Авиация Второй мировой

Home  Custom Search

Вооружение

Вооружение самолета состоит из двух пушек MG-FF (Эрликон) калибра 20 мм и четырех пулеметов MG-17 калибра 7,92 мм, установленных в носовой части фюзеляжа, и одного неподвижного пулемета MG-15 калибра 7,92 мм, установленного в кабине стрелка для обстрела задней полусферы.

Доступ к неподвижным пулеметам предусмотрен через сдвигающуюся вперед верхнюю половину носовой части фюзеляжа. Пушки установлены на лафете. Доступ к ним — через легкосъемный люк под фюзеляжем.

Запас патронов на передние пулеметы — 4000 патронов, на задний пулемет—750 патронов. Боезапас пушек — 360 снарядов. Питание передних пулеметов ленточное. Пушки заднего пулемета питаются посредством магазинов. Израсходованные магазины заменяет стрелок-радист. Прицел неподвижного оружия коллиматорный. Управление огнем сосредоточено у летчика. Перезарядка неподвижного оружия электропневматическая, спуск электрический.

Конструкция и размещение стрелково-пушечных установок обеспечивают удобство работы обслуживающнго персонала и боевых действий экипажа в воздухе. Подход к пулеметам, пушкам, прицелу и всем остальным агрегатам установок хороший. Установка и снятие патронных ящиков, а также зарядка и разрядка оружия не представляют трудностей.

Броневой защиты самолет Me-110С не имел (фиг. 23).

Оборудование

Нa самолете установлены две приемо-передаточные радиостанции для работы на коротких и длинных волнах, радиокомпас, дистанционный компас и комплект оборудования для слепой посадки. Для ночных полетов на самолете имеется посадочная фара, установленная на левом крыле, АНО и лампы с реостатами для освещения кабины и приборов. Имеется сигнальный пистолет с ракетами. Кислородных приборов на самолете два, по числу членов экипажа.

Оборудование для навигации, связи, слепого полета и слепой посадки весьма облегчает выполнение боевых задач. Расположение оборудования, вооружения, приборов и рычагов управления в обеих кабинах удачное. Кабины просторны и обзор из них хороший все стороны.

Сиденье пилота удобное и легко регулируется в полете. Сиденье стрелка по вертикали не регулируется, что уменьшает сектор обстрела. Открытие колпака фонаря кабины, стрелка для перевода заднего пулемета из походного положения в боевое требует усилий, а на скоростях близких к максимальным, невозможно.

Экипаж самолета имеет непосредственную связь и, кроме того, переговорное устройство.

Летно-тактические данные самолета Ме-110С

В НИИ ВВC Красной Армии был испытан самолет Ме-110С, геометрические параметры и летно-тактические характеристики которого приводятся ниже (в сравнении с данными фирмы).

Основные параметры самолета

Размах крыла.............16,23 м

Длина самолета...........12,07 м

Высота в линии полета.....3,6 м

Ширина колеи шасси........4,54 м

Площадь крыла.............38,4 м²

Удлинение крыла...........6,85 м

Поперечное V крыла........5°30`

Вес пустого самолета......5020 кг

Нагрузка на крыло.......170 кг/м²

Пилотажные свойства самолета Ме-110С

Самолет обладает хорошей управляемостью, маневренностью и устойчивостью. На самолете возможен длительный полет с полностью брошенным упраавлением.

По технике пилотирования самолет прост и доступен для летчиков средней квалификации.

На самолете возможен полет на одном работающем моторе; при этом лопасти винта остановленного мотора могут быть поставлены во флюгерное положение.

Характеристика Данные
фирмы
Данные НИИ ВВС
Красной Армии
Полетный вес, кг 6500 6510
Мощность мотора на расчетной высоте, л.с./м -7 1050/ 4100
Максимальная горизонтальная скорость, км/час  
у земли 460 442
на высоте 1000 м - 461
на высоте 3000 м - 499
на высоте 4600 м1 530 525
на высоте 5000 м - 524
на высоте 7000 м - 495
на высоте 8000 м - 471
Вертикальная скорость на высоте 1000, м/сек - 10,5
Время набора высоты 5000 м, мин - 8,4
Практический потолок, м 10 000 9 500
Дальность полета на 0,9Vмакс, км/час - 800
Время виража на высоте 1000 м,сек - 30
Максимальная скорость на одном моторе на расчетной высоте, км/час - 360
Разбег с закрылками, отклоненными на 20°, м 300 3702
Пробег с закрылками, отклоненными на 60°, с применением тормозов, м 450 3402

1 Граница высотности мотора в полете.

2 При скорости ветра 2,5 м/сек.

Самолет пикирует устойчиво. Скорость при пикировании нарастает быстро.

Развитие самолета Ме-110С

1. Мессершмитт Ме-110

Первый вариант самолета, выпущенный в 1938 г. и известный под маркой Ме-110, имел следующие отличия от Ме-110С:

а) нерегулируемый стабилизатор;

б) жидкостные радиаторы установлены в туннелях под капотами моторов; масляные радиаторы—в туннелях над капотами моторов; при такой компоновке моторные гондолы обладают значительно большим миделем;

в) винты во флюгерное положение не устанавливаются;

г) полки лонжерона выполнены из дуралюминовых угольников (вместо стальных на Me-110С), что удовлетворяет требованиям прочности при меньшем полетном весе Ме-110.

2. Мессершмитт Ме-110 «Ягуар»

На самолете Мессершмитт Ме-110 «Ягуар» носовая часть фюзеляжа целиком сделана прозрачной, что облегчает прицеливание при бомбометании. Неподвижное стрелковое вооружение убрано из носовой части. Установлены две пушки калибра 20 мм, стреляющие через втулки винтов. Вместо этих пушек возможна установка двух пушек того же калибра в крыльях. В носовой части установлен подвижный пулемет, обслуживаемый бомбардиром.

