F 5
Истребитель
Caproni Vizzola
Caproni Vizzola F4. Истребитель моноплан с рядным немецким двигателем водяного охлаждения Diamler-Benz DB 601A разрабатывался в 1938 - 1939 годах. Новый истребитель получил обозначение Caproni Vizzola F.4, иногда встречается обозначение F.5 bis.
Первый полет прототипа самолета (МM. 5932) состоялся в июле 1940 года. Самолет показал очень хорошие летные характеристики, превосходящие F.5. Для завершений испытаний F.4 был направлен в действующие войска. В 1942 году самолет в составе 303 эскадрильи 167 истребительной группы использовался для охраны островов Капуа и Капудичино.
В серийное производство F.4 не пошёл, так как на его основе был разработан более совершенный истребитель F.6, а с 1942 года в массовых количествах стали поступать МС.202/МС.205 и Reggiani Re.2001.
Caproni Vizzola F5. Проект самолёта, в котором было решено использовать задел полученный при разработке истребителя F.4, предусматривал смешанную деревянно-металическую конструкцию и использование двигателя воздушного охлаждения. Внутренняя структура фюзеляжа состояла из стальных труб и обшивалась дюралюминием. Двухлонжеронное крыло изготовлялось из дерева и имело фанерную обшивку с лаковым покрытием. Шасси были выполнено полностью убираемым: основные стойки убирались в крыло, а колеса в фюзеляж. На истребителе использовался двигатель Fiat А.74 RC.38 мощностью 840 л.с. с металлическим винтом Fiat/Hamilton диаметром 3 метра переменного шага. Вооружение должно было состоять из двух синхронных и двух крыльевых 12,7-мм пулеметов Breda-SAFAT с 350 патронами на ствол.
Первый опытный самолет был построен к концу 1938 года и впервые поднялся в воздух 19 февраля 1939 г.
Задержка с испытаниями привела к тому, что в серийное производство поступили его конкуренты и особо большой надобности в истребителе F.5 более не ощущалось. Министерство авиации согласилось подписать контракт на поставку 12 истребителей 0-серии, т.е. предсерийных и 200 серийных самолётов.
В течении периода F.5 заслужили хорошую репутацию, обладая стабильностью в полёте и неплохими взлетно-посадочными данными, что давало им определенные преимущества перед Re.2001 и МС.200. За время боевого применения F.5 не понесли боевых потерь, но из-за хронической нехватки запчастей количество боеспособных самолётов уменьшалось. На 9 июля 1943 года в группе формально числилось 10 истребителей этого типа, но боевые задания могли выполнять только 5 из них.
|
F4 |
F5 |
Экипаж |
1 |
Геометрия |
Размах крыла, м |
11,35 |
11,30 |
Площадь крыла, м² |
18,81 |
17,60 |
Длина самолета, м |
9,15 |
7,90 |
Высота самолета, м |
3,02 |
3,00 |
Массы, кг |
Пустого снаряженного |
2462 |
1818 |
Нормальная взлетная |
3000 |
2238 |
Силовая установка |
Мотор |
ПД Diamler-Benz DB 601A |
ПД Fiat A.74 R.C. 38 |
Мощность взлетная, л.с. |
1175 |
870 |
Лётные данные |
Максимальная скорость, км/ч |
550 |
496 |
Крейсерская скорость, км/ч |
446 |
414 |
Практическая дальность, км |
950 |
1000 |
Практический потолок, м |
103500 |
9500 |
Вооружение |
пулеметы
|
2х12,7мм |
2х12,7мм |
 |
Схема Caproni-Vizzola F4, двигатель Diamler-Benz DB 601A.
|
 |
Схема Caproni-Vizzola F5, двигатель Fiat A.74 R.C. 38.
|
 |
Caproni-Vizzola F4 вид сбоку
|
 |
Caproni-Vizzola F5, вид спереди 3/4, двигатель Fiat A.74 R.C. 38
|
 |
Caproni-Vizzola F5, вид спереди, двигатель Fiat A.74 R.C. 38
|
 |
Caproni-Vizzola F5, приборная панель.
|
 |
Caproni-Vizzola F5, приборная панель, правая.
|
 |
Caproni-Vizzola F5, левая панель кабины пилота.
|
 |
Caproni-Vizzola F5, правая панель кабины пилота.
|
 |
Caproni-Vizzola F5, каталог приборов.
|
 |
Caproni-Vizzola F5, схема ООШ.
|
 |
Caproni-Vizzola F5, двигатель Fiat A.74 R.C. 38,
|
Источники
- "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/
- Aeroplano CAPRONI VIZZOLA S.A. Tipo F5 con motore Fiat A.74 R.C. 38. /Ministero dell' Aeronautica Roma 1941/
|