Авиация Второй мировой

Home  Custom Search

М-62ИР

Мотор АШ-62ИР Швецова
  • 9 - цилинровый радиальный
  • Дата разработки: 1938
  • Швецов

Звёздообразный 9-цилиндровый мотор, разработанный в ОКБ А. Д. Швецова в 1938 году для транспортной и гражданской авиации. Мотор серийно производился в СССР и России более 50 лет. Являлся дальнейшим развитием двигателя М-25. С 1944 г. — АШ-62ИР.

Фактически лицензия была закуплена на двигатель SGR-1820 F3, один из большого количества модификаций двигателя R-1820, запущенного в серию в 1931 году и производившегося по лицензии во многих странах. М-62 отличался от базовой модели главным образом установкой ПЦН и другими деталями, которые были скопированы с более поздних модификаций тех же двигателей, устанавливавшихся на купленном по лицензии в 1936 году самолёте DC-3.

В 1940-1945 годах двигатель М-62ИР устанавливался на легкий поплавковый боевой гидросамолет ОКБ Георгия Бериева КОР-2 (Бе-4).

Освоенная в массовом производстве цилиндропоршневая группа этого мотора в дальнейшем использовалась в двухрядных двигателях АШ-73 для Ту-4 и Бе-6, а с укорочением хода поршней в имеющем существенно меньший диаметр, а потому обеспечивающем лучшие аэродинамические свойства двухрядном двигателе АШ-82, на основе которого были построены массовые самолёты Ла-5, Ла-7, Ту-2, Ил-12, Ил-14.

Характеристики

Число цилиндров 9

Порядок нумерации цилиндров по часовой стрелке, смотря на двигатель со стороны задней крышки картера и считая верхний цилиндр первым

Рабочий объём, л 29,87

Диаметр цилиндра, мм 155, 5

Ход поршня, мм 174,5 для цилиндра № 1 с главным шатуном

Степень сжатия 6,4

Масса мотора, кг 567

Взлетный режим

Мощность, л. с. 1000

Частота вращения коленчатого вала, об/мин.:

минимальная 500

максимальная 2350

Номинальный режим 70 %

Мощность у земли, л. с. 820

Мощность на высоте 1500 м, л. с. 840

Номинальные удельные параметры

Удельная масса, кг/л. с. 0,683

Литровая мощность, л. с./л 27,43

Редуктор винта 16:11, планетарного типа.

Применялся на самолётах И-153 «Чайка», И-16 (18 и 27 серии, в базовом варианте без редуктора). Применяется на самолётах Ан-2 с 1947 года, ПС-84, Ли-2 с 1939 года. Устанавливался на трофейных Arado Ar 196.

В качестве топлива для мотора М-62 использовался этилированный бензин 3Б-74 или 4Б-70 (октановое число 88-90). Позднее для М-62ИР стал использоваться бензин Б-91/115.

М-63

Являлся дальнейшим развитием двигателя М-62 с увеличенной степенью сжатия до 7,2, при этом мощность двигателя возросла до 1100 л.с.

Проектирование начато в 1937 г., изготовление двух первых опытных образцов было осуществлено в 1938 г. В декабре 1938 г. двигатель был предъявлен на государственные испытания. В январе 1939 г. госиспытания были успешно завершены. С 1939 г. двигатель серийно выпускался на заводе № 19 в городе Перми (с 1940 г. город назывался Молотов). Решение о снятии с производства принято в декабре 1940 г. Всего было выпущено 3087 экземпляров.

Характеристики

Мощность 1100 л.с. (809 кВт) на 2300 оборотах

Степень сжатия 7,2

Диаметр цилиндров 155,5 мм

Ход поршня 174,5 мм

Компрессор одноступенчатый двухскоростной приводной центробежный нагнетатель

Устанавливался на самолеты Поликарпова И-16 тип 24, 28, 29.