Авиация Второй мировой
На главную   Поиск на сайте
 
Гоночные самолеты Supermarine S.4 Supermarine S.5 Gee Bee R-1 и R-2 C.460 Rafale

Гонка за призраком скорости

Суперспортстеры Gee Bee R-l и R-2

Гонки 1933 года

В 1933 году на Gee Bee R-1 установили новый мощный (около 1000 л.с.) двигатель Hornet. a R-2 получил стоявший до того на R-1 Wasp мощностью 740 л.с. вместе с капотом. Кроме того, в 1933 Зэнтфорд Грэнвилл разработал новое, немного более толстое крыло увеличенного размаха с закрылками, имевшее площадь 132 квадратных фута (12,26 м²) против 100 (9,29 м²) у старого крыла. Всё это позволило снизить посадочную скорость с более чем 100 миль в час (160,93 км/ч) до 65 (104,6 км/ч). Старое крыло образца 1932 года было отправлено на склад. Позднее его использовали при постройке гибрида R-1/R-2. Президент SARA Рассел Бордман оправился после прошлогоднего инцидента и собирался пилотировать R-1 на очередных Национальных Авиационных Гонках. В качестве пилота R-2 был выбран Рассел Сав (Russell Thaw). Джимми Дулиттл ушёл из авиационных гонок будучи действующим чемпионом и мировой знаменитостью. Ли Гелбах в 1933 году летал на самолёте Wedell-Williams No. 92.

Национальные Авиационные гонки 1933 года проводились с 1 по 4 июля в Лос-Анджелесе, где должна была финишировать стартовавшая в Нью-Йорке трансконтинентальная гонка на приз Бендикса, являвшаяся одним из главных событий. После приёма у мэра Нью-Йорка О'Брайна (O'Brien), прошедшего в городской мэрии 6 июня. Бордман и 22-х летний Рассел Сав на отремоторизнрованом R-1 и модифицированном R-2 вылетели из аэропорта Флойд Беннет (Floyd Bennett) утром 1 июля 1933 года, наряду с Роско Тернером, Ли Гелбахом, Джимом Веделом и Эмелией Эрхарт, Сав взлетел в 5:32, а следом за ним Бордман, ставший последним из отправившихся в путь. Сав использовал почти всю длину аэродрома, используя в качестве тормоза хвостовое колесо, чтобы поднять свой существенно более тяжёлый самолёт в воздух. Бордман на самолёте с меньшей нагрузкой и более мощным двигателем легко взлетел и взял курс на запад.

Рассел Бордман возле модифицированного "R-1", с установленным двигателем Hornet и увеличенной площадью руля направления. Эти доработки были выполнены для участия в гонках 1933 гоода. Возле козырька кабины пилота виден круглый лючок, через который можно, высунув руку, протереть лобовое стекло. Аналогичный лючок расположен на левом борту. В полете он должен закрываться подпружиненной створкой.

Бордман и Тернер заранее заявили, что сядут на дозаправку в Индианаполисе, в то время как остальные участники собирались определять место посадки на дозаправку исходя из текущего расхода топлива. Сав собирался приземлиться для дозаправки в Сент-Луисе и Амарилло, но высокий расход топлива вынудил его приземлиться в Индианаполисе. Тернер прибыл в Индианаполис в 6:00 утра и через 10 минут снова взлетел, продолжив путь на запад. Сав приземлился следующим. Вопреки многочисленным публикациям, он совершил прекрасную посадку. На всех ранних Gee Bee Грэнвилли устанавливали амортизаторы собственной конструкции. Теперь же их самолёты были укомплектованы амортизаторами сторонних производителей. Во время быстрого разворота на 180° для попадания в зону заправки, один из амортизаторов сломался, в результате чего при ударе о землю была повреждена законцовка левого крыла в районе внешнего узла навески элерона.

Вид сзади слева на R-1 образца 1933 года. Хорошо заметна большая щель между капотом и фюзеляжем и увеличенный руль направления.

Поскольку на первый взгляд это повреждение можно было быстро устранить, самолёт отбуксировали в ангар и приступили к его восстановлению до лётного состояния. Бордман приземлился следом за Савом, и они разговаривали друг с другом пока самолёт Сава дозаправлялся. Затем Бордман взлетел с новой порцией топлива на борту. На высоте примерно 40 футов (12 м) он потерял контроль над своим R-1, самолёт перевернулся на спину и разбился, Бордман при этом получил смертельные ранения. Он скончался в больнице утром 3 числа, оставив жену и четырёхлетнюю дочь Джейн (Jane). Сав был настолько потрясён случившимся, что прекратил своё участие в гонке. Остальных участников гонки тоже постигла неудача. Ли Гелбах, летевший на самолёте Wedell-Williams, был вынужден приземлиться возле Нью-Безела (New Bethel. Indiana) из-за засорения в топливной линии. При посадке он протаранил забор, но не получил тяжёлых ранений. Эмелия Эрхарт села на вынужденную посадку на своём Lockheed Vega в Казасе. Роско Тернер выиграл гонку, пройдя маршрут за 11 часов и 30 минут, и получил приз в 5050 $ плюс ещё 1000$ за установление нового рекорда скорости при перелёте с востока на запад. Вэддл, финишировавший вторым, выиграл 2500 $.

Gee Bee Model "R-2" модифицированный для участия в Cleveland Air Races 1933 года. На самолёт установлено новое крыло с закрылками, двигатель Wasp, снятый с R-1 вместе с капотом и руль направления увеличенной площади. АНО на крыле и киле отсутствуют.

