Авиация Второй мировой

Home English

Hs 123
Пикирующий бомбардировщик и штурмовик
Henschel

Hs 123

В 1934 г. люфтваффе выпустили двухэтапную программу создания пикирующего бомбардировщика. Первый этап предусматривал решение первостепенных задач, на втором этапе предполагалось применение новых технологий. Хеншелю и Физелеру дали задание разработать самолет в соответствии с первым этапом плана и использованием звездообразного двигателя BMW 132А-3. Оба образца поднялись в воздух в начале 1935 г., при этом Hs 123 VI с самого начала летных испытаний продемонстрировал полное превосходство над Fi 98.

Hs 123 VI представлял собой громоздкий биплан с коробкой крыльев без расчалок, основную часть нагрузки несли две больших наружных наклонных стойки. Прототип V2 обладал капотом с более короткой хордой и меньшим диаметром с 18 обтекателями над головками цилиндров. V3 был аналогичным, за исключением того, что двухлопастной винт изменяемого шага заменили на трехлопастной от его предшественника. Все прототипы проходили испытания в Рехлине, где в течение трех недель два из них были потеряны из-за разрушения верхнего крыла, поэтому на V4 установили усиленный центроплан. Это позволило ему показать приемлемые характеристики, в том числе при выходе из отвесного пикирования.

Hs 123

Hs 123A-1. Первые поставки серийных Hs 123A-1 начались летом 1936 г., самолеты поступили на вооружение 1-й группы пикирующих бомбардировщиков 16 эскадры «Иммельман». В качестве силовой установки использовался BMW 132 Dc, а вооружение состояло из двух пулеметов MG 17, установленных над кабиной летчика. 250-килограммовая бомба подвешивалась между передними стойками шасси, а на подкрыльных пилонах можно было нести четыре 50-килограммовых бомбы.

Силовая установка. 9-цилиндровый звездообразный двигатель BMW 132 Dc взлетной мощностью 656 кВт (880 л. с.) и 649 кВт (870 л. с.) на высоте 2500 м.

Пять Hs 123A-1 были отправлены в Испанию для оценки в боевых условиях на стороне испанских националистов, но после дебюта в начале 1937 г. они в основном использовались для поражения наземных целей. Самолеты хорошо зарекомендовали себя в этой роли, оказывая существенную поддержку сухопутным войскам и несмотря на отсутствие какой бы то ни было связи с ними. Испания приобрела все пять самолетов и заказала еще одиннадцать.


Характеристики Hs 123 A-1
Экипаж 1
Размеры
Размах крыла верхего, м 10,50
нижнего, м 10,50
Длина, м 8,38
Высота, м 3,76
Площадь крыла, м² 24,85
Массы и нагрузки
Вес пустого, кг 1420
нормальная взлетная, кг 2175
максимальная взлетная, кг 2350
Силовая установка
1 ПД BMW 132 Dc, мощностью л.с. 880
Лётные данные
Максимальная скорость, км/час/H 340/1200 м
Максимальная скороподъемность, м/мин 900
Крейсерская скорость, км/час 315
Практический потолок, м 9000
Практическая дальность, км 815

Вооружение: два пулемета MG 17 калибра 7,9 мм над кабиной летчика: подкрыльевые держатели для четырех 50-килограммовых бомб, два контейнера с 92,2-килограммовыми осколочными бомбами или две гондолы для пушек MG FF калибра 20 мм

Поддержка наземных сил

В 1937 г. Ju 87 стали заменять Hs 123 в Stukagruppe, и последние были переданы для непосредственной поддержки сухопутных войск - ими укомплектовали две из предполагаемых пяти авиачастей. В люфтваффе разгорелись споры по поводу относительных преимуществ специализации как пикирующего бомбардировщика или самолета непосредственной поддержки сухопутных войск. Сторонники пикирующего бомбардировщика победили. Ju 87 был также придан наземным войскам, что послужило сигналом о завершении производства Hs 123. Были построены два прототипа: Hs 123B с двигателем BMW 132K с удлиненным капотом и Hs 123C на котором под крыльями устанавливались дополнительные пулеметы, бронированный заголовник и сдвижной фонарь, который стал устанавливаться на боевых Hs 123А.

В конце 1938 г, после окончания судетского кризиса, авиачасти непосредственной поддержки сухопутных войск были официально расформированы. Однако одна 10-я штурмовая авиагруппа уцелела и вошла в состав 2-й учебной эскадры как II штурмовая группа (эскадрилья) (II (Schlacht)/LG 2). В сентябре 1939 г. это было единственное подразделение первой линии с Hs 123, все остальные самолеты этого типа были переданы в учебно-тренировочные подразделения.

II (Schlacht)/LG 2 находилась в первых рядах авиачастей, нанесших 1 сентября 1939 г. удары по Польше, которые положили начало Второй мировой войне. В течение десяти дней Hs 123, вооруженные 50-килограммовыми бомбами на подкрыльных держателях и пулеметами MG 17, с малой высоты атаковали польские кавалерийские бригады. Однако более эффективным оказалось не вооружение, а ужасный шум звездообразных двигателей BMW, который пугал лошадей, что приводило войска в беспорядок не меньший, чем бомбежки. Эффективность Hs 123 в молниеносной польской кампании была так высока, что планы по переоснащению II (Schlacht)/LG 2 немедленно отменили.

Следующей целью названной авиачасти стала Бельгия, где она с 10 мая 1940 г. поддерживала с воздуха 6-ю армию. Первая задача заключалась в том, чтобы не позволить бельгийским саперам разрушить мост через канал Альберта. Пройдя через Люксембург и Арденны, Hs 123 скоро оказались во Франции, а к 21 мая, достигнув Камбре, оказались самым передовым подразделением люфтваффе. После оккупации Франции II (Schlacht)/LG 2 была переведена в Германию для перевооружения на Bf 109E, но к тому времени Hs 123 завоевали легендарную репутацию за свою боевую живучесть, поэтому группа была оснащена «Мессершмиттами» только частично.

Восточный фронт

После отдыха на Балканах с апреля 1941 г. часть вступила в боевые действия с Советским Союзом на Южном фронте. Она вошла во вновь сформированную 1-ю эскадру штурмовиков и опять подтвердила высокую эффективность применения Hs 123 для поддержки сухопутных войск. Вооруженные четырьмя бомбами SC 50, сдвоенной пушкой MG FF калибра 20 мм или подкрыльевыми контейнерами, в каждом из которых находилось 92 осколочные бомбы SC 2, с топливным баком под фюзеляжем, Hs 123 оказались настолько полезными и надежными, что даже в конце 1943 г. поступали предложения возобновить их производство.

За время ВОВ Hs 123 действовали на северном направлении, затем участвовали в сражениях у Брянска, Вязьмы, в битве под Москвой. В мае 1942 года Hs 123 воевали в Крыму, затем участвовали в боях под Харьковом. Летом 1943 Hs 123 воевал на Курской дуге.

Во время проливных дождей, когда другие самолеты не могли взлететь с превратившихся в болото аэродромов, Hs 123 делали это без труда, достаточно было лишь снять обтекатели шасси.

Отсутствие новых самолетов и война, неуклонно собиравшая свою дань, привели к тому, что подразделения с Hs 123 закончили свои дни в середине 1944 г., оставшиеся самолеты были собраны во II группу 2-й эскадры штурмовиков.

Фото Описание
Схема Hs 123 A-1
Hs 123 V5 прототип
Hs 123 на Восточном фронте

Источники

  • "Боевые самолёты люфтваффе" /под ред. Дэвида Дональда/
  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/