Авиация Второй мировой

Home English

CR.25
Фронтовой разведчик
FIAT

FIAT CR.25

CR.25 - самолет был разработан в 1936 году по заказу итальянских ВВС как легкий скоростной бомбардировщик, в качестве второй "профессии" предусматривалась стратегическая разведка.

Генштаб заказал фирме FIAT 40 CR.25, и уже 22 июля 1937 г. самолет совершил первый полет. Испытания прошли успешно, и в начале 1938 года военные приняли решение использовать его в качестве разведчика.

Всего было произведено 12 самолетов.

FIAT CR.25
Экипаж 3
Геометрия
Размах крыла, м 16,00
Площадь крыла, м² 40,00
Длина самолета, м 13,35
Высота самолета, м 3,30
Массы, кг
Пустого 4475
Нормальная взлетная 6625
Силовая установка
2 × ПД Fiat A.74 RC38, мощностью л.с. 2 × 840
Лётные данные
Максимальная скорость, км/ч 450
Крейсерская скорость, км/ч 368
Практическая дальность, км 2100
Практический потолок, м 7950
Вооружение
три 12,7-мм пулеметов, бомб до, кг 500

Боевое применение. Были конечно и схватки с противником. Так, 6 февраля во время противолодочного патрулирования экипаж лейтенанта Риндоне столкнулся с одиноким "Бленхеймом" и атаковал его. Англичане смогли благополучно отвязаться от разведчика, но до Мальты не дошли, став жертвой Bf109 из II./JG 53. 29 апреля экипаж лейтенанта Бертуззи стал свидетелем драматического события, когда немецкий Bf.110 по ошибке сбил гражданский Кант Z.506 I-DORA, совершавший рейс из Триполи в Марсалу с 15 пассажирами на борту. Экипажу Фиата ничего не оставалось, как сбросить в район падения самолета средства спасения, хотя помогать было уже некому.

21 июня пара CR.25, пилотированная Риндонэ и Дори участвовала в прикрытии итало - германского конвоя. Итальянские летчики смогли сбить двух "Бофортов", хотя "героем дня" стал экипаж эсминца "Да Рекко", который сбил сразу три британских самолета.

Потом было участие в операции "Пьедестал", которое стало пиком карьеры самолета. Именно в этот период количество самолетов сократилось до четырех (однако в строю никогда не было больше двух - трех самолетов одновременно). Командование попыталось улучшить положение, передав несколько Са.314. Однако самолеты не прижились из-за своей очень плохой репутации - так например только за 20 ноября из вылета не вернулись сразу две такие машины (пропали без вести сразу восемь человек экипажа). Как потом оказалось самолеты были атакованы звеном "Бофайтеров" 227-й аэ RAF. Последний вылет в войне CR.25 совершили 15 января 1943 года.

После чего оставшиеся три машины под командованием лейтенанта Риндоне перелетели в Палермо. Еще одна машина находилась на ремонте. Таким образом через 18 месяцев войны в наличии осталось только четыре CR.25, собранные на заводском аэродроме в Камери. После капитуляции Италии эти самолеты были захвачены немцами и использовались в различных учебных подразделениях до сентября 1944 года.

Фото Описание

Схема FIAT CR.25

FC.20

CANSA FC.20
  • Многоцелевой истребитель и разведчик-бомбардировщик
  • Первый полет: 1941
  • CANSA

Фирма Costruzioni Aeronautiche Novaresi S.A. (CANSA), имевшая свои собственные предприятие и аэродром Камери (Cameri) (Новара, Пьемонт, Северная Италия) в 1939 году была дочерней компанией концерна FIAT, что улучшило финансовое положение фирмы и открыло доступ к новым технологиям.

В ответ на объявленный в 1937 году конкурс на создание двухмоторного разведчика в 1938 году Джакомо Моссо (Giacomo Mosso) начал проектировать самолет, названный FC.20. Это был первый и единственный самолет CANSA проектируемый с самого начала в качестве боевого самолета. Для небольшой фирмы, какой была CANSA это была крайне амбициозная задача.

Базовая конструкция должна была быть скоростным монопланом, способным выполнять задачи дневного тактического бомбардировщика и, в зависимости от постановки задачи, истребителя-перехватчика, дальнего эскортного истребителя и штурмовика для атаки бронированных наземных и морских целей. Для ускорения проектирования новая машина заимствовала крыло, шасси и двигатели от FIAT CR.25, тогда как фюзеляж с большим остеклением носовой части и двухкилевое оперение Моссо спроектировал заново. Изюминкой проекта стала носовая часть фюзеляжа, монтируемая на этапе окончательной сборки: в зависимости от задачи устанавливался тот или иной вариант.

