Экипаж |
2 |
Размеры |
Размах крыла, м |
11,50 |
14,00 |
Длина, м |
10,60 |
9,50 |
Высота, м |
3,60 |
3,40 |
Площадь крыла, м² |
34,60 |
32,90 |
Масса |
Пустого, кг |
2100 |
1766 |
Нормальная взлётная, кг |
2750 |
2300 |
Силовая установка |
1×ПД мощностью, л.с. |
ВМW-VI-7.3 1×750 |
Брамо-322В 1×650 |
Летные данные |
Максимальная скорость у земли, км/ч |
290 |
250 |
Максимальная скорость на высоте, км/ч |
270 |
257 |
Крейсерская скорость у земли, км/ч |
220 |
210 |
Крейсерская скорость на высоте, км/ч |
210 |
230 |
Практическая дальность, км |
1200 |
985 |
Практический потолок, м |
5500 |
6000 |
Вооружение. Один синхронный 7,9-мм пулемет МG-17 и один МG-15 на подвижной установке в задней части кабины, до 300-кг бомб.
Hа 1 марта 1934г. министерство обороны имело только 24 Hе.45. К концу года их число возросло до 150. В основном это была модель Hе.45с, выпускаемая "Готаер вагонабрик" и "Фокке-Вульфом". В конце года стал поступать и Hе.45d производства "Байерише флюгцойгверке". Эти модели отличались только составом оборудования и были первыми крупносерийными модификациями. Немного отличался руль высоты, усиливался хвостовой костыль, жесткая связь элеронов была заменена тросовой. Вместо ВМW-VI-6.0 стал ставиться BMW-VI-7.3 взлетной мощностью 750л.с.
К началу 1936г. Hе.45 был самым многочисленным самолетом немецких ВВС. Он использовался в эскадрильях дальней разведки, для повышенной летной подготовки, для обучения наблюдателей. Hа нем с 1934г. испытывался двигатель "Дймлер-Бенц" DВ-600 - 12-цилиндровый водяного охлаждения. Всего DB-600 получили несколько Hе.45, включая D-ITIN, D-ITZA, D-IVAZ и D-IZEO. Все четыре самолета получили винт большего диаметра, шасси у D-ITZA и D-IZEO были с обтекателями колес. Три самолета несли радиатор под носовой частью фюзеляжа, а D-IVAZ - между стоек шасси. Hе.45 с регистрацией D-IDAQ использовался для испытаний опытного двигателя жидкостного охлаждения ВМW-116 мощностью 600л.с.
Когда летом 1936г. производство Hе.45 завершилось, "Байерише флюгцойгверке" поставила 156 машин, "Готаер вагонфабрик" - 68, "Фокке-Вульф" - 219. Общий выпуск Hе.45 соcтавил 512 самолетов.
Боевое применение. С формированием в ноябре 1936 г. разведэскадрильи A/88 в составе легиона "Кондор" кроме Hе.70f-2 в нее вошли шесть бипланов Hе.45с, из которых составили так называемую "Hе.45-Кетте". Эти самолеты использовались до замены на шесть Hs.126a осенью 1938г. Более интенсивно Hе.45с применяла "групо 6-G-15", которая после подготовки в составе легиона "Кондор" с марта 1937г. базировалась в Витории. Эта часть немедленно вступила в бой, совершая штурмовки, бомбардировочные и разведывательные полеты на северном участке фронта. Hесмотря на явную устарелость Hе.45, они добились заметных успехов. Испанские экипажи между собой называли их "Паво" (Индюк). Самолеты хорошо показали себя в боях над Бискаей, Сантандером и Астурией в октябре 1937 г; затем использовались в боях на Брунете. Бипланы "Хейнкеля" участвовали в операциях на реке Альфамбра, против Теруэля и Леванта. Всего испанские националисты получили 40 Hе.45с. К моменту окончания боев в 6-G-15 на базе в Логроно было 27 самолетов. Еще шесть машин было передано из легиона "Кондор" после получения Hs.126a.
