Основные конструктивные отличия самолета Ме-109
Самолет |
Ме-109 |
Ме-109Е1 |
Ме-109Ф |
Ме-109 Г-2 |
Мотор |
ЮМО-210 |
DB-601А |
DB-601N-1 |
DB-605 A/1 |
Год выпуска |
1937 |
1939-1941 |
1941-1942 |
1942-1943 |
Крыло |
Законцовка крыла |
Прямая |
Эллиптическая |
Тип элеронов |
Щелевые зависающие |
Фрайз-независающие |
Тип закрылков |
Щелевые неразрезные |
Простые на шомполах, разрезные; центропланная часть служит створкой жидкостного радиатора |
Предкрылок |
Имеется |
Укорочен в связи с установкой пушки в крыле |
Укорочен в связи с изменением законцовки крыла |
Тяга, синхронизирующая движение подвесок предкрылков |
Имеется |
Отсутствует |
Площадь крыла м2 |
16,756 |
16,30 |
16,16 |
16,163 |
Размах крыла, м |
9,9 |
9,9 |
9,9 |
9,9 |
Длина самолета, м |
8,68 |
8,660 |
9,16 |
9,16 |
Фюзеляж |
Первый шпангоут |
|
|
Усилен в связи с установкой моторной пушки |
Хвостовой отсек |
|
Уменьшен вырез под хвостовое колесо в связи с установкой неубирающегося колеса |
Изменен вырез под хвостовое колесо и установлен кожух под убирающееся колесо |
Крепление хвостового отсека к фюзеляжу |
|
|
Усилено |
Фонарь |
Верхние стекла закругленные |
Верхние стекла плоские |
Самолет |
Ме-109 |
Ме-109Е |
Ме-109Ф |
Ме-109 Г-2 |
Оперение |
Стабилизатор Профиль киля |
Подкосный Симметричный |
Свободнонесущий Несимметричный |
Хвостовое колесо |
Схема костыля |
Убирающееся |
Неубирающееся |
Полуубирающееся |
Винтомоторная группа |
Октановое число горючего |
87 |
87 |
100 |
87 |
Сухой вес мотора, кг |
440 |
590 |
699 |
745 |
Винт |
Двухлопастной деревянный |
Трехлопастной металлический |
Тип винта |
Фиксированного шага |
Регулируемого в полете шага |
Постоянных оборотов |
Диаметр винта, м |
3,06 |
3,1 |
3,0 |
Ширина лопасти, мм |
- |
222 |
245 |
305 |
Автомат винта |
Отсутствует |
Установлен2 |
Установлен |
Моторная рама |
Цельносварная |
Электронная штампованная с трубчатыми подкосами |
Бензобак |
- |
Дуралюминовый протектированный |
Мягкий протектированный |
Маслобак |
За мотором |
За противопожарной перегородкой |
В носке мотора |
Маслорадиатор |
Под левым крылом |
Под капотом мотора |
На нижней крышке мотора |
Габариты маслорадиатора, мм |
Глубина по потоку 170 |
Глубина по потоку 230 |
455 Х 130 Х 250 |
Площадь лба маслорадиатора, м2 |
- |
0,065 |
0,059 |
Управление створками маслорадиатора |
Ручное |
Автоматическое |
Самолет |
Ме-109 |
Ме-109Е |
Ме-109Ф |
Ме-109 Г-2 |
Охлаждающая жидкость |
Вода |
Вода + гликоль 1:1 |
Водорадиатор |
1 под капотом |
2 под крыльями |
Габариты водорадиатора, мм |
- |
Глубина по потоку 170 |
755 Х 215 Х 170 |
Площадь лба водорадиатора, м2 |
0,18 |
0,14 Х 2 |
0,167 Х 2 |
Клапаны для перекрытия водосистемы (при аварии) |
Отсутствуют |
Установлены |
Сепаратор пара |
Два под расширительным бачком |
Один комбинированный в расширительном бачке |
Два на выходе из блоков |
Расширительный бачок |
Один подковообразный в передней части мотора |
Два по бокам мотора |
Управление створками радиаторовк |
Ручное |
Автоматическое |
Система разжижения масла |
Отсутствует |
Имеется |
Выхлопная система |
Индивидуальные патрубки нереактивного типа |
Индивидуальные патрубки реактивного типа |
Кабина и оборудование |
Регулировак сиденья |
- |
В полете |
На земле |
Компас |
- |
Магнитный |
