Me 261
Дальний разведчик
Messerschmitt
Дальний разведчик Ме 261 представлял собой цельнометаллический низкоплан с двумя двигателями на крыле и двухкилевым вертикальным оперением. Самолёт создавался с использованием проверенных технологий и имел простую и лёгкую цельнометаллическую конструкцию, схожую с предшествующей разработкой Bf 110, но отличавшийся от него большими размерами. Заданную дальность машине должно было обеспечить в первую очередь большое крыло с относительно толстым профилем, типичной для Мессершмитта однолонжеронной конструкции. Предкрылков самолёт не имел.
Монококовый фюзеляж имел небольшое поперечное сечение; в его носовой части размещалась негерметичная остеклённая кабина с сидящими бок о бок двумя пилотами. За пилотами располагалось рабочее место штурмана/радиста, а позади проходившего сквозь фюзеляж лонжерона крыла - отдельная кабина для бортинженера и штурмана. Там же находился и небольшой отсек для отдыха экипажа, в котором при необходимости можно было разместить пассажиров или груз.
В качестве силовой установки этого довольно крупного самолёта были выбраны 24-цилиндровые двигатели жидкостного охлаждения Daimler-Benz DB 606A-1/B-1, каждый из них представлял собой два установленных параллельно и работавших на общий редуктор мотора DB 601. Двигатели DB 606A-1/B-1, развивавшие на взлёте по 2660 л.с., приводили в движение четырёхлопастные 4,6-метровые винты VDM изменяемого шага, соответственно с правым и левым направлением вращения. Маслорадиаторы размещались под мотогондолами.
Общий объем топливных баков, включая и фюзеляжные, составлял примерно 17 000 литров. Основные стойки шасси оснащались большими колёсами, которые при уборке поворачивались на 90° и убирались в задние части гондол двигателей. Хвостовое колесо убиралось в фюзеляж.
Самолет первоначально создавался для сверхдальних перелетов и даже получил в честь фюрера наименование Adolfine, однако постройка первого прототипа Me 261 V1 (военный номер BJ+СР) была завершена лишь к концу 1941 года. 23 декабря самолёт впервые поднялся в воздух, к тому времени уже стояли чисто военные задачи и RLM и компания Messerschmitt рассчитывали всё же найти применение дорогостоящей разработке. Как следствие, возникли планы переделки самолёта в дальний разведчик, задачами которого должны были стать поиск кораблей противника и взаимодействие с подводными лодками Kriegsmarine.
Таким образом, работы по программе продолжились, равно как и постройка новых прототипов. Весной 1942 года взлетел Me 261 V2 (военный номер BJ+CQ), отличавшийся более объёмным фюзеляжем и полностью переделанным задним (расположенным за крылом) отсеком для экипажа: RLM требовало установки оборонительного вооружения даже за счёт уменьшения объёма фюзеляжного топливного бака. Помимо этого, в нижней части фюзеляжа появился небольшой бомбоотсек (или место для фотокамеры). Несмотря на эти изменения, Me 261 всё ещё имел впечатляющую дальность полёта. В 1942-43 годах оба прототипа - Me 261 V1 и V2 - выполнили ряд продолжительных по времени испытательных полётов.
Окончательный вариант представлял прототип Me 261 V3 (BJ+CR), оснащавшийся новыми двигателями DB 610A-1/B-1 (сдвоенные DB 605). Данные двигатели на высоте 2500 метров развивали 3100 л.с. За крылом Me 261 V3 были оборудованы места ещё для двух членов экипажа, однако вооружение так и не было установлено. 16 апреля 1943 года V3 выполнил полёт по замкнутому маршруту, пройдя за 10 часов 4500 километров. Однако при посадке разрушилась одна из основных стоек шасси, что привело к повреждениям конструкции самолета. После ремонта самолет был передан в состав расположенной в Ораниенбурге (Oranienburg) разведывательной группы верховного командования ВВС (Aufklärungsgruppe der Oberbefehlshabers der Luftwaffe). В этом подразделении Me 261 V3 выполнял сверхдальние секретные разведывательные полёты в восточном и западном направлениях. Однако в серийное производство Me 261 не пошёл, оставшись в количестве трёх прототипов.
В 1944 году Me 261 V1 и V2 были разрушены при бомбардировке аэродрома Lechfeld авиацией союзников, судьба Me 261 V3 остается неизвестной.
|