He 51
Истребитель
Heinkel
Наряду с истребителем Арадо Аг 68 биплан Не 51 и предвоенное время состоял на вооружении истребительных эскадр Люфтваффе и ограниченно применялся на начальном этапе Второй мировой войны.
История этого самолета началась в 1931 г., когда Министерство транспорта Германии по заказу Рейхсвера обратилось к фирме «Хейнкель» с просьбой разработать одноместный истребитель-биплан, обладающий высокой маневренностью и большой скоростью.
Первый полет опытного образца Не 49а состоялся в ноябре 1932 г.
Не.51A-0 отличался от опытного Не.51а в нескольких аспектах. Гаргрот за кабиной срезали, изменили хвостовой костыль, удлиненные патрубки установили по обеим сторонам двигателя. Двигатель ВМW-VI-7,3Z в течение одной минуты развивал до 750 лс и до 500 лс на номинале. Прямо за противопожарной перегородкой двигателя был 210 л бак.
Фюзеляж был сварен из стальных труб. Носовая часть обшивалась листами легкого сплава, хвостовая тканью. Двухлонжеронное крыло имело тканевую обшивку. На верхнем крыле были элероны, на нижнем закрылки.
Предсерийные самолеты стали сходить со сборочной линии весной 1934 г. Они имели гражданскую регистрацию: с Не.51A-01 по A-09
Истребитель Не 51 имел относительно слабое вооружение - два синхронных пулеметов МG-17 с 500 патронами на ствол, установленных в передней части фюзеляжа.
Когда опыт боевого использования Не 51 в Испании показал полное превосходство советских истребителей, самолет было решено использовать в качестве штурмовика. При этом под консолями нижнего крыла были установлены бомбодержатели для подвески шести бомб по 10 кг.
Боевое применение В октябре в Картахене были выгружены первые истребители Поликарпова И-15, поставленные советским правительством республиканцам. Их боевой дебют состоялся 4 ноября под Мадридом. К неудовлетворению пилотов легиона, полагавших, что их Не.51B по крайней мере не уступает зарубежным истребителям, превосходство советского самолета в скорости, маневренности и скороподьемности было неоспоримым. Пилоты И-15 были защищены бронеспинкой, а их четыре пулемета ПВ-1, хотя и имели меньший темп стрельбы, обеспечивали огневое превосходство над двумя МG-17. При всем этом у He.51 был втрое меньший боезапас. Полное превосходство, продемонстрированное И-15, привело люфтваффе в ужас. Было решено немедленно направить в Испанию опытные Вf.109 и тут же готовить серийное производство этого самолета.
Весной 1937 г республиканцы имели уже 200 И-15, сформировав из них "групо" из шести эскадрилий. К этому времени, осознав всю уязвимость Не.51B в воздушном бою, легион уже использовал их в основном в качестве штурмовиков и легких бомбардировщиков, оснастив шестью держателями для 10кг бомб. Аналогичные задачи были возложены на Не.51 в "групо"-2 испанских фашистов, а для ведения воздушных боев они все чаще использовали Фиат CR.32. Не.51B с испанскими экипажами все больше использовались в качестве "истребительной цепи" - так назывался прием при штурмовике, когда истребители действовали по принципу "следуй за мной". В ноябре 1937 г в Леоне была сформирована первая "групо-цепи" 1-G-2 с 12 Не.51.
Несколько трофейных образцов немецких военных самолетов доставили для изучения из Испании в Советский Союз. Некоторые из них были настолько повреждены, что пришлось ограничиться изучением конструкции на земле, другие удалось восстановить и испытать в полете, и даже провести сравнительные учебные бои с советскими самолетами. В 1937-1938 гг. специалисты НИИ ВВС познакомились с истребителями Не 51, Bf 109В (с мотором Jumo 210), бомбардировщиками Ju 52, Ju 86, Не 111.
В целом, результаты испытаний обнадеживали: советские самолеты по своим летным характеристикам превосходили немецкие. Ниже приводится выдержка из отчетов НИИ ВВС по результатам учебных боев.
Истребитель Не 51 (испытывался в СССР в 1938 г. под обозначением И-25, летчик Стефановский): «Самолет И-25 несмотря на незначительную скорость (315 км/час) может вести активный оборонительный бой с самолетами И-16М25, ДИ-6 и ДИ-бШ и достичь успеха при внезапном нападении на самолеты СБ, ДБ-3, Р-9, но инициативу боя самолет И-25 удержать за собой не может. В бою И-16 с самолетом И-25 все преимущества на стороне первого.»
В общей сложности было построено 725 истребителей Не 51, из которых 135 единиц были задействованы в боевых операциях, проводившихся в Испании немецким легионом «Кондор». Так как советские истребители превосходили Не 51 по вооружению, скорости и маневренности, он в основном использовался там в качестве штурмовика. Непосредственно перед второй мировой войной большая часть самолетов Не 51 была передана в учебные подразделения, где они летали до 1943 г.
|