Электрический дистанционный |
Указатель поворотов |
- |
Вакуумный |
Электрический |
Комбинированный прибор (указатель поворота, скольжения,авиагоризонт) |
Отсутствует |
Установлен3 |
Установлен |
Самолет |
Ме-109 |
Ме-109Е |
Ме-109Ф |
Ме-109 Г-2 |
Вооружение и бронирование |
Стрелковое вооружение |
Два синхронных пулемета MG-17 калибра 7,92 мм |
Первый вариант Два синхронных пулемета MG-17 калибра 7,92 мм и два крыльевых пулемета MG 17 Второй вариант Два синхронных пулемета MG-17 и две крыльевые пушки MGFF калибра 20мм |
Два синхронных пулемета MG-17 калибра 7,92 мм и одна мотопушка MG-151 калибра 15 мм |
Первый вариант Два синхронных пулемета MG-17 калибра 7,92 мм и одна мотопушка MG-151 калибра 20мм и две подкрыльевые пушки MG-151 калибра 20 мм Второй вариант Два синхронных пулемета MG-17 и одна мотопушка MG-151 |
Боезапас |
2000Х7,92 |
1) 2000Х7,92 и 1000Х7,92 2000Х7,92 и 120Х20 |
1000Х7,92 200Х15 |
1000Х7,92 460Х20 |
Бронирование |
Отсутствует |
1) Бронеспинка4 |
Бронеспинка загнутая под сиденье 2) Дуралюминовая броня за баком5 3) Наголовник |
Бронеспинка загнутая под сиденье 2) Дуралюминовая плита за баком 3) Наголовник 4)Бронестекло в козырьке фонаря и в заголовнике на некоторых выпусках |
1 С этим истребителем Германия вступила в войну с СССР.
2 До выпуска Е7 отсутствовал
3 До выпуска Ф4 отсутствовал
4 Только с выпуска Е 7
5 До выпуска Ф4 отсутствовал
Летно - тактические данные Ме-109 Г-4 и Ме-109 Г-2 в пятиточечнем варианте практически одинаковы.
Истребитель Ме-109 Г-6 имеет следующие отличия от Ме-109 Г-4:
1. Увеличены размеры основных колес.
2. Усилены амортизационные стойки.
3. Изменена хвостовая часть фюзеляжа (с целью уборки хвостового колеса).
4. Хвостовое колесо убирается в полете.
5. Стрелковое вооружение усилено путем замены пулеметов MG-17 калибра 7,92 мм крупнокалиберными пулеметами MG-131 калибра 13 мм, также стреляющими через диски винта. Общий боезапас пулеметов — 400 патронов.
На самолет Ме-109 Г-6 устанавливается мотор DB-605 А/1, тот же что и на Ме-109 Г-2 и Ме-109 Г-4.
По некоторым (непроверенным) данным на Ме-109 Г-6 устанавливаются также моторы, мощность которых на 200 л.с. больше мощности DB-605 А/1.
Выводы
1. В первые два года войны основным самолетом истребительной авиации немцев являлся Мессершмитт Me-109.
К началу войны (июнь 1941 г.) истребитель Ме-109Е был серийным, тщательно отработанным и доведенным самолетом, но его основные летпо-тактические данные по сравнению с новыми истребителями других стран были ниже, что вынудило немцев прибегнуть к срочной его модификации, в результате которой уже осенью 1941 г. на фронте появился модифицированный самолет Ме-109Ф.
2. Модифицированный самолет Ме-109Ф имел: а) лучшую аэродинамику,
б) более мощный мотор, для которого требовалось горючее с октановым числам 100,
в) центральную мотопушку (вместо двух крыльевых у Ме-109Е),
г) мягкий бензобак (вместо дуралюминового у Me-109E),
д) лучшую бронезащиту (добавлен наголовник, бронеспинка загнута под сиденье; позднее была установлена дуралюминовая перегородка за баком),
е) автоматическое управление заслонками радиаторов. В результате этих изменений значительно повысилась максимальная горизонтальная скорость самолета и улучшилась его скороподъемность.
