Aviation of Word War II

Home Russian

Me 261
Long-range Reconnaissance Aircraft
Messerschmitt

Me-261 V3

The long-range reconnaissance aircraft Me 261 was an all-metal low-wing aircraft with two engines on the wing and a two-fin vertical tail. The aircraft was created using proven technologies and had a simple and light all-metal construction, similar to the previous development of the Bf 110, but differing from it in large dimensions. The given range of the car was to be provided primarily by a large wing with a relatively thick profile, a single-spar design typical for Messerschmitt. The plane did not have slats.

The monocoque fuselage had a small cross-section; in its bow there was a leaky glazed cockpit with two pilots sitting side by side. Behind the pilots was the navigator / radio operator's workplace, and behind the wing spar passing through the fuselage, a separate cockpit for the flight engineer and navigator. There was also a small compartment for the crew's rest, in which, if necessary, passengers or cargo could be accommodated.

As the power plant of this rather large aircraft, 24-cylinder liquid-cooled engines Daimler-Benz DB 606A-1 / B-1 were chosen, each of them consisted of two DB 601 engines installed in parallel and working on a common gearbox. 606A-1 / B-1, which developed 2660 hp on takeoff, propelled four-bladed 4.6-meter VDM propellers with variable pitch, respectively, with the right and left direction of rotation. Oil coolers were located under the engine nacelles.

The total volume of fuel tanks, including the fuselage, was approximately 17,000 liters. The main landing gear was equipped with large wheels, which turned 90 ° during harvesting and retracted into the rear of the engine nacelles. The tail wheel was retracted into the fuselage.

The aircraft was originally created for ultra-long-range flights and even received the name Adolfine in honor of the Fuhrer, but the construction of the first prototype Me 261 V1 (military number BJ + CP) was completed only by the end of 1941. On December 23, the plane took off for the first time, by that time there were already purely military tasks and RLM and Messerschmitt still expected to find an application for an expensive development. As a result, plans arose to convert the aircraft into a long-range reconnaissance aircraft, whose tasks were to search for enemy ships and interact with Kriegsmarine submarines.

Thus, work on the program continued, as well as the construction of new prototypes. In the spring of 1942, the Me 261 V2 (military number BJ + CQ) took off, featuring a more voluminous fuselage and a completely redesigned rear (located behind the wing) crew compartment: the RLM required the installation of defensive weapons even by reducing the volume of the fuselage fuel tank. In addition, a small bomb bay (or place for a camera) appeared at the bottom of the fuselage. Despite these changes, the Me 261 still had an impressive range. In 1942-43, both prototypes, the Me 261 V1 and V2, performed a series of lengthy test flights.

The final version was the prototype Me 261 V3 (BJ + CR), equipped with new DB 610A-1 / B-1 engines (twin DB 605). These engines developed 3100 hp at an altitude of 2500 meters. Behind the wing of the Me 261 V3, space was provided for two more crew members, but the weapons were never installed. On April 16, 1943, V3 flew a closed route, covering 4,500 kilometers in 10 hours. However, during landing, one of the main landing gear collapsed, which led to damage to the aircraft structure. After repairs, the aircraft was transferred to the Air Force High Command reconnaissance group (Aufklärungsgruppe der Oberbefehlshabers der Luftwaffe) based in Oranienburg. In this unit, the Me 261 V3 performed ultra-long-range secret reconnaissance flights in the east and west. However, the Me 261 did not go into mass production, remaining in the number of three prototypes.

In 1944, Me 261 V1 and V2 were destroyed during the bombing of the Lechfeld airfield by Allied aircraft, the fate of Me 261 V3 remains unknown.



Me-261V-3 Specification
Crew 7
Dimensions
Wing span, m 26.87
Wing area, m² 76
Length, m 16.68
Height, m 4.71
Powerplant
2 × PE Daimler-Benz DB610 A-1/B-1, power h.p. 2 × 3100
Performance
Maximum speed over ground, km/h 490
Maximum speed at altitude 3000 m, km/h 620
Service ceiling, m 8260
Service range, km 11,025
Photo Description
Drawing Me-261

Drawing Me-261

Me-261

Me-261 V3

Bibliography

  • Luftwaffe Aviation / V.N. Shunkov /
  • Ultra-long-range aircraft Messerschmitt Me 261 V1 Adolfine and long-range reconnaissance aircraft Me 261 V3 / Ivan Byakin. /

Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте
Самолёты Messerschmitt BF109B,C,D BF109E BF109F BF109G BF109G-2 BF109H BF109K BF110C BF110E BF110G Me-410 Me-309 Me-163 Me-261 Me-262A-1a Me-262A-2a Me-262B Me-264 1101 Me-321 Me-323 Фото и схемы Боевое применение JG5 Bf 109 JG54 Bf 110 Me 262 Me 262 Три мифа о... Luftwaffe

Me 261
Дальний разведчик
Messerschmitt

Me-261 V3

Дальний разведчик Ме 261 представлял собой цельнометаллический низкоплан с двумя двигателями на крыле и двухкилевым вертикальным оперением. Самолёт создавался с использованием проверенных технологий и имел простую и лёгкую цельнометаллическую конструкцию, схожую с предшествующей разработкой Bf 110, но отличавшийся от него большими размерами. Заданную дальность машине должно было обеспечить в первую очередь большое крыло с относительно толстым профилем, типичной для Мессершмитта однолонжеронной конструкции. Предкрылков самолёт не имел.

