Авиация Второй мировой

Home English

Ju 290 ✙
Дальний разведчик и транспортный самолет
Junkers

Ju-290

Дальний морской разведчик и транспортный самолёт Юнкерс Ju 290 был переконструирован из пассажирского самолета Ju 90, в условиях начавшейся Второй мировой войны Люфтваффе требовался военно - транспортный самолет. Его седьмой опытный образец Ju 90 V7, совершивший первый полет в начале 1941 года, был оборудован опускаемой подфюзеляжной рампой, хвостовая часть фюзеляжа поднималась гидроцилиндрами опускаемой рампы, при этом становилась возможной лёгкая и быстрая погрузка военных грузов и солдат. Двигатели заменили на более мощные BMW 801A, мощностью 1600 л.с. Этот самолет и стал прототипом первой чисто военной версии Ju 290A, за которой последовали и другие модификации самолёта.

Модификации Ju 290

  • Ju 290А-1 — небольшая серия транспортных самолетов, предназначенная для перевозки 48 солдат с полным вооружением. Двигатели BMW 801D (1700 л. с.) Оборонительное вооружение: две 20-мм пушки MG FF в башенных установках и девяти 7,92-мм пулеметов MG 15.
  • Ju 290А-2 вариант дальнего разведчика, в 1943 г. три самолета были переоборудованы из Ju 290А-1. Такие самолеты получили РЛС FuG 200 и верхнюю башню с 1 20-мм пушкой MG 151/20. Дополнительные топливные баки обеспечивали дальность полета 6000 км.
  • Ju 290А-3 — разведывательный вариант. Двигатели BMW 801D (1700 л. с.) Стрелковое вооружение — 4 × 20-мм пушки MG 151/20 (по одной в двух верхних башнях с гидроприводом, в носовой части подфюзеляжной гондолы и в хвостовой фюзеляжной установке), 3 × 13,2-мм пулемета MG 131 (по одному в хвостовой части подфюзеляжной гондолы и боковых окнах). Экипаж — 7 человек. Изготовлено пять самолетов.
  • Ju 290А-4 — двигатели и вооружение соответствуют Ju 290А-3. Опускаемая рампа отсутствует. Введена бронезащита кабины пилотов. Построено пять машин.
  • Ju 290А-5 — двигатели BMW 801G (1700 л. с). Введено протектирование топливных баков. Пулеметы в оконных установках заменены пушками MG 151/20. Экипаж — девять человек. Выпущено 11 единиц.
  • Ju 290А-6 — одна машина, выполненная в 50-местном пассажирском варианте.
  • Ju 290A-7 — вооружение усилено за счет установки дополнительной пушки MG 151/20 в носовой части фюзеляжа. Под крылом и фюзеляжем установлено три держателя для подвески противокорабельных управляемых ракет Hs 293 или управляемых авиабомб FX 1400 (возможна также подвеска обычных авиабомб калибром до 1000 кг). С лета 1944 года построено 19 (по другим данным, 13) самолетов.
  • Ju-290A-8 отличался от А-7 установкой ещё двух башен с пушками MG-151/20 и вновь доработанной задней стрелковой точкой. Это был самый тяжело вооруженный вариант Ju-290 – суммарное вооружение составило девять 20-мм пушек MG-151/20 и два 13-мм пулемета MG-131, но фактически эти улучшения на практике реализовать не получилось. Из заложенной серии в 10 самолётов успели достроить только два или три, один из которых в мае 1945 года был захвачен советскими войсками на аэродроме Ружине под Прагой.
  • Ju 290А-9 — разведчик с увеличенной дальностью и сокращенным вооружением (3 х 20-мм пушки MG 151/20 в носовой, хвостовой установках и верхней башне). Весной 1944 года построено 3 машины.

Модификации C, D и E серийно не строились.


Junkers Ju 290 A5 Ju 290 A7
Экипаж 9
Размеры
Размах крыла, м 42,00
Длина, м 28,60 29,10
Высота, м 6,80
Площадь крыла, м² 203,70
Масса
Норм. взлетная, кг 41000 45000
Макс. взлетный вес, кг 45000 46000
Силовая установка
4 ПД ВMW-801D, мощностью, л.с. 4 × 1700
Летные данные
Max скорость, км/час 437 435
Крейсерская скорость, км/час 360 350
Скороподъемность, м/мин 205 180
Практическая дальность, км 6100 6050
Практический потолок, м 6000
Фото Описание
Схема 290 A7/A8
Junkers 290 A7 бортовой № FE 3400 на земле и в полете.
Junkers 290 "Alles Kaputt"* на американском авиашоу.

* - в переводе с немецкого - "Все погибло"

Источники

  • "Боевые самолеты Люфтваффе" /Дэвид Дональд/
  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/
Ju-290A-4 at Orly Field Paris France 1945