Самолет Ил-10
Хвостовое оперение
ГЛАВА III
ХВОСТОВОЕ ОПЕРЕНИЕ
Хвостовое оперение (фиг. 11) — свободнонесущее. Стабилизатор 2 и киль металлические. Руль высоты 15 и руль направления 19 имеют металлический каркас, обтянутый полотном.
В полете установочный угол стабилизатора не регулируется; этот угол можно менять на земле в пределах ±2°, для чего на раме № 11 фюзеляжа поставлена гребенка.
Руль направления имеет триммер-флетнер 20, руль высоты — триммер 16. Управление триммерами осуществляется из кабины пилота.
1. СТАБИЛИЗАТОР
Стабилизатор состоит из двух частей, которые стыкуются между собой посредством гребенок 5 четырьмя болтами (диаметром 8 мм Qв =120±10 кг/мм²). Переход от консоли стабилизатора к фюзеляжу закрывается дуралюминовым обтекателем 3, закрепленным винтами на фюзеляже и обшивке стабилизатора.
Каркас стабилизатора состоит из переднего и заднего 8 лонжеронов, нервюр и стрингеров. Обшивка дуралюминовая: в носовой части из материала толщиной 0,8 мм, в остальной части из материала толщиной 0,6 мм. Клепка обшивки потайная.
Передний и задний лонжероны балочной конструкции состоят из дуралюминовых прессованных поясов уголкового сечения и стенки с выштампованными отверстиями.
На лонжеронах, в средней части, установлены сварные кронштейны 4 и 11 для крепления стабилизатора к фюзеляжу.
Передний лонжерон у нервюры № 1 имеет перегиб в соответствии с конфигурацией стабилизатора. Задний лонжерон прямой. Для подвески руля высоты на заднем лонжероне установлены кронштейны 6 и 13 с приклепанными ушками для шарикоподшипников.
Носки и средние части нервюр отштампованы из листового дуралюмина.
2. РУЛЬ ВЫСОТЫ
Руль высоты 15 состоит из двух половин, соединенных между собой фланцами 14.
Руль имеет аэродинамическую осевую и 100%-ную весовую компенсации. Балансировочный груз помещен в носке руля.
Каркас руля дуралюминовый, состоит из трубчатого лонжерона (тр. 55X51 лш) и штампованных нервюр (0,6—0,8 мм). Носок руля обшит дуралюминовыми листами толщиной 0,6 мм. В средней части лонжерона приклепаны узел крепления к стабилизатору и качалка управления 12. Для подвески руля к стабилизатору к трубе лонжерона приклепано с каждой стороны по два узла 6.
Все болты крепления руля к стабилизатору и стабилизатора к фюзеляжу хромансилевые, термически обработанные, (диаметром 7 мм Qв =125 кг/мм²).
Триммеры руля высоты установлены между нервюрами № 1 и 3 каждой половины руля.
Каркас триммера состоит из дуралюминового лонжерона, нервюр и дуралюминовой обшивки.
К рулю триммер подвешивается на петле с шомполом. Между нервюрами № 2 и 3 проходит дуралюминовая тяга, соединяющая рычаг триммера с механизмом управления 9, установленным на лонжероне руля (см. главу «Управления»).
3. ВЕРТИКАЛЬНОЕ ХВОСТОВОЕ ОПЕРЕНИЕ
Вертикальное хвостовое оперение состоит из киля и руля направления, имеющего весовую и роговую компенсации. Балансировочный груз помещен на конце рогового компенсатора. Киль выполнен за одно целое с фюзеляжем. Руль направления 19 подвешивается на трех узлах, причем нижний узел 17 является одновременно качалкой управления. Болты крепления руля к килю хромансилевые, термически обработанные (диаметр 7 мм; Qв =125 кг/мм²).
Каркас руля направления по конструкции аналогичен каркасу руля высоты. Нервюры дуралюминовые, толщина материала 0,6 и 0,8 мм. Лонжерон руля сделан из дуралюминовой трубы сечением 55Х Х51 мм. Обшивка полотняная. Триммер-флетнер 20 расположен по задней кромке руля направления, на участке от нервюры № 1 до нервюры № 3 и подвешен к рулю направления на трех шарнирных узлах. Триммер-флетнер состоит из нервюр и дуралюминовой обшивки. По оси нервюры № 2 проходит дуралюминовая тяга, соединяющая рычажок триммер-флетнера с электромеханизмом УТ-3, установленным на раме № 14.
<< | >>
|