 серьезных изменений, которые задержали его первый вылет до 24 января 1945 г. Вторая предсерийная машина, взлетела 28 января 1945 г, получил обозначение Не-162М19. Эти прототипы получили пару пушек MG 151/20, а вместо двигателя BMW 003А-1 ставился BMW 003E-1. Самолеты использовались для довольно продолжительных испытаний, в частности М18 для отладки радиооборудования, а М19 для испытания V-образного оперения (угол развала 20°). Остальные номера «Muster» (исключая несчастливый «13») были присвоены последующим самолетам, выпущенным в Хинтербрюле. Обычно они получали номера в обратном порядке. Третий выпущенный в Хинтербрюле самолет под обозначением Не-162М20 полетел 10 февраля 1945 г. Четвертый самолет использовался для огневых испытаний под обозначением Не-162М21, пятый - полетевший 25 февраля 1945 г. Не-162М22 - получил утолщенное крыло, шестой и седьмой Не-162М23 и М24 использовались для испытаний, цель которых не известна. Восьмой и девятый предсерийные самолеты были прототипами Не-162А-6 и имели удлиненный фюзеляж (с 9,05 до 9,27 м). Вооружение состояло из двух пушек МК 108. Самолеты обозначались еще как Не-162М25 и М26. Первый из них впервые взлетел 17 февраля 1945 г. Следующие два самолета - М27 и М28 были изготовлены в качестве дублеров предыдущих машин. Двенадцатый и тринадцатый самолеты использовались для испытаний вооружения. Первый из них Не-162 М29 взлетел 18 февраля, а второй М30 - 24 февраля. Последний получил новый гироскопический прицел EZ-42 «Adler». He-162 M11 и М12 были 17-м и 18-м предсерийными самолетами. Они получили двигатели Jumo-004D тягой 930 кг и рассматривались в качестве прототипов серии А-8. 11 марта они оба были уничтожены во время налета союзников на Росток. Не-162М14 и М15 использовались для статических испытаний. Не-162М16 и Ml7 были опытными образцами двухместного учебного планера He-162S. С них сняли турбореактивный двигатель и оборудовали вторую кабину с двойным управлением для инструктора. He-162S имел удлиненное крыло размахом 8,2 м и площадью 13,8 м². Киль был удлинен, шасси фиксировались, общий вес составил 1300 кг, а максимальная скорость на пикировании достигала 420 км/ч. Следующие шесть самолетов также имели номера «М». Еще один вариант серии А - Не-162А-14 имел ряд изменений в вооружении и оборудовании. Единственным вариантом «фольксягера», выпущенным в достаточном количестве, стал Не-162А-1 и А-2. В зависимости от наличия на сборочных заводах того или иного типа пушек они были вооружены: А-1 -длинноствольной 20-мм пушкой MG 151/20, а А-2 - короткоствольной 30-мм пушкой МК 108. Пара МК 108 со снарядами весила 215 кг, а пушки MG 151/20 - всего 121 кг. Испытания короткоствольных МК 108 - основного вооружения Не-162А-1 выявили вибрацию элементов конструкции вследствие сильной отдачи. Эту проблему планировалось исправить на Не-162А-3, вооруженного также пушками МК 108, для чего его фюзеляж должны были усилить, но реально этот вариант не выпускался. Внешне Не-162А-1/А-2 практически не отличались от опытных машин, за исключением большей площади крыла (до 11,5 кв. м) за счет больших элеронов, и увеличенного с 2,65 до 3,4 м размаха стабилизатора. Двигатель BMW 003A-1 уже в производстве был сменен на BMW 003E-1 и Е-2, которые при той же максимальной тяге - 800 кг, могли в течение 30 секунд развить и 920 кг при увеличении расхода топлива с 1,61 кг/ч до 1,96 кг/ч. Однако нехватка BMW 003E заставил рассмотреть возможность установки других двигателей. Модификация «фольксягера» с HeS-llA тягой 1300 кг, детищем моторостроительного отделения фирмы Heinkel, должна была получить обозначение Не-162В-1. Однако из девяти предсерийных HeS-011A-0 ни один не попал на Не-162. Проводились исследования и по установке на планер новой серии В одного или двух импульсных двигателей Argus. Использование простейших импульсных двигателей на «фольксягере» рассматривалось конструкторами Хейнкеля весьма скептически, т. к. совершенно не годились для установки на истребитель. Не-162 с таким двигателем рассматривался в первую очередь как зенитная ракета, управляемая пилотом. Такие «одноразовые» самолеты планировалось строить быстро и в больших количествах. Дальнейшим развитием должен был стать Не-162С, который сочетал планер Не-162В и двигатель HeS-llA со стреловидным (38°) крылом в виде «чайки» с изломом на двух третях размаха и V-образным оперением, испытанном на He-280V8 и Не-162М19. Параллельно разрабатывался и He-162D с крылом обратной стреловидности. Появление такого крыла было шагом вперед - оно обеспечивало то же критическое число Маха, что и крыло прямой стреловидности, но срыв потока на нем происходил на меньших скоростях, что позволяло иметь более тонкий профиль. Ни Не-162С, ни Не-162D построены не были, но когда союзники заняли Швехат, там нашли