Самолет не отвечал чаяниям командования Итальянских Королевских ВВС, делавшего ставку на многоцелевые Ca.310/313 и на более перспективные Ca.331. Такое отношение недоверия, сочетаемое с организационными трудностями фирмы средних размеров, привело к тому, что первый полет самолета состоялся 12 апреля 1941 году тест-пилотом фирмы Фаусто Морони. Во время испытаний самолет развил скорость в 467 км/ч. Его практическая дальность составила 1300 км. Эти данные не удовлетворили Regia Aeronautica, тем более, что на вооружение уже поступали первые Ca.313.

Казалось, что судьба новой машины была решена, но дело решил случай. Новый начальник главного штаба Regia Aeronautica Рино Корсо Фужьер (Fougier) оценивал важность тяжелых истребителей, пригодных для борьбы с бронированными машинами, выполненных на основе опыта, накопленного люфтваффе на русском фронте с использованием как переделанных самолетов (Ju.87, Ju.88), так и специально спроектированных для такого использования (Hs-129). CANSA, получив такую поддержку, переделала прототип FC.20 (MM.403), установив на него 37-мм пушку.

Вскоре был построен и испытан второй прототип, зарегистрированный как MM.404. FC.20bis рассматривался как истребитель и легкий бомбардировщик, у которого длинная носовая остекленная часть фюзеляжа была заменена короткой округлой, в которой была помещена 37-мм пушка Breda, являющаяся зенитным орудием Итальянского Королевского флота и использующая ручное заряжание. Вооружение дополняется 12,7-мм пулеметами, установленными в корневых частях каждой консоли и в турели стрелка Скотти (впоследствии была заменена на стандартную турель итальянских бомбардировщиков Caproni-Lanciani Delta). Под крылом были размещены два пилона для установки 100 кг бомб, также был разработан внутренний отсек под размещение 126 2-кг бомб. Также были изменены хвостовая часть фюзеляжа, шасси, топливные баки, гидравлическая система. Таким образом, FC.20bis стал совсем другим самолетом по конструкции, назначению и распределению нагрузки. Самолет был передан в экспериментальный центр Regia Aeronautica на аэродроме Гуидония, где он подвергся интенсивным испытаниям.

Помимо FC.20bis необходимо упомянуть еще две модификации самолета фирмы CANSA.

Первая называется FC.20ter и отличался возвратом к остекленной кабине прототипа и изменениями в конструкции. Самолет оснащался более мощными моторами Fiat A.80 RC.41 мощностью по 1000 л.с. (заменены были также капоты и винты), тормозными решетками и выступающей далеко вперед 37-мм пушкой.

Более радикальными были изменения во время строительства самолета с номером MM.75571 (FC.20quater) - в нем было изменено вооружение: вместо убранных крыльевых 12,7-мм пулеметов в носу были установлены 20-мм пушки Mauser MG 151/20. Также были замены двигатели: на смену устаревшим Fiat A.74 пришли V-образные моторы жидкостного охлаждения Daimler-Benz DB.601. Пустой вес машины ожидался в районе 5220 кг, максимальная скорость - 500 км/ч, время набора высоты 6000 метров - 13 ' 36 ". Эта машина была собрана перед перемирием и находилась на заводе фирмы. Там возникла идея установки на самолет 54-мм пушки, но учитывая опыт применения более легкой 37-мм пушки от такого варианта отказались.

CANSA FC.20bis
Экипаж 2
Геометрия
Размах крыла, м 16,00
Площадь крыла, м² 40,00
Длина самолета, м 12,18
Высота самолета, м 4,03
Массы, кг
Пустого 4770
Максимальная взлетная 6880
Силовая установка
2 × ПД Fiat A.74 RC38, мощностью л.с. 2 × 840
Лётные данные
Максимальная скорость, км/ч 420
Крейсерская скорость, км/ч 385
Практическая дальность, км 1150
Практический потолок, м 7350

Вооружение. Одна 37-мм пушка Breda (боекомплект 42 патрона) и два передних 12.7-мм пулемета Breda-SAFAT с боекомплектом по 250 патронов, один задний 12.7-мм пулемет Breda-SAFAT на турели Scotti с боекомплектом 500 патронов; бомбовая нагрузка - 252 кг легких бомб.

Техническое описание FC.20bis. Штурмовик CANSA FC.20 представляет собой двухмоторный двухместный цельнометаллический моноплан (низкоплан).

Фюзеляж сварен из стальных марганцовистых труб и до задней кромки крыла покрыт дюралюминиевой обшивкой, хвостовая часть покрыта полотном (за исключением хвостового конуса, также покрытого дюралюминием).

Крыло двухлонжеронное металлическое: лонжероны и нервюры дюралюминиевые, обшивка дюралюминиевая. Элероны имели дюралюминиевый каркас и были покрыты полотном, закрылки были полностью металическими. Шасси убирающиеся - стойка поворачивается назад и полностью убирается в гондолу двигателя.

Хвостовое колесо вращающееся и неубирающееся. Хвостовое оперение двухкилевое, цельнометаллическое, за исключением покрытых тканью отклоняемых поверхностей.

