Ca.135
Средний бомбардировщик
Caproni
Caproni Са.135 - средний бомбардировщик, двухмоторный моноплан смешанной конструкции с двухкилевым оперением и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Разработан в КБ фирмы Caproni Bergamaschi И.Паллавичино, первый полет 1 апреля 1935 г. Силовая установка - два звездообразных двигателями Isotta-Fraschini Esso XI RC мощностью по 800 л.с.
Фюзеляж смешанной конструкции, с работающей обшивкой передней части фюзеляжа и задней секцией из сварных труб, с деревянным и полотняным покрытием. Крыло по своей структуре было деревянно - металлическим, обшитым полотном и деревом.
Для улучшения летных характеристик в 1938г. на самолеты Typo Spania стали ставить звездообразные двигатели Fiat А.80 RC или Piaggio P.XI RC 40, мощностью по 1000 л. с. Вариант с двигателями Piaggio оказался более удачным и, обозначенный как Са 135 P.XI, он получил вновь спроектированные капоты двигателей, носовую секцию и надфюзеляжную турель Caproni Lancianni.
Са 135 bis были заказаны для ВВС Венгрии, которые получили около 100 самолетов, где применялись во второй половине 1941 г. в боевых действиях против СССР в качестве дневных и ночных бомбардировщиков. В Италии использовались только в учебных целях.
В Венгрии к 1943 году «Капрони» Са.135bis считались уже устаревшими и были выведены из фронтовых частей первой линии, но продолжали использоваться в операциях против партизан.
2 августа 1943 г. три двухмоторных бомбардировщика «Капрони» Са.135bis из состава 4-й венгерской бомбардировочной авиагруппы сбросили 4,8 тонн авиабомб на позиции партизан Ковпака между Коломыей и Делятином. Один из самолетов был подбит и разбился при вынужденной посадке на каменистую косу в долине реки Тисса. Его экипаж во главе со старшим лейтенантом Густавом Хальмаем (fohadnagy Gusztav Halmay) остался жив.
На следующий день к «Капрони» присоединились одномоторные легкие бомбардировщики-бипланы WM-21 из состава 4-й ближнеразведывательной группы. Один из них по невыясненной причине на аэродром не вернулся.
Пикантность ситуации, заключается в том, что 3 августа венгерская авиация нанесла свои удары не по партизанам, а по позициям немецкого отдельного 26-го горно-егерского полка на горе Синичка, оставленной партизанами в ночь со 2 на 3 августа. В результате полк, всего за десять дней до этого переброшенный из Норвегии в Карпаты, полностью утратил боеспособность. Начавшийся скандал между союзниками удалось замять только на самом высоком уровне усилиями рейхсфюрера СС Гиммлера, который лично курировал из Кракова проведение этой антипартизанской операции.
|