Авиация Второй мировой
На главную     Поиск на сайте
Самолёты Junkers Юнкерс в СССР Ju 52 Ju 252 Ju 86 Ju 86P Ju 86R Ju 87A Ju 87B1 Ju 87B2 Ju 87D Ju 87G Ju 87R Ju 88A Ju 88C Ju 88D Ju 88G Ju 88P Ju 88 Mistel Ju 88 в UK Ju 188 Ju 287 Ju 290 Ju 388 Ju 390 Фото и схемы Боевое применение Ju 52 Ju 87 Ju 87 на Востоке Ju 88 Ju 88 Mistel Luftwaffe

Ju-52 ✙
Транспортный самолет
Junkers

Ju-52

Ju-52 должен был прийти на смену удачным транспортным самолетам W-33 и W-34 и проектировался в конце 20-х годов, как увеличенная версия этих машин. Первый полет прототипа нового транспортного самолета состоялся в октябре 1930 года, в то время машина оснащалась только одним V-образным двигателем BMW-VII мощностью 725 л.с.

Первые изготовленные модели (от Ju-52a до Ju-52d) предназначались для гражданского использования и отличались только типом установленных на нем двигателей. Но на варианте Ju-52/3m уже стояли три двигателя, что сразу же дало значительный прирост скорости и грузоподъемности.

Изначально Ju-52/3m использовался не только, как транспортный, но и в качестве бомбардировщика, однако к началу Второй мировой войны основной его функцией осталась транспортная. Эта машина использовалась также в качестве вспомогательного самолета ВВС и несла службу на всех театрах военных действий до самого мая 1945 года.

Этот самолет был построен в количестве около 4850 экземпляров, подавляющее большинство из них уже предназначалось для военных нужд в модификации от Ju-52 до Ju-52/3m - Ju.52/3m-g14е. Последний серийный вариант Ju.52/3m-g14е был запущен в производство в конце осени 1943 г. и выпускался до середины 1944 г.

Ju-52/3m7e в 18-местном варианте являлся основной модификацией транспортного самолета Ju-52. Этот вариант оснащался автопилотом и имел широкую дверь грузовой кабины для быстрой посадки и высадки десанта.

Последующие модификации машины имели усовершенствованное шасси, размещенное так, чтобы оно не забивалось песком и грязью на грунтовых аэродромах.

Ju-52 составлял основу транспортного парка "Люфтваффе" на протяжении всей Второй мировой войны.

Характеристики
Экипаж 4-5 чел.
Размеры
Размах крыла, м 29,2
Длина самолета, м 18,9
Высота самолета, м 4,52
Силовая установка
3 x 9-ти цилиндровых радиальных BMW 132Т-2 3 x 730 л.с.
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 6500
Максимальная взлетная 11030
Летные данные
Максимальная скорость, км/ч 286
Время набора высоты 3000м, мин 18
Практический потолок, м 5900
Дальность полета, км 1305
Вооружение
13-мм или 7,92 мм пулемет в верхнй задней части фюзеляжа,
возможность установки 7,92-мм пулемета в верхней передней части фюзеляжа и одного в боковом окне
 

Ju-52
Минный тральщик

Ju 52MS

В конце 1939 года в одном из подразделений Кригсмарине, дислоцированном в г. Киль, служил Теодор Бенеке, выпускник Кильского университета по специальности "экспериментальная физика". Вместе с сослуживцем, физиком из Мюнхена, профессором Герлахом он предложил проект оборудования транспортного самолета Ju52 устройством, генерирующим магнитное поле такой силы, чтобы мины взрывались на безопасном расстоянии после пролета над ними. Как и положено, доклад ушел "по команде" на рассмотрение в Техническое управление Министерства авиации. Видимо, английская минная война уже изрядно попортила нервы германскому командованию, потому что ответ пришел очень быстро. Было приказано немедленно развернуть работы по изготовлению самолета-трала.

Первый самолет-тральщик был оборудован в течение пяти недель. Сам трал представлял собой дюралевое кольцо диаметром 14,6 метра с 44 витками алюминиевой проволоки, крепившееся на подкосах под крылом и фюзеляжем. В качестве источника питания использовали 150-киловаттный генератор, позаимствованный на прожекторной батарее ПВО. За характерный внешний вид излучателя трала, который у немцев почему-то вызвал ассоциации с мышиным хвостиком, самолет получил кличку "Мауси-флюгцойг".

