Ме 410В-2 на испытаниях в СССР
В июне 1945 года Мессершмитт 410 был представлен для прохождения Государственных испытаний в ГК НИИ ВВС. Испытания велись в течение месяца, летал летчик Н.П.Пискунов, ведущий инженер В.Я.Магон. Ниже приводятся основные данные этих испытаний.
"Испытанный трофейный самолет Ме-410-Б2 с двумя моторами ДБ-603А и винтами VDM является истребительным вариантом многоцелевого самолета Ме-410, выпускавшегося немецкой фирмой "Мессершмитт" с конца 1943 года. Назначение самолета - истребитель дневных бомбардировщиков. Экипаж два человека: летчик и стрелок-радист.
Выводы по основным летных данным и боевым возможностям (пунктуация и стилистика отчета в основном сохранены). Максимальная горизонтальная скорость трофейного самолета Ме-410-Б2 на второй границе высотности 6750 м равна 600 км/ч, больше максимальной скорости отечественных серийных самолетов: Пе-2 с 2ВК-105ПФ, имеющего вторую границу высотности 3700 м - на 76 км/ч и Ту-2 с 2АШ-82ФН, имеющего вторую границу высотности на 5400 м - на 53 км/ч.
Полученная разница в максимальных горизонтальных скоростях самолетов Ме-410Б2 и Пе-2 объясняется большей мощностью и высотностью моторов ДБ-603А против моторов ВК-105ПФ.
Разница в максимальных скоростях самолетов Ме-410-Б2 и Ту-2 объясняется установкой на самолете Ту-2 моторов АШ-82ФН воздушного охлаждения, имеющих в сравнении с моторами ДБ-603А при практически одинаковой мощности больший лоб.
В сравнении с отечественными опытными самолетами Пе-2И и СДБ, выпуска 1944 года, имеющими улучшенную аэродинамику и моторы с практически одинаковой с моторами ДБ-603А мощностью, максимальная горизонтальная скорость самолета Ме-410-Б2 меньше соответственно на 56 и 33 км/ч. По скороподъемности и потолку Ме-410-Б2 практически одинаков с самолетами Ту-2 и СДБ.
Самолет Ме-410-Б2 имеет хорошую управляемость и вполне удовлетворительную продольную и боковую устойчивость. По легкости управления самолет превосходит все отечественные двухмоторные самолеты. При нормальном полетном весе 10410 кг самолет допускает полет на одном моторе, работающим в режиме номинальной мощности с винтом неработающего мотора во флюгерном положении на всех высотах до 6000 м включительно. По технике пилотирования самолет проще отечественного серийного самолета Пе-2 и практически одинаков с самолетом Ту-2.
Самолет Ме-410-Б2 может успешно вести активный воздушный бой с самолетами Пе-2 и Ту-2. С отечественными истребительными самолетами Як-3 и Ла-7 Ме-410Б-2 может вести только оборонительный бой, так как вертикальная и горизонтальная маневренность истребителей Як-3 и Ла-7 в воздушном бою обеспечивает им возможность иметь необходимое преимущество в высоте, удерживать инициативу боя и производить догон самолета Ме-410-Б2 на всех режимах его полета.
Тактические свойства самолета Ме-410-Б2 в варианте истребителя-перехватчика позволяют применять его только против бомбардировщиков, максимальные горизонтальные скорости которых ниже его собственной.
Самолет Ме-410-Б2 имеет достаточно мощное наступательное пулеметно-пушечное вооружение (секундный залп равен 4,65 кг).
Состав наступательного вооружения: 1. Носовая установка под пушку "5смБК" калибра 50 мм расположена в передней части фюзеляжа под кабиной летчика. Боекомплект к пушке, в количестве 21 патрона, размещен в кольцевом магазине с лентой, состоящей из неразъемных звеньев.
2. Носовая батарея из 2-х пушек МГ-151 калибра 20-мм с боезапасом по 300 патронов на каждую пушку и одного пулемета МГ-131 калибра 13 мм с боезапасом 500 патронов.
Пушка "5смБК" калибра 50 мм, являясь танковой пушкой, приспособленной для установки на самолет, никакого интереса не представляет, за исключением системы электропневматической перезарядки. При темпе стрельбы 40 выстр./мин. и начальной скорости 500 м/сек, пушка имеет вес вместе с агрегатами электропневматической перезарядки 592 кг, тогда как отечественная авиационная пушка НС-45 калибра 45 мм при темпе стрельбы 270 выстр./мин. и начальной скорости 795 м/сек весит в 3,5 раза меньше (168 кг).
