Ca.314
Легкий бомбардировщик-торпедоносец
Caproni
Усовершенствованный "Капрони", получивший индекс Са.314, как и предыдущий Са.313, планировалось использовать во многих вариантах. Существовали модификации: Са.314А - разведчик, Са.314В - бомбардировщик, Са.314С - штурмовик и истребитель танков, Ca.314RA - торпедоносец, Ca.314SC - базовый самолет сопровождения конвоев и морской охотник. Но попытка максимальной универсализации боевого самолета, одна из последних в истории, не удалась.
В конце 1941 г. итальянское министерство авиации заказало три сотни Са.314 для комплектования двух полков ночных истребителей, двух штурмовых полков и одного полка торпедоносцев. В мае 1942-го началось перевооружение 13-го полка, потерявшего перед этим много бомбардировщиков FIAT BR.20: Эскадрильи осваивали Са.313 в ожидании "триста четырнадцатых", которые прибыли в течение лета (около 30 машин). С августа самолеты 13-го "стормо", состоявшего из 11-й и 43-й групп, действовали с базы Мандурия, эскортировали конвои и охотились за подводными лодками.
Са.314 не понравились морским летчикам. Характеристики нагруженных машин с запасом топлива, бомбами или торпедой никуда не годились. Техническая комиссия, занимавшаяся этой проблемой, предложила облегчать самолеты, демонтируя нижние огневые точки и бронирование пилотской кабины. Таким способом удавалось выгадать всего 250 кг.
Почти все из 407 новейших "Капрони" отправили в подразделения фронтовой авиации, где они использовались с наибольшей отдачей. На Са.314 воевали 30-я штурмовая группа в Северной Африке, 20-й и 21-й полки поддержки сухопутных войск. Две вспомогательных группы "триста четырнадцатых" - 64-я и 76-я находились на юге оккупированной Франции в Ирэ, Люке и Кюр-Пьерфу. Итальянцы применяли Са.314 на всех фронтах, кроме восточного.
Несколько "триста четырнадцатых" служили в подразделениях отработки торпедо- и бомбометания, а также в NAI для подготовки экипажей тяжелых ночных истребителей "Дорнье" Do 217 J-2. Перехватчик Са.314 с мощным прожектором в носу участвовал в учениях по поиску цели ночью с помощью наземных РЛС и сети постов наведения, охватывавшей к осени 43-го весь север Аппенинского полуострова.
На 8 сентября 1943 г, когда свободная от "дуче" Италия вышла из войны, в ВВС страны насчитывалось 148 Са.314 и 53 Са.313. 40 из них - в штурмовых полках. Множество "Капрони" уничтожили во время перемирия. Но около десяти Са.313 и Са.314 из 103-й эскадрильи поддержки вместе с четырьмя из шести уцелевших Са.309 вошли в состав итальянских ВВС, воевавших на стороне союзников.
По другую сторону фронта оказались Са.313, доставшиеся ВВС RSI (так называемой Итальянской Социалистической Республики, созданной Муссолини) и "Люфтваффе". Германия получила разными путями 164 "триста тринадцатых", большинство машин - после оккупации севера Италии и ликвидации марионеточного государства (немцам достались заводы "Капрони"). Агонизирующие ВВС Третьего рейха вычерпывали все разномастные резервы для последних «молниеносных» ударов. Итальянские "универсалы", за редким исключением, не дотянули до финала войны.
|