3. В дальнейшем эти улучшения летных данных оказались недостаточными, и в конце лета 1942 г. появилась вторая основная модификация самолета за первые два года войны под маркой Ме-109 Г-2.
На самолетах этой модификации был установлен более мощный и более высотный мотор, усилено вооружение пугем размещения двух пушек калибра 20 мм в обтекателях под крыльями (что фактически было осуществлено не на всех самолетах) и поставлена прозрачная броня толщиной 60 мм в передней неподвижной части фонаря кабины летчика.
Аэродинамика самолета в основном осталась такой же, как и самолета Ме-109Ф. У земли максимальная горизонтальная скорость самолета Ме-109 Г-2 с пятиточечным вооружением и вертикальная скорость до высоты 3000 м практически остались такими же, как у самолета Ме-109Ф. Повышение этих летных данных на больших высотах обусловлено исключительно увеличением мощности и высотности, мотора DB-605 А/1,так как полетный вес самолета возрос на 450 кг, а аэродинамику Ме-109 Г-2 по сравнению с Ме-109Ф улучшить не удалось.
4. На самолетах последних модификадий ухудшились условия работы летчика - ухудшился обзор, в управлении самолет стал тяжел, особенно на руль высоты (при выполнении пилотажа требуются значительные усилия). При перетягивании ручки на виражах и на вертикальном маневре самолет сваливается в штопор без предупреждения.
5. Горизонтальный маневр самолета Ме-109 Г-2 с пятиточечным вооружением еще более ухудшился.
6. Повышение мощности и высотности мотора DB-605 A/1 по сравнению с DB-601N было достигнуто в результате значительных конструктивных изменений мотора. При этом мотор стал менее надежным (при испытании трофейных моторов DB-6O5 А/1 на станке наблюдалось много дефектов; у всех трофейных моторов форсаж был отключен).
7. 300-кг запас, горючего на всех модифицированных самолетах, начиная с Ме-109Е, практическиt оставался без изменении. Умеренная дальность и продолжительность полета самолета в случае необходимости повышались путем подвески дополнительных бензобаков под фюзеляжем.
8. Несмотря на принятые меры по повышению живучести самолета Me-109 Г-2, он имеет много уязвимых мест. Наиболее уязвимой частью самолета является винтомоторная группа — жидкостный мотор, масло- и водорадиаторы, масло- и бензобаки, система впрыска горючего и расширительные бачки.
Появление летом 1943 г. новых модификаций Ме-109 под марками Me-109 Г-4 и Ме-109 Г-6 свидетельствует о стремлении немцев удержать на вооружении хорошо отработанный и освоенный в массовом производстве истребитель. Одним из недостатков самолета Ме-109 является слабость посадочных органов. Путем минимальных конструктивных переделок в модификации Ме-109 Г-4 уменьшен износ покрышек колес и возможность их срыва.
Снятие подкрыльных пушек на самолетах Ме-109 Г-4 и Ме-109 Г-6 и усиление центрального вооружения на Me-109 Г-6 свидетельствует о неудовлетворительности летных данных Ме-109 Г-2 с пятиточечным вооружением (снижение максимальной скорости на 16 км/час против трехточечного варианта) и о большей целесообразности трехточечной схемы для данного самолета.
10. Несмотря на неоднократные модернизации, самолет Ме-109 перестает быть единственным серийным истребителем немецкой авиации.
На третьем году войны немцы были вынуждены изменить своему правилу — иметь на вооружении только один одноместный одномоторный истребитель—и начали широко применять на нашем фронте новый истребитель ФВ-190.
