|
Схема Heinkel He 177A1
|
Не177А-3. Как уже упоминалось, на очередной серийной модификации «Грифа», обозначенной Не 177 А-3, были устранены, а точнее - сглажены многие дефекты силовой установки. Собирались, правда, еще заменить двигатели DB 606 на более мощные DB 610, но до этого дело не дошло (хотя два прототипа с такими моторами были построены). В результате скорость машины не превышала 480 км/ч, а значит «удрать» от современных ей истребителей она не могла. Пришлось усиливать защитное вооружение - сразу за крылом появилась дополнительная секция фюзеляжа длиной 1,6 м с установленной на ней стрелковой башней. В башне с электроприводом стояла пара крупнокалиберных пулеметов MG 131. Боекомплект в 750 патронов на ствол размещался по бортам фюзеляжа. За счет башенного стрелка экипаж увеличился до пяти человек.
Выпуск А-3 начался в октябре 1942 г., но к середине декабря успели собрать только 12 машин. Всего же до перехода на очередную модификацию из цехов заводов «Хейнкель» и «Арадо» выкатили 170 «А третьих». Кроме того, все уцелевшие к лету 1943 г. экземпляры Не 177 А-1 были переоборудованы путем замены силовых установок до стандарта А-3. Правда, вооружение на них, судя по всему, осталось прежним.
Первые серийные самолеты (100 штук) обозначались Не 177 A-3/R1. Следующей «субмодификацией» стал Не 177 A-3/R2. На него установили ножи для перерезания тросов аэростатов заграждения. Хвостовой стрелок получил более просторную кабину, позволявшую ему сидеть (ранее стрелок располагался лежа), а также - пушку MG 151 калибра 20 мм вместо 13-миллиметрового пулемета. Такая же пушка сменила «Эрликон» в подфюзеляжной гондоле.
Самолеты Не 177 A-3/R3 предназначались для несения противокорабельных ракет «Хеншель» Hs 293, управляемых с помощью станции наведения FuG 203d, размещенной в подфюзеляжной гондоле (у нас эти ракеты обычно называют планирующими бомбами, так как их ракетный двигатель работал не на всей траектории полета к цели. Прим. ред). Машины данного типа применялись главным образом для обучения экипажей и тренировки операторов наведения, а в бой пошли самолеты более поздней модификации А-5.
Не177А-5. После постройки 170 экземпляров Не 177 А-3 «Хейнкель» и «Арадо» перешли на выпуск новой версии Не 177 А-5, оснащенной двигательными установками DB 610 (спарки «Даймлер-Бенцев» DB 605). К началу 1943 года эти установки были запущены в серийное производство. Помимо двигателей, Не 177 А-5 отличался от предыдущих модификаций усиленным набором крыла, слегка укороченными стойками шасси и некоторыми изменениями в конструкции закрылков. На большинстве экземпляров передний бомбоотсек был заделан, а под ним монтировались держатели для наружной подвески тяжелых бомб, ракет или торпед. «А пятый» изначально проектировался как носитель управляемых ракет Hs 293, FX 1400 («Фриц Икс») и высотных торпед LT 50.
Первый самолет пятой модификации покинул сборочный цех завода Хейнкеля в феврале 1943-го. Поначалу строилось по 12 самолетов в месяц, но к концу года ежемесячные темпы выпуска возросли до 42 машин. До октября 1944 года, когда в связи с принятием «чрезвычайной истребительной программы» выпуск многомоторных бомбардировщиков в Германии был свернут, успели изготовить 565 экземпляров Не 177 А-5. «А пятые» стали таким образом самой массовой модификацией «Грифа». Больше всего «Грифов» - 95 машин - вышло из заводских цехов в июне 1944-го.
Самой крупносерийной «субмодификацией» «А пятого» был Не 177 A-5/R2, идентичный по вооружению версии A-3/R2. Не 177 A-5/R5 оснащался дополнительной дистанционно управляемой стрелковой башней, размещенной на фюзеляже за бомбоотсеком. На самолетах A-5/R6 был сдвоенный бомбоотсек и такая же стрелковая установка, как и на R5.
|
Схема Heinkel He 177A5/R5
|
Не 177 A-5/R7 оснащался гермокабиной, позволявшей достичь высоты 15 000 м.
|
Схема Heinkel He 177A5/R7
|
Не 177А-6 и Не 177А-7. Крупносерийное производство самолета Не 177 закончилось на версии А-5, и дальнейшие модификации не вышли за стадию прототипов. Не 177 А-6 разрабатывался с учетом пожеланий фронтовых пилотов. Прежде всего это касалось активной и пассивной защиты машины. Бензобаки «А шестого» были бронированы, а в хвосте самолета появилась четырехпулеметная дистанционно управляемая стрелковая турель фирмы «Рейнметалл», обладавшая солидной огневой мощью. Кроме того, А-6 оснащался гермокабиной и дополнительным бензобаком вместо переднего бомбоотсека. С ним дальность полета составляла 5800 км.
К концу мая 1944-го были изготовлены комплекты узлов и деталей на 15 экземпляров Не 177 А-5, но в июне смонтировали только 6 машин. Затем все работы над А-6 были прекращены в пользу считавшегося более перспективным четырехвинтового Не 277.
Не 177 А-7 представлял собой высотный дальний разведчик, сохранявший возможность при необходимости нести бомбовую нагрузку. Размах его крыла был увеличен до 36 м, силовая установка-два двигателя DB 613 (две спарки DB 603G, выдававшие взлетную мощность по 3600 л.с. каждая). Масса пустого самолета составляла 18 100 кг, взлетная - 34 641 кг. Максимальная скорость - 545 км/ч на высоте 6000 м.
«А седьмым» очень заинтересовались японцы, которые планировали начать его выпуск на новом авиационном заводе концерна «Хитачи» в городе Чиба. В мае 1944 года немцы предложили поставить в Японию демонстрационный образец Не 177 А-7 для всестороннего изучения. Единственной возможностью такой поставки был беспосадочный перелет через всю Евразию. Рассматривались два маршрута: из Восточной Пруссии через Советский Союз и Китай в Манчжурию и из Болгарии через Турцию, Иран и Индию в оккупированную японцами Бирму. Но, хотя «А седьмой» теоретически мог преодолеть такие расстояния, оба варианта сочли слишком рискованными и от беспрецедентного перелета отказались. Есть данные, что немцы планировали также использовать самолеты Не 177 А-7 для самоубийственных атак целей, расположенных на территории США ( топлива хватало только в один конец). Однако и этот проект тоже остался не осуществленным. Впрочем, по окончании войны один «А седьмой» все же достиг Соединенных Штатов. Американцы захватили опытный экземпляр самолета и вывезли к себе для испытаний.
Общее количество законченных в постройке Не 177 всех модификаций составило примерно 1170 машин.
Геннадий Волоско
Источники
- журнал «авиАМастер» №1 2000 /Геннадий Волоско/
|