Z.501 Gabbiano
Разведывательная летающая лодка
CANT
Одномоторная летающая лодка Z.501, построенная фирмой CANT совершила свой первый полет 4 февраля 1934 г.
Конструктивно Z-501 представляла собой высокоплан-парасоль, выполненный из дерева, с полотняной обшивкой крыла. Экипаж летающей лодки состоял из пяти человек, все они, за исключением механика, размещались внутри лодочного фюзеляжа. Стрелковые точки располагались вдоль фюзеляжа в носовой части, за крылом, а также в мотогондоле за двигателем, открытые стрелковые точки оборудовались турелями "Vickers" или "Breda": соответственно пулеметы были системы Lewis или Breda-SAFAT. Боезапас каждого стрелка для "Vickers" составлял 10 дисков по 47 патронов.
Пятый член экипажа, стрелок-механик, занимал отдельную кабину в хвостовой части мотогондолы - над крылом, сразу за двигателем. В полете, он имел доступ к двигателю, что позволяло устранять мелкие неполадки прямо в полете. Доступ в мотогондолу из фюзеляжа лодки через люк в нижней части мотогондолы. На подкосах крыла имелись бомбодержатели под две 250-кг или четыре 100-кг бомбы.
Силовая установка - один 12-цилиндровый рядный двигатель жидкостного охлаждения Isotta-Fraschini Asso XI 750R (750л.с.) с трехлопастным, тянущим воздушным винтом.
Боевая эффективность "Кантов", несмотря на широкое применение, оставалась низкой, - сказывалось моральное старение, низкая живучесть и малая надежность двигателя. До конца 1940 года итальянцы потеряли 62 гидроплана - из них 30 от огня противника, 19 - по неизвестным причинам, 13 - из-за отказа двигателя. По этой же причине произошло 35 аварий. Несмотря на это, одномоторный "Кант" оставался в строю всю войну. После капитуляции, на стороне союзной авиации Италии осталось 30 гидросамолетов. К маю 1944 года их число сократилось до 24 - остальные остались в оккупированной фашистами Северной Италии. Последние "Канты" были списаны только в 1950 году.
Всего было построено 455 самолетов Z-501, из них 249 - на заводах Монфальконе. Серийный выпуск завершился в марте 1943 года.
Экипаж |
4-5 |
Размеры |
Размах крыла, м |
22,50 |
Площадь крыла, м² |
62,00 |
Длина самолета, м |
14,95 |
Высота самолета, м |
4,43 |
Двигатель. |
1 ПД Isotta-Fraschini Asso XI (750R) мощностью, л.с. |
750 |
Массы и нагрузки, кг: |
Пустого самолета |
3850 |
Нормальная взлетная |
5950 |
Летные данные. |
Максимальная скорость, км/ч |
275 |
Крейсерская скорость, км/ч |
196 |
Перегоночная дальность, км |
2600 |
Практический потолок, м |
7000 |
Вооружение |
три 7,7-мм подвижных пулемета, бомб, кг,
|
640 |
 |
Схема CANT Z.501, двигатель Isotta-Fraschini Asso XI
|
 |
CANT Z.501 вид 3/4 спереди и сзади
|
 |
CANT Z.501, кабина пилотов.
|
 |
CANT Z.501, приборная панель.
|
 |
CANT Z.501, кабина пилотов. Приборная доска только у командира корабля, 2-й пилот довольствуется только компасом и осуществляет навигацию.
|
 |
CANT Z.501, рабочее место за переборкой кабины пилотов.
|
 |
CANT Z.501, рабочее место стрелка радиста.
|
 |
CANT Z.501, боковой люк.
|
 |
CANT Z.501, передняя турель Breda AZ1.
|
 |
CANT Z.501, средняя турель в мотогондоле двигателя Breda AZ1.
|
 |
CANT Z.501, кабина стрелка-бортмеханика за мотогондолой.
|
 |
CANT Z.501 с установленными площадками для ТО двигателя. Снизу мотогондолы открыт люк в кабину бортмеханика.
|
 |
CANT Z.501, задняя турель Breda AZ3.
|
Источники
- "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/
- Idrovolante "CANT Z 501" /Ministero dell' Aeronautica 1935/
|