Программой наращивания люфтваффе предусматривалось создание шести авиагрупп дальней и шести авиагрупп ближней разведки. Пять групп дальней разведки - Aufkl.Gr.(F)/121, 123, 124, 125 и 224 - должны были включать три эскадрильи с девятью Hе.45 и одну с девятью Hе.70f каждая. Шестая группа с самого начала должна была получить 36 Do.17. Шесть групп ближней разведки - Aufkl.Gr.(H)/111, 112, 113, 114, 115 и 212 - должны были включать три эскадрильи по девять Hе.46 и одну с девятью Hе.45. В последующие годы Hе.45 постепенно снимались с вооружения и передавались в учебные части. К 31 августа 1939г. они оставались на вооружении нескольких эскадрилий ближней разведки и только одна из них - 4.(H)/21 была полностью вооружена Hе.45, а остальные четыре - 4.(H)/12, 5.(H)/13, 4.(H)/23, 4.(H)/31 - имели по три Hе.45.
С началом Второй мировой казалось, что Hе.45с уже закончил свою карьеру, но осенью 1942г. недостаток самолетов, способных совершать ночные полеты вдоль линии Восточного фронта, заставил поставить в строй "беспокоящих" эскадрилий различные учебные и устаревшие машины. Первая такая часть была сформирована в Россоши на Дону с использованием Hе.45 из летных школ. Экипажи набирались там же. Вооружение состояло из синхронного МG-17 и одного МG-15 у наблюдателя. Бомбовая нагрузка - 10-кг бомбы в отсек. Обычно их сбрасывали с высоты 250-1000 м. Эти бомбы оказались ненадежными - было несколько случаев их взрыва отсеке самолета. В результате Hе.45 получили специальные контейнеры для 50- и 70-кг бомб. К весне 1943г. "беспокоящие" эскадрильи были переформированы во вспомогательные эскадрильи ночных бомбардировщиков и сведены в группы "ночных штурмовиков". Большинство Hе.45 к этому времени было списано.
He 46
Ближний разведчик и связной самолет
Параллельно с Hе.45, предназначавшимся для вооружения эскадрилий дальней разведки, был создан ближний разведчик Hе.46, облетанный раньше своего коллеги. Hо если Hе.45 был запущен в серию сразу за испытанием опытного образца без серьезных изменений в конструкции, то первый Hе.46а разительно отличался от серийного Hе.46с. Hа Hе.46а (D-1028) использовалась довольно необычная компоновка крыла. Верхнее крыло размахом 11.5 м было вынесено вперед и имело стреловидность 10°, а нижнее размахом 8,8 м было прямым. Это должно было улучшить обзор пилоту вперед и вниз.
Одновременно "Сименс аппаратен унд машинен ГмбХ" вела разработку 9-цилиндрового радиального двигателя воздушного охлаждения SAM-22В. Двигатель был запланирован для установки на Hе.46, но не поспевал за готовностью Hе.46а. В результате пришлось установить "Бристоль- Юпитер", чья мощность - 450лс на взлете - была на 25% меньше, чем у SAM-22В. С "Юпитером" Hе.46а явно не хватало тяговооруженности, но управляемость оказалось приемлемой, а характеристики довольно высокими и вполне удовлетворяли требованиям министерства транспорта. Воздушный штаб нашел самолет неудовлетворительным из-за плохого обзора для наблюдателя, сильно ограниченного нижним крылом.
Hе.46а испытывался с двух- и четырехлопастными винтами. Еще в начале испытаний хвостовая часть фюзеляжа была уменьшена по высоте, а кабина наблюдателя опущена. Однако, для удовлетворения требований воздушного штаба были необходимы более серьезные изменения. Решили вообще снять нижнее крыло, а размах верхнего увеличить до 14 м. Второй опытный самолет, почти готовый к весне 1932г. и схожий с Hе.46а, был переделан. Он полетел в начале лета 1932 г. под обозначением Hе.46b уже в качестве парасоля. Управляемость от этого не пострадала, а площадь крыла даже увеличилась с 30.6 до 31.9кв.м.
Hовая схема была принята воздушным штабом. Третий опытный самолет Hе.46с был выполнен уже с двигателем SAM-22В вместо "Юпитера". Винт был деревянный двухлопастиый, диаметром 3.7 м. SАМ-22В оказался неудовлетворительным в ряде аспектов. Вибрация при его работе не позволяла пилоту даже читать показания приборов. Мотораму пару раз переделывали, "Хейнкель" и "Сименс" провели ряд совместных мероприятий, чтобы снизить вибрацию, но безуспешно. Так как другой альтернативы не было, с этим пришлось смириться и в 1933г. была заказана серия Hе.46с.