наполовину готовую модель под двигатель HeS-llA с взаимозаменяемыми крыльями прямой и обратной стреловидности. Последним спроектированным вариантом «фольксягера» стала модификация с комбинированным двигателем BMW 003R, который представлял собой обычный BMW 003A тягой 800 кг, спаренный с ракетным двигателем BMW 718 тягой 1225 кг. Планировалось выпускать их под обозначением Не-162Е-1. Всего было собрано и передано в войска около 110-120 Не-162А, из них в декабре 1944 г. - два прототипа, в январе 1945 г. - 6 машин, в феврале - 46 машин, в марте и апреле еще около 60 Не-162. На заводах осталось еще 50 готовых машин, а на разбросанных в разных частях Германии предприятиях находились части для сборки еще около 800 машин. Варианты вооружения. С самого начала вокруг вооружения велись споры. Согласно требованиям, на борту должна была устанавливаться одна или две пушки калибра 30 мм, под которыми, конечно, подразумевались небольшие пушки МК 108 (огромная МК 103 была слишком мощной). Группа конструкторов во главе с Карлом Шварцлером пришла к выводу о невозможности размещейия более 50 патронов на ствол, однако при использовании высокоскоростных MG 151 калибра 20 мм боезапас увеличился бы до 120. Поэтому на прототипе VI предусматривалась установка орудий калибра 20 мм, однако Министерство авиации настояло на том, чтобы V2 был оснащен двумя пушками МК 108. В начале января эти пушки прошли испытания стрельбой, которая приводила к недопустимым вибрациям. Несмотря на то что на прототипе V6 также стояли МК 108, мнение инженеров фирмы все же было учтено, и, в соответствии со стандартом, на серийном Не 162А-2 устанавливались MG 151 с 120 патронами на ствол. Министерство авиации не отказалось от идеи использования более тяжелых орудий, и разработчики увеличили запас прочности передней части фюзеляжа Не 162А-3, который должен был оснащаться пушками МК 108, однако этот вариант не пошел в производство. Насколько известно, МК 108 устанавливались также на V25-V28, являвшихся доводочными моделями последующего Не 162А-6, который отличался более прочным и удлиненным с 9,04 до 9,17 м фюзеляжем. Конструкция Не-162 была специально разработана для установки реактивного двигателя поверх фюзеляжа. Всего удалось собрать более 240 самолетов Не-162А, но на момент их вступления в строй до капитуляции Германии оставалось всего несколько дней. Может быть это спасло многих германских пилотов, поскольку качество изготовления машин Не-162 оказалось очень невысоким из-за плохих материалов и торопливой сборки. He-162 в ЛИИ. В нашу страну попали две машины модификации А-2, вооруженные двумя 20-мм пушками. Они были собраны немецкими рабочими под контролем советских специалистов вскоре после окончания войны на заводе в Ростоке из имевшегося там запаса агрегатов. Вслед за машинами в СССР прибыла многочисленная техническая и конструкторская документация. Один из «хейнкелей» весной 1946 г. проходил испытания в ЛИИ. Из трофейных документов было известно, что в течение 1944 г. фирма «Хейнкель» интенсивно занималась разработкой реактивных истребителей. Проработав не менее 20 проектов одноместных самолетов с разными двигателями и компоновкой, конструкторы остановились на наиболее простых решениях, расположив BMW 003 «на спине» машины. Не 162 поспешно запустили в серию в начале 1945 г., несмотря на ряд существенных пилотажных недостатков. Советские специалисты настороженно отнеслись к машине и перед первым полетом техническая комиссия установила целый ряд ограничений по скорости, перегрузке, полетному весу. 8 мая 1946 г. Г.М. Шиянов поднял «хейнкель» со звездами на фюзеляже и шайбах оперения в воздух. Летчик—испытатель выполнил на Не 162 еще два полета, показавших, что устранить основные недостатки в пилотировании самолета немецкие конструкторы не успели. «По оценке летчика, — говорилось в отчете ЛИИ, — самолет обладает малым запасом продольной устойчивости; поперечная устойчивость близка к нейтральной. В путевом отношении самолет неприятен из-за неусточивости и большой эффективности рулей направления. Большая длина разбега, равная 1350 м (при полетном весе на 9,6% меньше нормального) указывает на очень низкое значение Су отр. <…> Дальнейшие испытания прекращены из-за слишком большой длины разбега.» После этого один Не 162А-2 передали для проведения исследований в аэродинамической трубе ЦАГИ Т-101, а второй разобрали на детали в Бюро новой техники ЦАГИ. |
Самолёты | Хейнкель | He 45/46 | He 50 | He 51 | He 59 | He 60 | He 70 | He 72 | He 100 | He 112 | He 111 | He 111B2 | He 111P | He 111H | He 111H-11 | He 111Z-1 | He 114 | He 115 | He 116 | He 118 | He 119 | He 177A5 | He 274 | He 277 | He 178 | He 219 | He 280 | He 162 | Фото и схемы | Боевое применение He 59 | He 60 | He 111 | He 112 | He 162 | He 177 | Люфтваффе | |