Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте
Самолёты Messerschmitt BF109B,C,D BF109E BF109F BF109G BF109G-2 BF109H BF109K BF110C BF110E BF110G Me-410 Me-309 Me-163 Me-261 Me-262A-1a Me-262A-2a Me-262B Me-264 1101 Me-321 Me-323 Фото и схемы Боевое применение JG5 Bf 109 JG54 Bf 110 Me 262 Me 262 Три мифа о... Luftwaffe

Me 261
Дальний разведчик
Messerschmitt

Me-261 V3

Дальний разведчик Ме 261 представлял собой цельнометаллический низкоплан с двумя двигателями на крыле и двухкилевым вертикальным оперением. Самолёт создавался с использованием проверенных технологий и имел простую и лёгкую цельнометаллическую конструкцию, схожую с предшествующей разработкой Bf 110, но отличавшийся от него большими размерами. Заданную дальность машине должно было обеспечить в первую очередь большое крыло с относительно толстым профилем, типичной для Мессершмитта однолонжеронной конструкции. Предкрылков самолёт не имел.

Монококовый фюзеляж имел небольшое поперечное сечение; в его носовой части размещалась негерметичная остеклённая кабина с сидящими бок о бок двумя пилотами. За пилотами располагалось рабочее место штурмана/радиста, а позади проходившего сквозь фюзеляж лонжерона крыла - отдельная кабина для бортинженера и штурмана. Там же находился и небольшой отсек для отдыха экипажа, в котором при необходимости можно было разместить пассажиров или груз.

В качестве силовой установки этого довольно крупного самолёта были выбраны 24-цилиндровые двигатели жидкостного охлаждения Daimler-Benz DB 606A-1/B-1, каждый из них представлял собой два установленных параллельно и работавших на общий редуктор мотора DB 601. Двигатели DB 606A-1/B-1, развивавшие на взлёте по 2660 л.с., приводили в движение четырёхлопастные 4,6-метровые винты VDM изменяемого шага, соответственно с правым и левым направлением вращения. Маслорадиаторы размещались под мотогондолами.

Общий объем топливных баков, включая и фюзеляжные, составлял примерно 17 000 литров. Основные стойки шасси оснащались большими колёсами, которые при уборке поворачивались на 90° и убирались в задние части гондол двигателей. Хвостовое колесо убиралось в фюзеляж.

Самолет первоначально создавался для сверхдальних перелетов и даже получил в честь фюрера наименование Adolfine, однако постройка первого прототипа Me 261 V1 (военный номер BJ+СР) была завершена лишь к концу 1941 года. 23 декабря самолёт впервые поднялся в воздух, к тому времени уже стояли чисто военные задачи и RLM и компания Messerschmitt рассчитывали всё же найти применение дорогостоящей разработке. Как следствие, возникли планы переделки самолёта в дальний разведчик, задачами которого должны были стать поиск кораблей противника и взаимодействие с подводными лодками Kriegsmarine.

Таким образом, работы по программе продолжились, равно как и постройка новых прототипов. Весной 1942 года взлетел Me 261 V2 (военный номер BJ+CQ), отличавшийся более объёмным фюзеляжем и полностью переделанным задним (расположенным за крылом) отсеком для экипажа: RLM требовало установки оборонительного вооружения даже за счёт уменьшения объёма фюзеляжного топливного бака. Помимо этого, в нижней части фюзеляжа появился небольшой бомбоотсек (или место для фотокамеры). Несмотря на эти изменения, Me 261 всё ещё имел впечатляющую дальность полёта. В 1942-43 годах оба прототипа - Me 261 V1 и V2 - выполнили ряд продолжительных по времени испытательных полётов.

Окончательный вариант представлял прототип Me 261 V3 (BJ+CR), оснащавшийся новыми двигателями DB 610A-1/B-1 (сдвоенные DB 605). Данные двигатели на высоте 2500 метров развивали 3100 л.с. За крылом Me 261 V3 были оборудованы места ещё для двух членов экипажа, однако вооружение так и не было установлено. 16 апреля 1943 года V3 выполнил полёт по замкнутому маршруту, пройдя за 10 часов 4500 километров. Однако при посадке разрушилась одна из основных стоек шасси, что привело к повреждениям конструкции самолета. После ремонта самолет был передан в состав расположенной в Ораниенбурге (Oranienburg) разведывательной группы верховного командования ВВС (Aufklärungsgruppe der Oberbefehlshabers der Luftwaffe). В этом подразделении Me 261 V3 выполнял сверхдальние секретные разведывательные полёты в восточном и западном направлениях. Однако в серийное производство Me 261 не пошёл, оставшись в количестве трёх прототипов.

В 1944 году Me 261 V1 и V2 были разрушены при бомбардировке аэродрома Lechfeld авиацией союзников, судьба Me 261 V3 остается неизвестной.

Характеристики Me-261V-3
Экипаж 7
Размеры
Размах крыла, м 26,87
Площадь крыла, м² 76
Длина самолета, м 16,68
Высота самолета, м 4,71
Двигатель
2 × ПД рядный Daimler-Benz DB610 A-1/B-1 2 × 3100
Летные данные
Максимальная скорость у земли, км/ч 490
Максимальная скорость на высоте 3000м, км/ч 620
Практический потолок, м 8260
Дальность полета, км 11025
Фото Описание
Схема Me-261

Схема Me-261

Me-261

Me-261 V3

Источники

  • "Авиация Люфтваффе" /В.Н. Шунков/
  • Самолёт для сверхдальних перелётов Messerschmitt Me 261 V1 Adolfine и дальний разведчик Me 261 V3 /Иван Бякин./
Вооружение Arado Dornier Blohm und Voss Fieseler Flettner Focke Wulf Heinkel Henschel Junkers Messerschmitt Боевое применение Люди и самолеты Фото и схемы

©AirPages
2003-