Монококовый фюзеляж имел небольшое поперечное сечение; в его носовой части размещалась негерметичная остеклённая кабина с сидящими бок о бок двумя пилотами. За пилотами располагалось рабочее место штурмана/радиста, а позади проходившего сквозь фюзеляж лонжерона крыла - отдельная кабина для бортинженера и штурмана. Там же находился и небольшой отсек для отдыха экипажа, в котором при необходимости можно было разместить пассажиров или груз.

В качестве силовой установки этого довольно крупного самолёта были выбраны 24-цилиндровые двигатели жидкостного охлаждения Daimler-Benz DB 606A-1/B-1, каждый из них представлял собой два установленных параллельно и работавших на общий редуктор мотора DB 601. Двигатели DB 606A-1/B-1, развивавшие на взлёте по 2660 л.с., приводили в движение четырёхлопастные 4,6-метровые винты VDM изменяемого шага, соответственно с правым и левым направлением вращения. Маслорадиаторы размещались под мотогондолами.

Общий объем топливных баков, включая и фюзеляжные, составлял примерно 17 000 литров. Основные стойки шасси оснащались большими колёсами, которые при уборке поворачивались на 90° и убирались в задние части гондол двигателей. Хвостовое колесо убиралось в фюзеляж.

Самолет первоначально создавался для сверхдальних перелетов и даже получил в честь фюрера наименование Adolfine, однако постройка первого прототипа Me 261 V1 (военный номер BJ+СР) была завершена лишь к концу 1941 года. 23 декабря самолёт впервые поднялся в воздух, к тому времени уже стояли чисто военные задачи и RLM и компания Messerschmitt рассчитывали всё же найти применение дорогостоящей разработке. Как следствие, возникли планы переделки самолёта в дальний разведчик, задачами которого должны были стать поиск кораблей противника и взаимодействие с подводными лодками Kriegsmarine.

Таким образом, работы по программе продолжились, равно как и постройка новых прототипов. Весной 1942 года взлетел Me 261 V2 (военный номер BJ+CQ), отличавшийся более объёмным фюзеляжем и полностью переделанным задним (расположенным за крылом) отсеком для экипажа: RLM требовало установки оборонительного вооружения даже за счёт уменьшения объёма фюзеляжного топливного бака. Помимо этого, в нижней части фюзеляжа появился небольшой бомбоотсек (или место для фотокамеры). Несмотря на эти изменения, Me 261 всё ещё имел впечатляющую дальность полёта. В 1942-43 годах оба прототипа - Me 261 V1 и V2 - выполнили ряд продолжительных по времени испытательных полётов.

Окончательный вариант представлял прототип Me 261 V3 (BJ+CR), оснащавшийся новыми двигателями DB 610A-1/B-1 (сдвоенные DB 605). Данные двигатели на высоте 2500 метров развивали 3100 л.с. За крылом Me 261 V3 были оборудованы места ещё для двух членов экипажа, однако вооружение так и не было установлено. 16 апреля 1943 года V3 выполнил полёт по замкнутому маршруту, пройдя за 10 часов 4500 километров. Однако при посадке разрушилась одна из основных стоек шасси, что привело к повреждениям конструкции самолета. После ремонта самолет был передан в состав расположенной в Ораниенбурге (Oranienburg) разведывательной группы верховного командования ВВС (Aufklärungsgruppe der Oberbefehlshabers der Luftwaffe). В этом подразделении Me 261 V3 выполнял сверхдальние секретные разведывательные полёты в восточном и западном направлениях. Однако в серийное производство Me 261 не пошёл, оставшись в количестве трёх прототипов.

В 1944 году Me 261 V1 и V2 были разрушены при бомбардировке аэродрома Lechfeld авиацией союзников, судьба Me 261 V3 остается неизвестной.

Характеристики Me-261V-3
Экипаж 7
Размеры
Размах крыла, м 26,87
Площадь крыла, м² 76
Длина самолета, м 16,68
Высота самолета, м 4,71
Двигатель
2 × ПД рядный Daimler-Benz DB610 A-1/B-1 2 × 3100
Летные данные
Максимальная скорость у земли, км/ч 490
Максимальная скорость на высоте 3000м, км/ч 620
Практический потолок, м 8260
Дальность полета, км 11025
Фото Описание
Схема Me-261

Схема Me-261

Me-261

Me-261 V3

Источники

  • "Авиация Люфтваффе" /В.Н. Шунков/
  • Самолёт для сверхдальних перелётов Messerschmitt Me 261 V1 Adolfine и дальний разведчик Me 261 V3 /Иван Бякин./
Вооружение Arado Dornier Blohm und Voss Fieseler Flettner Focke Wulf Heinkel Henschel Junkers Messerschmitt Боевое применение Люди и самолеты Фото и схемы

©AirPages
2003-