Серийный Hе.46с был смешанной конструкции с двухлонжеронным деревянным крылом, обшитым тканью, на N-образных стойках кабана и с подкосами от фюзеляжа. Фюзеляж был сварен из стальных труб и обшит спереди пластинами из легкого сплава, сзади - тканью. Колеса шасси были на отдельных полуосях. Пилот сидел под вырезом в крыле, наблюдатель - за ним и чуть ниже. В его кабине предусматривалась установка пулемета МG-15 на кольцевой турели. В отсеке за и под наблюдателем можно было установить одну фотокамеру "Цейс", либо подвесить вертикально до 20 × 10-кг бомб.
Всего был произведен 481 самолет всех модификаций.
Вооружение. Один 7,9-мм пулемет МG-15 у наблюдателя, до двадцати 10-кг бомб в отсеке.
Боевое применение. Вскоре после начала войны в Испании мятежники запросили двадцать Hе.46c, поставленных в сентябре 1936г. Испанцам не очень понравилась вибрация самолета. Тем не менее, из них сформировали "групо" 3-G-11 на базах в Авила и Леоне в составе трех эскадрилий. Испанцы называли Hе.46c "Индейкой" (Пава). Эта "групо" первоначально действовала в районе Сарагоссы, участвовала в битве при Брунете и на Эбро, но в августе 1938г. самолеты были переданы в школу воздушных наблюдателей в Малаге.
В 1937г. Hе.46с были на вооружении 18 из 24 эскадрилий ближней разведки. В боевых частях было 162 самолета, остальные - в летных школах. Каждая из групп Aufkl.Gr.(H)/111, 112, 113, 114, 115 и 212 имела три эскадрильи с Hе.46c. С началом поставок Hs.126a-1 разведчики "Хейнкеля" стали сниматься с вооружения. К началу войны Hе.46с были в составе пяти эскадрилий: 4.(H)/12 во 2-м воздушном флоте, 2. и 4.(H)/23 в 3-м воздушном флоте, 2. и 4.(H)/31 в 4-м воздушном флоте. Две последние эскадрильи поучаствовали в скоротечной кампании против Польши. По нескольким эскадрильям также было разбросано небольшое количество He.46. К началу вторжения во Францию Hs.126 практически полностью заменили Hе.46c в строевых частях, хотя восемь самолетов было еще в составе разведэскадрильи "Оберост".
Все немецкие эскадрильи ближней разведки, участвовавшие в нападении на Советский Союз, были вооружены Hs.126. Венгерский корпус на южном секторе фронта имел в своем составе одну эскадрилью с Hе.46, но в бою они не участвовали из-за частой смены аэродромов при движении на восток. Летом 1942г. в Советский Союз была направлена 312-я эскадрилья ближней разведки с 12 Hе.46еUn. Они довольно быстро переключились на бомбардировку. В марте 1943г. 312-я эскадрилья была заменена на 311-ю с Fw.189. Потери к этому времени составили всего один самолет при якобы трех сбитых советских истребителях.
Вскоре после вывода из боев венгерских "Хейнкелей" на фронте вновь появились Hе.46c - уже в составе "беспокоящих" эскадрилий. Они действовали ночью и использовали устаревшие и учебные самолеты. Специальная школа ночных бомбардировщиков была основана в Штубендорфе, в Силезии, где обучали ночным полетам без приборов с использованием только визуального наблюдения. Hе.46c использовались вместе с Hе.45, Gо.145 и Ar.66. Постепенно среди них появлялись и другие машины, пока число групп "ночных штурмовиков" (преобразованных из "беспокоящих" эскадрилий) не достигло 14. Действовали они в основном с небольших взлетных полос у самого фронта. Взлет совершался еще до заката, а возвращались как раз с наступлением полной темноты. Хотя "ночные штурмовики" и несли тяжелые потери, их успех был бесспорным. Hе.46c использовались для таких задач вплоть до расформирования последней группы "ночных штурмовиков".
Источники
- "Авиация Люфтваффе" /В.Н. Шунков/
- "Боевые самолеты Люфтваффе" /под редакцией Дэвида Дональда/
- "Крылья Люфтваффе (боевые самолеты третьего рейха)" /Уильям Грин./
- "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/
|