Авиация Второй мировой

Home English

Ju-87D

Пикирующий бомбардировщик

Junkers

Ju-87D-1 1942

Первоначально новый пикировщик разрабатывался под двигатель Jumo 211F, но двигатель никак не мог достигнуть требуемых характеристик. Весной 1940 года был готов новый двигатель Jumo 211J-1, для увеличения мощности на двигатель установили улучшенный центробежный нагнетатель, поставили промежуточный радиатор, полностью переделали управление газом и впрыском топлива. В результате двигатель развивал на взлете почти 1400л.с.

На самолете увеличили емкость внутренних топливных баков, как у модификации R, баки протектировались резиновой губкой, которая затягивала пробоины от пуль до 12-мм.

Второй задачей стало максимальное улучшение аэродинамики самолета. Для этого маслорадиатор перенесли под двигатель, на место гликолевого, а последний, разделив на две части, разместили под крылом, прикрыв снизу бронеплитами. С теми же целями были изменены кабина и обтекатели шасси. Двойные подкосы, поддерживающие хвостовое оперение, поместили в алюминиевые кожухи-обтекатели.

Улучшили защиту экипажа насколько возможно бронеплитами 4-10 мм и усилили вооружение - радиста вооружили спаренным MG 81Z калибра 7,92 мм. Лобовое стекло и стекло блистерной установки изготавливали из бронестекла 50-мм. Была усилена нижняя часть фюзеляжа и установлены новые пилоны, для подвески бомб массой до 1800 кг. Правда в боевой обстановке «штукам» ни разу не пришлось летать с такой нагрузкой, обычно на самолет подвешивали бомбы массой 250 кг или 500 кг под фюзеляж и четыре 50-кг под крылом. Реже подвешивали 1000-кг фугасную бомбу SC 1000 или бронебойную PC 1400кг.

Ju 87D

Существовало семь вариантов модификации Ju-87D - от Ju-87D-1 до Ju-87D-8, включая буксировщик планеров (Ju-87D-2) и ночной штурмовик (Ju-87D-7).

Ju 87D-1. Для штурмовки подвешивались спецконтейнеры: WB 81 с шестью 7,92-мм пулеметами MG 81 или WB 20 с двумя 20-мм пушками MG FF. Всего было выпущено 592 самолета этой версии.

Ju 87D-3. «Дора-3» пошла в серию в конце 1942 года. На самолете забронировали кабину экипажа, двигатель, радиаторы. Для этих целей не пожалели дефицитную хромоникелевую сталь. Сирены, как вещи в новых условиях бесполезные, сняли, но ненужные штурмовику воздушные тормоза почему-то оставили. На крыльях резиновую дорожку «противоскольжения» заменили гофрированной металлической полосой. В качестве основного вооружения на D-3 использовали контейнеры, наполненные 92 осколочными бомбами SD 2 весом по 2 кг каждая. Всего выпустили 1559 экземпляров Ju 87D-3 и почти все они отправились на Восточный фронт.

Ju 87D-4. Некоторое количество D-1 и D-3 попробовали было переделать в торпедоносец Ju 87D-4, но летные данные ухудшились настолько, что всем машинам вернули первоначальный облик.

Ju 87D-5. Поскольку с фронта продолжали поступать жалобы на недовооруженность «Штуки» (попутно выяснилось, что увеличение веса используемых бомб привело к угрожающему росту нагрузки на крыло), конструкторам пришлось срочно разработать новую модификацию, которой стал Ju 87D-5. От предыдущей версии новый самолет отличался увеличенным размахом крыла (14,98 м) и новым набором вооружения. В крыле теперь устанавливались две 20-мм пушки MG 151. Воздушные тормоза по-прежнему еще ставили какое-то время, затем от них отказались уже навсегда. Последняя массовая модификация «Доры» производилась до июля 1944 года. Всего до запрещения Гитлером строительства бомбардировщиков успели изготовить 771 самолет Ju 87D-5.

Ju 87D-7, 8. К середине 1943 года подразделения пикировщиков на восточном фронте были очень основательно «пощипаны» советскими истребителями. Каждый дневной вылет представлял непосредственную угрозу жизни экипажа. Потери все росли. Оставалось одно благодатное для полетов время суток — ночь. Для этих целей Министерство авиации приказало создать специальный завод по переделке серийных Ju 87D-3 в вариант D-7, a Ju 87D-5 в вариант D-8. «Ночные Штуки» оснащались более мощным форсированным двигателем Jumo 211P, развивавшим на взлете 1500 л.с. Выхлопные патрубки спрятали в длинные пламегасители. Дополнительно на самолетах модификации D-8 пушки получили конические насадки, чтобы вспышки выстрелов не слепили пилотов. Все выпущенные самолеты распределили по шести ночным штурмовым группам, а первый Ju 87D-7 появился на востоке в декабре 1943 года.


Характеристики Ju-87D
Ju-87D-1 Ju-87D-5 Ju-87D-8
Экипаж, чел. 2 2 2
Геометрия
Длина самолета, м 11,50 11,50 11,50
Высота, м 3,88 3,88 3,88
Размах крыла, м 13.80 15.00 15.00
Площадь крыла, м² 31,90 33,68 33,68
Удельная нагрузка, кг/м² 206,9 196 197
Массы, кг
Вес пустого 3900 3940 3938
Взлетный вес 6600 6580 6607
Силовая установка
Мотор Jumo 210J-1 Jumo 211J-1 Jumo 211P
Мощность, л.с./kW 1420/ 1044 1420/ 1044 1500/ 1104
Лётные данные
Max скорость км/ч 410 400 383
на высоте, м 4100 4100 4090
Время набора высоты мин 19 20 12
м 5000 5000 4000
Практический потолок, м 7285 7500 8000
Дальность полета, max км 1535 1530 790
Вооружение
Число пулеметов 3 3 3
Бомбовая нагрузка, кг 1000 1000 1000

Подробно

Ju87D5 L1 CH-1 SG.1 Russia, February 1944

Ju-87D5 L1 CH-1 SG.1 на Восточном фронте, февраль 1944 г.

Ju-87H

Учебно-тренировочный самолет

Схема Ju 87H-1

На основе пикировщика Ju-87D-1 в 1943 г. создали учебный Ju-87H-1. С него сняли крыльевые пулеметы, бомбодержатели и турель. На место бортстрелка посадили инструктора со вторым управлением. Для улучшения обзора вперёд фонарь его кабины получил боковые блистеры.

Впоследствии модели Н-1, Н-3, Н-5, Н-7 и Н-8, созданные на основе вариантов Ju-87D с соответствующим цифровым индексом, в небольших количествах строились на заводе в Лемвердере. В летных школах на них переучивали бывших пилотов истребителей и бомбардировщиков для пополнения групп штурмовой авиации, несших значительные потери на Восточном фронте.

Не предназначенный для боя Ju-87H все-таки успел повоевать в самом конце войны, когда боевые модели "штуки" стояли на приколе из-за отсутствия дефицитного 100-октанового бензина. Его нефорсированный неприхотливый двигатель работал на 87-октановом топливе, которое еще оставалось в бензохранилищах Третьего рейха.

Источники

  • "Авиация Люфтваффе" /В.Н. Шунков/
  • "Пикирующий бомбардировщик Ju 87 Stuka" /«Экспринт» Василий Петров/
  • "Пикирующий бомбардировщик Юнкерс Ju-87" /АиК А. Демин/