Пробный вылет был совершен для уничтожения мин у входа в голландский порт Флиссинген. Надо думать, экспериментаторы изрядно поволновались, когда "юнкерс" с огромным кольцом на малой высоте пошел над морем. Однако система работала нормально. Мины взрывались в 200-300 метрах за кормой, на безопасном расстоянии для самолета, летящего на высоте всего 10-20 метров. Несмотря на нештатную конструкцию солидных размеров, летные характеристики машины ухудшились незначительно.

За первым опытом последовало развертывание в сентябре 1940 г. первого подразделения самолетов-тральщиков - "Sonderkommando Mausi", предназначенное для выработки тактики боевого применения нового противоминного оружия. Кроме Ju52 в роли летающих тральщиков немцы использовали устаревшие бомбардировщики Do23, а в 1942-1943 гг. летающие лодки BV138 и Do24, а также один из прототипов гидросамолета Ha139.

Но основным "искателем мин" (Minensuher, сокращенно MS) Люфтваффе стала именно старая, проверенная "Тетушка Ю". Всего, по данным известного западногерманского историка авиации Новарры, переоборудованию в вариант MS подверглись около 70 Ju52/3m (модификаций g4e, g5e, g6e, g7e, g8e). Работы выполнялись на аэродроме Дрезден-Нойштадт.

Фото Описание

Схема Ju 52MS

Постепенно минная война распространялась на новые и новые районы, соответственно росла потребность в самолетах-тральщиках. Поэтому, в октябре 1942 г., на основе "Sonderkommando Mausi" была создана 1-я группа самолетов-тральщиков (Minensuchgruppe 1). Ее эскадрильи, с 1-й по 5-ю, базировались на различных морских театрах. В марте 1944 года эти подразделения стали самостоятельными боевыми единицами, сохранив однако свою прежнюю нумерацию.

Конечно, основную массу забот немцам доставили массированные минные постановки Королевских ВВС Великобритании. Масштабы минно-заградительной деятельности Советского ВМФ были куда скромнее, однако, и на восточно-европейском театре "мышкам" пришлось немало потрудиться. Так как на Севере неконтактные мины нашим флотом практически не использовались, то рассказ будет вестись только о Балтике и Черном море.

В немецком отчете о боевых действиях на Балтийском море в 1941 году в разделе о минной войне есть интересный пассаж. Там с изрядной долей иронии сказано, что единственным фактом, вызвавшим удивление у германских моряков, было полное отсутствие применения неконтактного минного оружия Советским ВМФ. Действительно, чуть больше десятка мин МИРАБ, выставленных советскими самолетами и катерами в 1941 году, вряд ли причинили серьезный урон Кригсмарине. Однако, оккупировав почти все побережье Советской Прибалтики, немцы столкнулись с тем, что их же собственные минные банки стали мешать как судоходству, так и действиям боевых кораблей. Для очистки от мин районов проведения десантной операции по захвату Моонзундского архипелага среди прочих были привлечены и самолеты-тральщики. Вместе с Ju52MS в этой операции применялись редкая разновидность тральщика на базе самолета Do23.

Как и у союзников, меры по созданию мин с индукционно акустическим взрывателем принимались и в нашей стране. Однако отечественные мины АМД-2-500 и АМД-2-1000 с двухканальным взрывателем до конца войны так и не были приняты на вооружение.

Боевое применение столь необычного самолета противником не ускользнуло от внимания отечественных военных моряков и авиаконструкторов. Уже в 1943 г. появился проект подобного самолета-тральщика ПС-84Т (Ли-2МТ). Но, судя по всему, советский аналог "мауси" так никогда и не поднялся в воздух.

Подробно

Источники

  • Авиация Люфтваффе /В.Н. Шунков/
  • Тетушка Ю" с "мышиным хвостиком" /Роман Ларинцев, Александр Заблотский/
  • Крылья Люфтваффе (боевые самолеты третьего рейха) /Уильям Грин/

Фото Описание

Junkers Ju-52 D-AQUI

Юнкерс Ю-52 "СССР-Л-59" в Аэрофлоте. Около 60 трофейных Юнкерсов "трудились" в СССР в годы войны на грузовых перевозках.

Ju-52 современное фото.

Вооружение Arado Dornier Blohm und Voss Fieseler Flettner Focke Wulf Heinkel Henschel Junkers Messerschmitt Боевое применение Люди и самолеты Фото и схемы

©AirPages
2003-