Это был тяжёлый удар для Granville Brothers. В течение нескольких минут компания потеряла два самолёта и одного пилота. Роберт Грэнвилл сказал: «Я считаю, что это была точка, когда начались наши неудачи».

Брат Бордмана, Эрл (Earle), тоже пилот, был с ним, когда тот умирал. 4 июля он привёз тело брата на самолёте на восток в Харфорд, Коннектикут, остановившись по пути для дозаправки в Сиракузе (Syracuse, New York). 6 июля 1933 года Рассел Бордман упокоился на кладбище Майнер в Миддлтауне, Коннектикут, при этом 6 самолётов летали кругами над кладбищем и сбрасывали цветы. Среди присутствующих был Джон Полэндо (John Polando) из Lynn Massachusetts, с которым Бордман участвовал в длительном перелёте в Турцию.

R-2 отремонтировали в Спрингфилде в 1933 году, в это время на нём летал Джеймс Хэйзлип. Во время третьей посадки он обнаружил, что самолёт пролетел слишком далеко над 200 футовой (61 м) полосой и резко дал руль вправо, благодаря чему снизил скорость, но это вызвало срыв потока с правого крыла. R-2 упал на полосу и покатился по ней кувырком. Хэйзлип отделался синяком от ремня безопасности.

Ещё один удар по Granville Brosers и SARA был нанесён в сентябре, когда 25 летняя Флоренс Клинжесмит (Florence Klingensmith) разбилась во время гонок в Индианаполисе на Gee Bee Model Y. Всего этого оказалось достаточно, чтобы акционеры SARA (главной организации, финансировавшей Granville Brothers или «Gee Bee») отозвали свои вклады.

Последняя попытка

Разочарованные братья Грэнвилл предприняли ещё одну попытку добиться успеха с самолётом, прозванным «длиннохвостый гонщик» (Long Tail Racer). В конце 1933 года З.Д.Грэнвилл. Хауэлл Слайллер (Howell Sliller) и Дональд Дэлакнер (Donald Delackner) открыли консультационный инжиниринговый офис в Нью-Порке в надежде продолжить развитие проектов 4, 6 и 8 местных коммерческих самолётов. Параллельно они собирали «новый» гоночный самолёт. Для его постройки использовали двигатель "Hornet", фюзеляж R-1 со вставленной за кабиной пилотов дополнительной секцией и крыло от R-2 образца 1932 года. Этот самолёт, рассчитанный на достижение скорости 300 миль в час (482,8 км/ч) был построен для участия в гонках 1934 года. Буквы IF в носовой части, нарисованные вместо игральных костей и логотипа канувшей в Лету SARA, означали «Intestinal Fortitude», что можно перевести как стойкость духа или храбрость. Получившийся гибрид обозначили R-2/R-1 или R-3 (иногда встречается название International Supersportster). Поскольку на самолёте стояло крыло от R-2 образца 1932 года, его покрасили по той же схеме и присвоили ему ту же регистрацию (NR2101).

Long Tail Racer. Хорошо виден удлиненный хвост и новый, более обжатый по сравнению с предыдущим вариантом капот, на котором пришлось сделать выколотки. Вместо логотипа SARA и игральных костей на капоте нанесены буквы IF. Эмблема на киле отличается от типовой надписи Gee Bee, хотя рассмотреть, что на ней написано сложно. Руль направления новый, увеличенной площади и иной по сравнению с R-1 и R-2 формы. Обшивка фюзеляжа возле киля за кабиной пилотов не имеет характерного для полотна провисания, можно предположить, что в этом месте полотно заменили фанерой или металлом.

Для испытаний этой машины был выбран пилот Рой Майнор (Roy Minor), первый полёт прошёл успешно. Однако во втором полёте при посадке самолёт перевернулся при столкновении с оградой во время посадки. Рой не получил тяжёлых повреждений, чего нельзя сказать о самолёте.

После того как "Intestinal Fortitude" был собран, Грэнни планировал слетать в Сан Антонио для продажи прототипа Gee Bee Model E Senior Sportster владельцу (заказчику) из Техаса. По пути он собирался посетить Флориду и Мэрди Грэс в Нью-Орлеане. 12 февраля при заходе на посадку в Спартенбурге (Spartenburg, South Carolina), он увидел, что на полосе ведутся работы, и единственный путь для безопасной посадки преграждают двое рабочих. Когда самолёт начал набирать высоту, двигатель закашлял и остановился, и самолёт упал, перевернувшись, с высоты 75 футов. Зэнтфорд (Грэни) Грэнвилл скончался по пути в больницу.

Long tail rасеr образца 1935-го года. По версии Питера М. Бауэрса на самолёт установлено новое крыло увеличенного размаха (остальные источники о такой доработке не упоминают). По имеющимся снимкам сложно сказать, так это или нет, но вот изменённый козырёк фонаря кабины пилотов достаточно хорошо заметен. На самолёте открыта или отсутствует панель доступа к заправочной горловине топливного бака.

По понятным причинам восстановить Long Tail Racer к гонкам 1934 года не успели. В итоге самолёт оказался у Сесила Алена (Cecil Allen). Heсмотря на предупреждения Пита Миллера и Грэнвиллей, Сесил, готовя самолёт к гонкам 1935 года, установил на него большой топливный бак далеко позади центра тяжести (и по некоторым данным новое крыло). Грэнвилли и Миллер боялись, что при этом центр тяжести сдвинется назад настолько, что на самолёте станет невозможно летать. Проигнорировавший предупреждения Ален взлетел с полностью заправленным баком, потерял контроль над самолётом и разбился. Так кончилась история R-1 и R-2. Long Tail Racer впоследствии больше не восстанавливался.

<< | >>

Форум

©AirPages
2003-