Темп стрельбы 40 выстр./мин. практически обеспечивает ведение прицельного огня только одиночными выстрелами.
Эффективность осколочно-фугасных снарядов пушки "5смБК" калибра 50 мм при действии по самолетным конструкциям (фюзеляж самолета "Бостон"), выявленная пробными выстрелами, незначительно превосходит эффективность действия ОЗТ снаряда пушки НС-45.
Установка комбинированного прицела ZFR-4A (состоял из двух частей: коллиматорного прицела и оптической трубы с трех-четырех кратным увеличением) рассчитана на ведение прицельного огня из пушки на дальности до 1000-1200 м. Прицел такого типа представляет интерес и требует дальнейших исследований.
Подвижная бортовая дистанционная установка FDSL-B131/1B под два пулемета МГ-131 калибра 13 мм с электромеханическим приводом расположена в передней части фюзеляжа и предназначена для обстрела задней полусферы. Установка оборудована тремя кол-лиматорными прицелами (один по центру и два по бортам), имеет боезапас по 450 патронов на пулемет.
Конструкция дистанционной оборонительной установки не сложна и обеспечивает безотказную работу привода и удобную эксплуатацию ее. Установка допускает предельные отклонения пулеметов вверх до 90°, но взаимное расположение сидения стрелка и прицелов снижает прицельные углы до 60°.
Винтомоторная группа самолета компактна и в эксплуатации на земле и в воздухе проста. Установленный на каждом двигателе пульт управления является дальнейшей модификацией пульта объединенного управления, установленного на моторе ДБ-605А самолета Ме-109G-2. Пульт объединенного управления автоматически предупреждает возможные ошибки летчика при раздельном управлении агрегатами винтомоторной группы. При наличии пульта, управление сводится к действию одним рычагом, что значительно облегчает работу летчика в полете.
Установленные на самолете Ме-410-Б2 моторы Даймлер-Бенц ДБ-603А являются одной из последней модификаций семейства авиамоторов ДБ-600. По сравнению с предыдущей моделью, двигателем ДБ-605А/1 он форсирован по литражу за счет увеличения диаметра цилиндра (с 154 до 162 мм) и хода поршня (с 160 до 180 мм). Номинальная мощность ДБ-603А равна 1510 л.с. на высоте 5700 м. Моторы данного типа в эксплуатации позволяют применение так называемого "боевого" или "чрезвычайного" режима продолжительностью до 5 минут. Мощность мотора при этом составляет 1620 л.с. на высоте 5700 м."
|
Ме 210А-1 |
Ме 210Са-1 |
Ме 410А-1/U2 |
Ме 410B-2* |
Экипаж, чел |
2 |
2 |
2 |
2 |
Геометрия |
Длина самолета, м |
12,15 |
12,15 |
12,5 |
12,48 |
Размах крыла, м |
16,35 |
16,35 |
16,35 |
16,38 |
Площадь крыла, м² |
36,25 |
36,25 |
36,2 |
36,43 |
Высота самолета, м |
4,3 |
4,3 |
4,3 |
4,28 |
Массы, кг |
Полетный вес |
9715 |
9750 |
9660 |
10410 |
Силовая установка |
Мотор |
2хDB 601F |
2хDB 605B |
2хDB 603A |
2хDB 603A-1 |
Мощность |
л.с. |
2x1350 |
2x1475 |
2x1850 |
2x1900 |
на высоте, м |
0 |
0 |
2000 |
2000 |
Лётные данные |
Максимальная скорость, км/час |
у земли |
460 |
475 |
505 |
506 |
км/час / на высоте, м |
560/5400 |
575/6500 |
620/6700 |
600/6750 |
Время набора мин/ высоты,м |
7,4/4000 |
- |
- |
8,6/5000 |
Потолок, м |
8900 |
8900 |
- |
9500 |
Вооружение |
Вооружение |
пулеметы |
2x13,2 2x7,92 |
2x13,2 2x7,92 |
2x13,2 2x7,92 |
3x13,2 |
пушки |
2x20 |
2x20 |
4x20 |
1x50 2x20 |
Бомбовая нагрузка кг |
1000 |
1000 |
- |
- |
* - по данным испытаний в СССР.
Источники
- журнал "Авиация и космонавтика"№ 02 1999г. /Андрей Фирсов, Михаил Маслов/
|