Z.501 Gabbiano
Разведывательная летающая лодка
CANT
Одномоторная летающая лодка Z.501, построенная фирмой CANT совершила свой первый полет 4 февраля 1934 г.
Конструктивно Z-501 представляла собой высокоплан-парасоль, выполненный из дерева, с полотняной обшивкой крыла. Экипаж летающей лодки состоял из пяти человек, все они, за исключением механика, размещались внутри лодочного фюзеляжа. Стрелковые точки располагались вдоль фюзеляжа в носовой части, за крылом, а также в мотогондоле за двигателем, открытые стрелковые точки оборудовались турелями "Vickers" или "Breda": соответственно пулеметы были системы Lewis или Breda-SAFAT. Боезапас каждого стрелка для "Vickers" составлял 10 дисков по 47 патронов.
Пятый член экипажа, стрелок-механик, занимал отдельную кабину в хвостовой части мотогондолы - над крылом, сразу за двигателем. В полете, он имел доступ к двигателю, что позволяло устранять мелкие неполадки прямо в полете. Доступ в мотогондолу из фюзеляжа лодки через люк в нижней части мотогондолы. На подкосах крыла имелись бомбодержатели под две 250-кг или четыре 100-кг бомбы.
Силовая установка - один 12-цилиндровый рядный двигатель жидкостного охлаждения Isotta-Fraschini Asso XI 750R (750л.с.) с трехлопастным, тянущим воздушным винтом.
Боевая эффективность "Кантов", несмотря на широкое применение, оставалась низкой, - сказывалось моральное старение, низкая живучесть и малая надежность двигателя. До конца 1940 года итальянцы потеряли 62 гидроплана - из них 30 от огня противника, 19 - по неизвестным причинам, 13 - из-за отказа двигателя. По этой же причине произошло 35 аварий. Несмотря на это, одномоторный "Кант" оставался в строю всю войну. После капитуляции, на стороне союзной авиации Италии осталось 30 гидросамолетов. К маю 1944 года их число сократилось до 24 - остальные остались в оккупированной фашистами Северной Италии. Последние "Канты" были списаны только в 1950 году.
Всего было построено 455 самолетов Z-501, из них 249 - на заводах Монфальконе. Серийный выпуск завершился в марте 1943 года.
|