Авиация Второй мировой

Home English

Ju-88D

Дальний разведчик

Junkers

Ju-88D2

В середине 1940 года командование Люфтваффе и конструкторский коллектив фирмы Юнкерс приступили к созданию разведывательной модификации самолета Ju 88. Новая машина должна была заменить самолеты Дорнье Do 17P, которые в то время использовали для разведки. Созданному на базе Ju 88A самолету-разведчику присвоили обозначение Ju 88D. Еще до того, как приступили к серийному выпуску машин Ju 88D, в спешном порядке переделали в разведчики некоторое количество бомбардировщиков. Переделанные машины обозначались как Ju 88A-1(F) и Ju 88A-5(F) (буква F- сокращенно Fernaufklaerungs (дальняя разведка)). С переделанных самолетов сняли внешние и внутренние бомбодержатели и воздушные тормоза. Четырехстворчатые створки бомболюка заменили двухстворчатыми. Две фотокамеры установили в левой части заднего бомбоотсека, а одна - в правой части. В переднем бомбоотсеке разместили дополнительный топливный бак емкостью 1450 литров. Кроме трех фотокамер, закрепленных в бомбовом отсеке, в кабине пилота разместили маленький ручной фотоаппарат.

Первые переделанные из бомбардировщиков разведчики встали в строй в 1940 году.

В 1940 году немецкие самолетостроители выпустили 330 разведчиков Ju 88D. Разведывательное оборудование состояло из фотокамер Robot Rb 70/30 или Rb 50/30, предназначенных для съемок с больших высот и камеры Rb 20/30, которую использовали для фотографирования с низких высот.

Разные модификации Ju 88D незначительно отличались друг от друга по способу установки фотооборудования. На Ju 88D-0 и ранних Ju 88D-1 объективы фотокамер выступали за обводы корпуса и были закрыты противобликовой системой. На самолетах Ju 88D-2 и Ju 88D-4 объективы за обводы фюзеляжа не выступали.

Junkers 88D-0, D-2. В середине 1940 года завод Юнкерса в Дессау изготовил пробную серию самолетов-разведчиков Ju 88D-0. Через несколько недель начался выпуск серии Ju 88D-2. Обе версии были созданы на базе Ju 88A-5. На самолеты Ju 88D-0 ставили моторы Jumo 211B-1, а на Ju 88D-2 - моторы Jumo 211G-1 или 211Н-1. На бомбодержателях под крыльями были подвешены дополнительные сбрасываемые топливные баки общей емкостью 300 литров. Первыми новые разведчики Ju 88D-0 получили l.(F)/122, a Ju 88D-2 - l.(F)/123.

Junkers 88 D-1. В начале 1941 года были построены первые самолеты Ju 88D-1, созданные на базе бомбардировщика Ju 88A-4. На самолеты устанавливали три фотокамеры, однако на практике использовали только две, расположенные в левой части бомбоотсека. Самолеты Ju 88D-1 могли нести бомбы как и обычные Ju 88A-4. Была предусмотрена система обогрева фотокамер выхлопными газами работающего двигателя. От хвостовой части фюзеляжа бомбоотсек с фотокамерами отделялся съемной перегородкой. На внешних бомбодержателях ETC самолеты Ju 88D-1 могли нести бомбы или сбрасываемые топливные баки.

Junkers 88D-3. Самолеты Ju 88D-3, представляющие собой вариант Ju 88D-1, были приспособлены для эксплуатации в тропических условиях. На Ju 88D-3 устанавливали воздушные фильтры на воздухозаборниках карбюраторов и радиаторов, а также оснащали средствами выживания в пустыне. В полевых условиях подобным образом было переделано несколько серийных Ju 88D-1, которые получили обозначение Ju 88D-1 Тгор (Тгор - сокращение от слова Tropisch (тропический)).

Junkers 88D-4. Самолет Ju 88D-4 представлял собой тропический вариант самолета Ju 88D-2. Первое время такие самолеты носили обозначение Ju 88D-2 Тгор.

Junkers 88D-5. Последним вариантом самолета Ju 88D был Ju 88D-5, оснащенный двигателями Jumo 211G или 211Н. Винт VDM, применявшийся прежде, заменили винтом Юнкере VS 11. На разведчике устанавливали две фотокамеры.


