Ca.135
Средний бомбардировщик
Caproni
Caproni Са.135 - средний бомбардировщик, двухмоторный моноплан смешанной конструкции с двухкилевым оперением и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Разработан в КБ фирмы Caproni Bergamaschi И.Паллавичино, первый полет 1 апреля 1935 г. Силовая установка - два звездообразных двигателями Isotta-Fraschini Esso XI RC мощностью по 800 л.с.
Фюзеляж смешанной конструкции, с работающей обшивкой передней части фюзеляжа и задней секцией из сварных труб, с деревянным и полотняным покрытием. Крыло по своей структуре было деревянно - металлическим, обшитым полотном и деревом.
Для улучшения летных характеристик в 1938г. на самолеты Typo Spania стали ставить звездообразные двигатели Fiat А.80 RC или Piaggio P.XI RC 40, мощностью по 1000 л. с. Вариант с двигателями Piaggio оказался более удачным и, обозначенный как Са 135 P.XI, он получил вновь спроектированные капоты двигателей, носовую секцию и надфюзеляжную турель Caproni Lancianni.
Са 135 bis были заказаны для ВВС Венгрии, которые получили около 100 самолетов, где применялись во второй половине 1941 г. в боевых действиях против СССР в качестве дневных и ночных бомбардировщиков. В Италии использовались только в учебных целях.
В Венгрии к 1943 году «Капрони» Са.135bis считались уже устаревшими и были выведены из фронтовых частей первой линии, но продолжали использоваться в операциях против партизан.
2 августа 1943 г. три двухмоторных бомбардировщика «Капрони» Са.135bis из состава 4-й венгерской бомбардировочной авиагруппы сбросили 4,8 тонн авиабомб на позиции партизан Ковпака между Коломыей и Делятином. Один из самолетов был подбит и разбился при вынужденной посадке на каменистую косу в долине реки Тисса. Его экипаж во главе со старшим лейтенантом Густавом Хальмаем (fohadnagy Gusztav Halmay) остался жив.
На следующий день к «Капрони» присоединились одномоторные легкие бомбардировщики-бипланы WM-21 из состава 4-й ближнеразведывательной группы. Один из них по невыясненной причине на аэродром не вернулся.
Пикантность ситуации, заключается в том, что 3 августа венгерская авиация нанесла свои удары не по партизанам, а по позициям немецкого отдельного 26-го горно-егерского полка на горе Синичка, оставленной партизанами в ночь со 2 на 3 августа. В результате полк, всего за десять дней до этого переброшенный из Норвегии в Карпаты, полностью утратил боеспособность. Начавшийся скандал между союзниками удалось замять только на самом высоком уровне усилиями рейхсфюрера СС Гиммлера, который лично курировал из Кракова проведение этой антипартизанской операции.
|
Ca.135 bis |
Экипаж |
4-5 |
Геометрия |
Размах крыла, м |
18,80 |
Площадь крыла, м² |
60,00 |
Длина самолета, м |
14,40 |
Высота самолета, м |
3,40 |
Массы, кг |
Пустого |
6050 |
Нормальная взлетная |
9550 |
Силовая установка |
Мотор |
2 х ПД Piaggio P. XI RC.40 |
Мощность, л.с. |
2 х 1000 |
Лётные данные |
Максимальная скорость, км/ч |
440 |
Крейсерская скорость, км/ч |
350 |
Практическая дальность, км |
2000 |
Практический потолок, м |
7900 |
Вооружение |
пулеметы
|
три 12,7-мм пулемета
|
бомб, кг
|
1600 |
 |
Схема Caproni Ca.135, 2 двигателя Piaggio P. XI RC.40
|
 |
Caproni Ca.135 вид спереди 3/4 и сбоку
|
 |
Caproni Ca.135, компоновка самолета
|
 |
Caproni Ca.135, фюзеляж
|
 |
Caproni Ca.135, крыло
|
 |
Caproni Ca.135, хвостовое оперение
|
 |
Caproni Ca.135, ООШ
|
 |
Caproni Ca.135, электро оборудование самолета
|
 |
Caproni Ca.135, радио оборудование самолета
|
 |
Caproni Ca.135, нижняя огневая точка
|
 |
Caproni Ca.135, верхняя турельная установка
|
Источники
- "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/
- Aeroplano CAPRONI 135 bis 2 motori P. XI RC.40 /Ministero dell' Aeronautica MILANO 1942/
|