Авиация Второй мировой

Home English

Hs 129A-0

Штурмовик-истребитель танков

Henschel

Hs129А-0. 4-я (тренировочная) эскадрилья 101-й штурмовой эскадры Люфтваффе (4./SchG 101)

Hs129А-0. 4-я (тренировочная) эскадрилья 101-й штурмовой эскадры Люфтваффе (4./SchG 101).
Аэродром Орли, Париж, Франция, 1941 г. © Михаил Быков

Хеншель Hs-129 был единственным самолетом Второй мировой войны, созданным специально для борьбы с танками. Первые серийные машины Hs 129A-1 оснащались двигателями "Аргус" As-410A-1, развивающий при оборотах 3100об/мин мощность 465л.с.

Впрочем, летные данные Hs 129 также не внушали оптимизма. Скороподъемность была низкой, а разбег и пробег — наоборот — излишне длинными. Еще одним неприятным сюрпризом стало то, что «Хеншелю» оказалось недоступно пикирование, даже под относительно небольшими углами. Если угол снижения превышал 30°, усилия на выводе становились чрезмерными, превышающими физические возможности человека. Эта информация была оплачена жизнью одного из пилотов, который 5 января 1940 года разбился на втором прототипе машины. Летчику просто не хватило сил, чтобы вывести штурмовик из пике.

Как уже говорилось, самолет сделали двухмоторным с целью повышения живучести; чтобы при выходе из строя одного двигателя он мог вернуться на другом. Но в ходе испытаний выяснилось, что «Хеншель» на одном моторе лететь не может! Таким образом, вся концепция машины разваливалась.

И тем не менее, Hs 129 был запущен в серийное производство. Зимой 1940 года Вермахт и Люфтваффе готовились к крупным танковым сражениям на западном фронте, а в этих условиях противотанковый самолет, даже столь убогий, как «Хеншель», пришелся ко двору. В феврале фирма получила заказ на 12 предсерийных Hs 129А-0. За ними должны были последовать 16 машин первой серии HS129A-1.


Характеристики «Hs 129»
Hs 129B-0 Hs 129B-1 Hs 129B-2
Экипаж 1 1 1
Размеры
Длина, м 9.75 9.75 9.757
Высота, м 3.29 3.29 3.29
Размах крыла, м 14.20 14.20 14.20
Площадь крыла, м² 29.00 29.00 29.00
Массы
Масса, кг Пустого 3675 3661 3810
Нормальная взлетная 3839 4057 41970
Максимальная взлетная 5000 5000 5250
Летные данные
Скороподъемнсть, м/с - - 8.25
Дальность полета, км 750 - 680

Но события на фронте развивались быстрее, чем работал сборочный конвейер Хеншеля. Первый экземпляр «нулевой» серии поднялся в воздух в июне 1940 года, то есть уже после того, как французская армия и английский экспедиционный корпус были разгромлены германскими войсками. Специальных противотанковых штурмовиков для этого не понадобилось. Все экземпляры серии А-0 в ноябре 1940 года поступили в спецподразделение 5. (Schlacht)/Lehrges-chwader 2, предназначенное для подготовки пилотов и выработки тактики боевого применения противотанковой авиации. К выпуску серии А-1 так и не приступили, а вместо этого от фирмы потребовали значительно повысить летные данные самолета и коренным образом улучшить условия работы летчика.

Схема Hs 129A-0

Подробно

Источники

  • "Авиация Люфтваффе" /В.Н. Шунков/
  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/
  • "Война в воздухе" /№ 17/