Характеристики Ju-88
Ju 88C-4 Ju 88C-6 Ju 88D-1 Ju 88D-5
Экипаж, чел. 3 3 4 4
Геометрия
Длина самолета, м 14,96 14,96 14,36 14,45
Высота, м 5,07 5,07 5,07 5,07
Размах крыла, м 20.08 20.08 20.08 20.08
Площадь крыла, м² 54.7 54.7 54.7 54.7
Массы, кг
Взлетный вес норм 8000 9069 8480 -
Взлетный вес макс - 12105 - 11300
Силовая установка
Мотор 2x Jumo 211F 2x Jumo 211J 2x Jumo 211B 2x Jumo 211J
Мощность, kW/л.с. у земли 1045/ 1420 1038/ 1410 865/ 1175 1038/ 1410
норм.   780/1060 - 780/1060
H, м   5200 - 5200
Лётные данные
Max скорость км/ч 495 494 475 480
H, м - 5300 - -
Практический потолок, м 9600 9900 8600 8700
Радиус действия, км 3050 1038 2950 3100
Вооружение
Число пулеметов 1×МG 15
1×MG 1×MG FF
3×MG 17
1×МG 81Z
3×MG17
3×MG 151/20
3×МG 15 2×МG 17
Радиолокатор FuG 16, FuG 25 FuG 16, FuG 25 FuG 16, FuG 25 FuG 16, FuG 25, FuG 200
Фото Описание
Фоторазведчик Ju-88D-0, оснащенный тремя аэрофотоаппаратами. На модификации D-0 сохранились двигатели JUM0-211B-1.
Наземные специалисты очищают Ju-88D от снега.
Ju-88D из 2./Aufklarungsgruppe-122 На Восточном фронте.

Ju-88T

Скоростной разведчик

Ju-88T1

Ju 88 T-1 с двигателями воздушного охлаждения BMW-801D

В марте 1943 г. был получен заказ на изготовление 50 разведчиков и дополнительных 60 двигателей BMW 801D с системой впрыска закиси азота GM 1, обеспечивавшей повышение мощности на больших высотах. Помимо встроенных в крыло и фюзеляж бензобаков, такие машины несли под центропланом два фанерных подвесных бака емкостью по 900 л, благодаря чему общий запас топлива доводился до 5380 л. Самолет был трехместным, оборонительное вооружение состояло из единственного пулемета MG 131 в верхней задней оборонительной установке.

Реально до июля 1943 г. удалось изготовить (путем переоборудования из ранних Ju88D-1) только 17 Ju 88T-1, дальнейшее производство на предприятии "Юнкерс" прекратилось из-за нехватки моторов, предназначавшихся в первую очередь для истребителей FW 190A. Небольшое число Ju88T-1 было дополнительно получено, также путем переделки из бомбардировщиков А-4, после привлечения ремонтных мастерских компании "Дойче Люфтганза". Здесь же в фюзеляж бывшего "бомбера" встраивались три фотокамеры типа Rb 20/30, Rb 50/30 или Rb 75/30. Машины модификации Т-1 не стали массовыми, но наличие одной-двух машин отмечается в ряде отрядов дальней разведки, сохранившихся к лету 1944 г.; например, в 2(F)/123.

Прототип разведчика Ju 88Т-2 (зав. No. 1687) впервые поднялся в небо в октябре 1943 г. Он отличался от предшественника более сложной мотоустановкой, предусматривающей наличие как системы GM 1, так и устройства водо-метанолового форсирования MW 50, использовавшейся на малых и средних высотах. Именно сложность и избыточная масса силовой установки привели к отказу от дальнейшей проработки такой модификации.

Ju-88T3

Ju 88 T-3 с двигателями жидкостного охлаждения Jumo 213A

Следующей модификацией разведчика стала Ju 88Т-3. Машина оснащалась двигателями Jumo 213 с устройствами GM 1, радиостанцией FuG 16ZY, а некоторые экземпляры - радиолокатором FuG 217. Собственно, в вариант Т-3 на заводе в Штаакене компании DLH производилось переоборудование бомбардировщиков Ju 88S-3 (имелся заказ на переделку 30 машин). В заднем бомбоотсеке сохранялось место для подвески десяти фотобомб, поэтому размер встроенного бензобака был меньше, чем у самолетов модификации Т-1. Масса мотоустановки заметно возросла, поэтому на внешней подвеске Т-3 обычно несли всего один 900-литровый бензобак, что вело к уменьшению дальности полета (3170 км при крейсерской скорости). Максимальная скорость полета на высоте 8500 м составляла 610 км/ч при нормальной полетной массе с подвесным баком и 655 км/ч при минимальной массе без внешних подвесок.

Характеристики Ju 88 T
Экипаж 3
Размах крыла, м 20,08
Длина самолета, м 14,84
Высота самолета, м 5,07
Силовая установка
2 × 14-ти цил. радиальных двухрядных BMW-810D, л.с. 2 × 1700
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета
Максимальная взлетная 12215
Летные данные
Максимальная скорость, км/ч 640
Крейсерская скорость, км/ч 570
Максимальная скороподъемность, м/мин
Практическая дальность, км 1090
Практический потолок, м 9800
Вооружение
Один 13-мм пулемет MG 13

Источники

  • "Авиация Люфтваффе" /В.Н. Шунков/
  • "Дальние и высотные разведчики 1939-1945" /Владимир Котельников/
  • "Боевые самолеты Люфтваффе" /под ред. Дэвида Дональда/
  • "Бомбардировшик Junkers Ju 88" /Д.А. Тарас/
  • Война в воздухе № 2 Junkers 88
Ju-88 in flight