Сравнительная таблица лётно-тактических данных модификаций самолета Ме-109
Самолет |
Ме 109 |
Ме 109Е |
Ме 109Ф |
Ме-109 Г-2 |
Ме-109 Г-2 |
Ме-109 Г-4 |
Мотор |
ЮМО-210 |
DB-601A |
DB-601N-1 |
DB-605-A/1 |
DB-605-A/1 |
DB-605-A/1 |
Полетный вес, кг |
1782 |
2605 |
2780 |
3235 |
3023 |
3027 |
Вес пустого самолета, кг |
1382 |
2016 |
2209 |
2490 |
2428 |
2448 |
Вес нагрузки, кг |
400 |
589 |
571 |
745 |
595 |
579 |
Номинальная мощность у земли, л.с. |
- |
1045 |
- |
1310 |
1310 |
1310 |
Мощность мотора на расчетной высоте л.с./м |
615/3700 |
1050/4100 |
1085/4000 |
1300/5800 |
1300/5800 |
1300/5800 |
Максимальная горизонтальная скорость, км/час: у земли |
380 |
440 |
510 |
505 |
524 |
508 |
на высоте 1000 м |
396 |
469 |
528 |
535 |
554 |
536 |
на высоте 3000 м |
422 |
521,5 |
562 |
586 |
602 |
578 |
на высоте 5000 м |
410 |
546 |
556 |
593 |
610 |
594 |
на высоте 7000 м |
- |
523 |
- |
650 |
666 |
650 |
на высоте 9000 м |
- |
- |
- |
630 |
648 |
625 |
Вертикальная скорость, м/сек у земли |
7,0 |
11,2 |
16,9 |
16,8 |
19 |
17,3 |
на высоте 3000 м |
7,3 |
14,9 |
16,0 |
16,2 |
18,9 |
15,8 |
на высоте 5000 м |
3,35 |
10,8 |
10,68 |
13,9 |
16,6 |
13,6 |
Время набора высоты 5000 м, мин |
13,0 |
6,3 |
5,4 |
5,1 |
4,4 |
5,2 |
Набор высоты за боевой разворот с 1000 м, м |
- |
500 |
850 |
1100 |
1100 |
1150 |
Самолет |
Ме 109 |
Ме 109Е |
Ме 109Ф |
Ме-109 Г-2 |
Ме-109 Г-2 |
Ме-109 Г-4 |
Мотор |
ЮМО-210 |
DB-601A |
DB-601N-1 |
DB-605-A/1 |
DB-605-A/1 |
DB-605-A/1 |
Время виража на высоте 1000 м, сек левого |
16,0 |
26,5 |
20,5 |
22,6 |
20,0 |
20,5 |
правого |
15,9 |
29,4 |
19,6 |
22,8 |
21,5 |
21,0 |
Практический потолок, м |
6600 |
10 000 |
8750 |
11 250 |
11 900 |
10 350 |
Разбег, м |
- |
3054 |
310 |
450 |
345 |
- |
Пробег, м |
- |
473 |
418 |
475 |
400 |
- |
Дальность, км |
500 |
- |
850-900 |
545 |
660 |
645 |
при скорости, км/час |
389 |
- |
310 |
0,9Vmax |
0,9Vmax |
0,86Vmax |
на высоте, м |
4000 |
- |
- |
- |
5000 |
5100 |
Запас горючего, кг |
175 |
296 |
300 |
300 |
300 |
300 |
Площадь крыла, м² |
16,756 |
16,30 |
16,16 |
16,16 |
16,16 |
16,16 |
Нагрузка на крыло, кг/м² |
106,4 |
160 |
172 |
200 |
187 |
187 |
Площадь на 1 м² крыла, л.с. |
36,7 |
67,5 |
77,1 |
80,5 |
80,5 |
80,5 |
Мощность на 1 кг, полетного веса, л.с. |
0,345 |
0,422 |
0,45 |
0,403 |
0,130 |
0,430 |
Вооружение стрелковое |
2х7,92 |
4х7,92 или 2х7,92 2х20 |
1х15 или 2х7,92 |
3х20 или 2х7,92 |
1х20 или 2х7,92 |
2х7,92+ 1х20 |
Вооружение бомбардировочное |
нет |
1х250, или 4х50, или 80х2 в четырех контейнерах |
<< | >>
|