Бомбардировочное вооружение состоит из наружной подвески двух бомб по 500 кг под центральной частью фюзеляжа.

3. Мессершмитт Ме-110 Е - 2

Значительная модификация самолета была произведена в конце 1940 г. с серии «Е». Она сводится в основном к установке на самолет бомбардировочного вооружения и броневой защиты для экипажа.

1. В дополнение к имеющемуся стрелковому оружию на самолете Мессершмитт Ме-110 Е-2 (БФ-110Д-О/В) под фюзеляжем установлен съемный мост, состоящий из двух продольных бомбодержателей, закрытых обтекателем. Мост с бомбодержателями крепится к фюзеляжу на четырех болтах и может быть быстро снят. На этих бомбодержателях может быть подвешен один из следующих вариантов бомбовой нагрузки:

1) две бомбы по 250 кг,

2) две бомбы по 500 кг,

3) одна бомба 1000 кг,

4) две бомбы по 1000 кг.

Кроме того, под консольными частями крыла с каждой стороны подвешиваются по две бомбы весом по 50 кг.

Таким образом максимальная бомбовая нагрузка составляет 2200 кг. Самолет оборудован электроавтоматическим и аварийным бомбосбрасывателями, а также снабжен специальным приспособлением, облегчающим подвеску тяжелых бомб. Прицеливание при бомбометании производится при помощи установленного на самолете рефлекторного прицела, который обслуживает также неподвижное стрелковое оружие.

Для увеличения дальности самолет может быть снабжен сбрасываемыми бензобаками фанерной конструкции, подвешиваемыми под крыльями, и маслобаком, подвешиваемым за подфюзеляжными бомбодержателями.

Для разведывательного варианта самолета Me-110 была разработана также установка фотоаппарата вместо подфюзеляжных бомбодержателей. Кроме того, при использовании caмолета в качестве дальнего разведчика подфюзеляжные бомбодержатели мюгут быть заменены гондолой с дополнительными бензо- и маслобаками. Общая емкость дополнительных бензобаков 1010 л, маслобака —106 л. Такие самолеты немеют обозначение Е-1.

При двух полных подкрыльных бензабаках емкостью по 450 л максимальная бомбовая нагрузка не может превышать 1200 кг (две бомбы по 500 кг под фюзеляжем и четыре бомбы по 50 кг под крылом). При подвеске под фюзеляж двух бомб по 1000 кго самолет не может брать подкрыльных бензобаков.

В обоих случаях максимальный полетный вес 9300 кг.

В перегрузочном варианте при указанном полетном весе 9300 кг взлет возможен только с бетонной площадки.

Скорости Ме-110Е при различном полетном весе, по немецким данным, следующие:

Полетный вес, кг Максимальная скорость у земли, км/час
6950 475
7100 470
8639 395

2. В отличие от предшествующих вариантов самолета, на Ме-110Е установлена броневая защита экипажа (фиг. 24).

Фиг. 24. Схема бронирования Ме-110Е.

Фиг. 24. Схема бронирования Ме-110Е.

От атак спереди летчик защищен козырьком из пулестойкого стекла толщиной 58 мм и передней перегородкой, состоящей из двух бронеплит: верхней толщиной 10,5 мм и нижней толщиной 8,5 мм. Вырез в верхней плите прикрывается изогнутым щитком толщиной 8,5 мм. Сзади летчик защищен броневым заголовником толщиной 10,5 мм, бронеспинкой толщиной 8 мм и двумя боковыми плитами толщиной 8,5 мм, установленными за бронеспинкой перпендикулярно оси самолета. Под сиденьем пилота установлены в одной плоскости четыре плиты толщиной 5,5 мм каждая.

Стрелок-радист защищен сзади броневым заголовником, состоящим из двух плит толщиной 8,5 мм каждая, и тремя плитами, установленными в равных плоскостях, такой же толщины. Снизу стрелок-радист защищен броневым полом из двух плит толщиной 6 мм каждая.

Общий вес брони на самолете — 186,2 кг.

Уязвимые места

1. Моторы жидкостного охлаждения.

2. Агрегаты непосредственного впрыска горючего.

3. Протектированные, но не имеющие броневой защиты, бензобаки.

4. Протектированные, но не имеющие броневой защиты, маслобаки.

5. Расширительным бачок, системы охлаждения.

6. Жидкостные радиаторы.

7. Масляные радиаторы.

Кроме того, огневая защита самолета в задней полусфере является слабой.

Выводы

1. Двухмоторный двухместный самолет Мессершмитт Me-110 применяется немцами как многоцелевой самолет. Он является одним из основных ночных истребителей у немцев.

Мессаршмитт Me-110 выполняет также задачи ближнего бомбардировщика и штурмовика, и ведет ближнюю разведку.

2. Неподвижное пушечно-пулеметное вооружение самолета, бывшее в начале войны сравнительно мощным, начинает уступать на третьем году войны даже некоторым одномоторным одноместным истребителям. Заднее мелкокалиберное оружие самолета не обеспечивает его зашиты от атак истребителей сзади, сзади сверху и сзади снизу.

3. Установленная уже в период войны бронезащита экипажа не дает ему надежной защиты от поражения оружием современных истребителей.

4. Произведенные немцами в период войны модификации самолета Me-110 имели целью расширить область его боевого применения в соответствии с требованиями фронта и потребностями обороны объектов в тылу фашистской Германии.