Авиация Второй мировой |
Самолёты | Вооружение | Арадо | Дорнье | Блом и Фосс | Физелер | Флеттнер | Фокке-Вульф | Хейнкель | Хеншель | Юнкерс | Мессершмитт | Бои | Люди | Фото | |
Ju-87 на Восточном фронтеОперация Barbarossa, 1941-1942годы. Согласно планам германского командования военная кампания на Востоке должна была быть столь же быстротечной, как и все остальные. Правда, учитывая относительное превосходство Красной армии, немцам пришлось задействовать все имеющиеся силы и максимально привлечь своих союзников. Несмотря на перепады в производстве «Штуки», их количество в авиачастях люфтваффе оставалось почти без изменений. К моменту нападения Германии на СССР 22 июня 1941 года немцам удалось собрать у советских границ 324 пикирующих бомбардировщика Ju 87, из которых были 233 боеготовыми. Это меньше, чем во время вторжения во Францию. В первые месяцы боев в России Ju 87 использовались по обычному польско-французскому сценарию блицкрига. Пикировщики расчищали путь перед рвущимися вперед танковыми колоннами вермахта. Не менее активно Ju 87 привлекались и для подавления очагов сопротивления окруженных советских войск. Например, именно «Штуки» метали 1000-кг бомбы на Брестскую крепость. Пользуясь тем, что ВВС РККА на первых порах не смогли организовать должное противодействие немецкой авиации, пикирующие бомбардировщики люфтваффе стали настоящим кошмаром для бесконечных верениц отступающих колонн советских войск и беженцев. Имея хорошо налаженную службу воздушной разведки, люфтваффе умело использовало авиацию (в том числе пикирующую) для нанесения ударов по частям Красной армии, совершающим маневры. От действий немецких пикировщиков в начале Великой Отечественной войны наши войска нередко несли тяжелые потери, поскольку часто не имели ни зенитного, ни воздушного прикрытия. Пилоты Ju 87 безнаказанно бомбили двигавшиеся в сторону фронта подкрепления, разрушали мосты и переправы, прицельными ударами с воздуха разрушали железнодорожные пути и узловые станции, уничтожали воинские эшелоны с войсками и техникой. Немецкий ас-пикировщик Ганс Ульрих Рудель всю войну пролетавший на Ju 87 сумел с июня по декабрь 1941 года совершить около 500 боевых вылетов. Как и прежде «излюбленными» целями для Ju 87 являлись корабли и суда противника. Не стал исключением и Советский военно-морской флот. В конце лета 1941 года I и III/StG 2, переданные в распоряжение командования 1-го воздушного флота, участвовали в налетах на Ленинград. К этому времени все боеспособные корабли Балтийского флота оказались запертыми в Кронштадте. Это обстоятельство значительно облегчало действия немецкой авиации. Расположение кораблей на стоянках постоянно отслеживалось самолетами-разведчиками. Во время налетов 16 и 19 сентября 1941 года в советские линкоры «Октябрьская революция» и «Марат» попали первые бомбы, сброшенные с Ju 87, впрочем, не нанесшие большим кораблям особых повреждений. Но уничтожение советских линкоров по-прежнему являлось приоритетной задачей для немецкой авиации. Поэтому 23 сентября, получив из Германии бронебойные 1000-кг бомбы, самолеты III/StG 2 еще раз целенаправленно атаковали линкор «Марат». Одна бомба попала в носовую оконечность корабля, вызвав детонацию боезапаса. Носовая часть линкора, оторванная мощным взрывом, затонула. Из состава команды погибло 326 человек, включая командира корабля. В литературе этот успех обычно приписывают вышеупомянутому Руделю. Информация о знаменитом налете почерпнута из его воспоминаний и газетно-журнальных публикаций того времени. Позволим себе усомниться в общепринятой теории. Есть факты явно противоречащие ей. Во-первых, Ju 87B-2, на котором тогда летал Рудель, мог поднять 1000-кг бомбу лишь в том случае, если стрелок-радист оставался на земле. А в мемуарах пилота говорится, что все экипажи вылетели на бомбежку в полном составе. Во-вторых, Рудель, убрав при пикировании воздушные тормоза и развив слишком большую скорость (он обогнал ведущий самолет), сбросил бомбу весом в одну тонну с трехсот метров. Такое бомбометание сомнительно и опасно. Вспомните случай на полигоне Нойхаммер. А, кроме того, осколки от разрыва 1000-кг бомбы (по признанию того же Руделя) летят на высоту до 1000 м и если не сам Рудель, то следующий за ним самолет (ведущего, которого он обогнал на пикировании) прямехонько попадал под разрыв бомбы Руделя. По-видимому, что-то было не так. И последнее, когда рапорт об удачном налете достиг немецкого командования, и оно приказало наградить героя Рыцарским Крестом, то командир III/StG 2, капитан Штеен этого не сделал. Дело в том, что на линкор вместе с Руделем пикировало еще два самолета да и попаданий было два, и кому из пилотов повезло, установить было невозможно. За четыре дня яростных атак, немцам удалось потопить эсминец «Стерегущий», сторожевик, тральщик, подлодку серии «Малютка» и лидер «Минск». Правда, большинство из этих кораблей советским морякам удалось через некоторое время поднять и снова ввести в строй. После первых поражений в июне 1941 года советская авиация начинала приходить в себя, оказывая яростное сопротивление. Да и с самого начала войны в России характер боевых действий заметно отличался от того, с чем немецким пикировщикам приходилось сталкиваться в ходе западных блицкригов. Например, за год боев на Западе эскадры Ju 87 лишились 477 самолетов, а в России только за шесть месяцев боев «недостача» составила 394 машины. Немецкие летчики Ju 87 начинали понимать, что самые горькие разочарования у них еще впереди. Когда пришла пора перевооружать эскадры пикировщиков новыми Ju 87D, не обошлось без нелепостей. В январе 1942 года на Восточный фронт перегоняли очередную партию пикировщиков. Пять самолетов так и не долетели до места назначения. Попав в снежную бурю, их экипажи разбились вместе со своими «Дорами». Самолёты | Юнкерс | Юнкерс в СССР | Ju 52 | Ju 252 | Ju 86 | Ju 86P | Ju 86R | Ju 87A | Ju 87B1 | Ju 87B2 | Ju 87D | Ju 87G | Ju 87R | Ju 88A | Ju 88C | Ju 88D | Ju 88G | Ju 88P | Ju 88 Mistel | Ju 88 в UK | Ju 188 | Ju 287 | Ju 290 | Ju 390 | Фото и схемы Боевое применение | Ju 52 | Ju 87 | Ju 87 на Востоке | Ju 88 | Люфтваффе |