Кабина пилота застекленная с фонарем, откидывающимся в сторону.

Стандартное приборное оборудование для определения параметров полета и управления двигателями.

Топливные баки протектированные: 4 в центроплане крыла, один в фюзеляже.

Двигатели Fiat A.74 R.C.38 с металлическими трехлопастными винтами с шагом, изменяемым в полете.

Вооружение состояло из 37-мм пушки, установленной в носу (боекомплект - 42 снаряда) и двух 12,7 мм пулеметов с боекомплектом 250 патронов на ствол, расположенных в корне крыла. Вооружение стрелка - один 12,7-мм пулемет боекомплект 500 патронов) в турели Caproni-Lanciani Delta.

В фюзеляже размещен бомбоотсек на 250 кг бомб, на крыльях два пилона.

Фото Описание
Схема FC.20 bis Схема FC.20 bis
Модификации FC.20 Модификации FC.20

Боевое применение. Оперативная карьера самолета развивалась странным способом и полностью в случайных обстоятельствах. К концу 1942 года рейды союзных бомбардировщиков на множество целей, расположенных на Итальянском полуострове стали суровой реальностью. Но чтобы воспрепятствовать налетам Regia Aeronautica нуждалась в перехватчиках, но к сожалению в группах перехватчиков были устаревшие истребители: новые машины требовались в Северной Африке и на Сицилии. Итальянские Королевские ВВС могли рассчитывать лишь на Macchi MC.200 и Re.2001, которые в качестве перехватчиков были не на высоте.

В этой ситуации находится также 22-ая группа, дислоцированная на территории аэропорта Капуи и призванная действовать против B.24, совершавших налеты на цели центральной и южной Италии. Так, по стечению обстоятельств ее командир майор Коррадо Риччи (Corrado Ricci) связал судьбу группы с CANSA F.C.20. Находясь один день на аэродроме Гуидонии, он замечает самолет и остается пораженным мощью его оружия, которое выступает из носовой часть фюзеляжа. Для тех, кто вынужден использовать 12,7-мм пулеметы данный калибр представлялся очень перспективным, как очень многообещающими являлись характеристики самолета, к сожалению не очень точно описанные инженером фирмы: хорошая управляемость, хорошая скорость подъема, потолок около 8.000 метров и скорость на этой высоте в 350 км/ч. В общем, все ингредиенты, чтобы его подразделение успешно могло встретить B-24.

Риччи попросил инженера CANSA о возможности применить неиспользованный второй прототип FC.20 (MM.404) для задач перехвата. В начале марта 1943 года, он получает желаемое разрешение и выезжает в Гуидонию, чтобы забрать самолет для использования в качестве перехватчика. Краткий курс переучивания, летных испытаний и стрельб на полигоне Фурбара, раскрывают, к сожалению истинные характеристики машины: проблемы с управляемостью и устойчивостью, малая скорость, нестабильность, тенденция к сваливанию в штопор, малая мощность двигателей, неустойчивое поведение самолета при стрельбе из оружия. Теперь те, кто хотел этот самолет любой ценой, уже не могли отказаться от этой машины. Майор Риччи, вернувшись в Капую, попытался использовать самолет, пытаясь выжать из него хоть что-то. Первые полеты по тревоге дали нулевой результат, так как самолет тратил почти полчаса, чтобы забраться на высоту 7500 метров. В следующем полете, когда FC.20 случайно находился немного ниже формации B-24 Liberator, пилот должен был сделать горькую констатацию: крейсерская скорость B-24 выше скорости преследователя.

В конце марта 1943 года FC.20 был переведен на аэродром Фурбара по случаю визита Муссолини и большой группы высших итальянских и немецких офицеров. При демонстрации F.C.20 среди новых самолетов для Regia Aeronautica сработал генеральский эффект - при показательной стрельбе на земле пушку постоянно заклинивало, очереди были короткими. Муссолини и итальянским офицерам было больно и стыдно наблюдать в течение нескольких минут на майора, нажимающего кнопку стрельбы и заряжающего, суетящегося вокруг непослушной малокалиберной пушки.

Вернувшись в Капую, Риччи несколько раз пытался приблизиться к вражеским бомбардировщикам, но так и не смог выйти на расстояние, необходимое для атаки. Учитывая ситуацию, что есть возможность провести только одну атаку, пришлось вспоминать испанский опыт летчиков CR.32, воевавших против более скоростных бомбардировщиков СБ: подробно изучать маршруты и ждать противника на большей высоте.

Так Риччи и поступил, когда 10 апреля 1943 года он атаковал 12 B-24, шедших на юг после бомбежки на высоте 7500 метров. Он шел параллельным им курсом с превышением по высоте на 200 метров. Выбрав в качестве цели последний самолет, пилот повернул, чтобы перейти к атаке, но его маневры были слишком резкими, приведя FC.20 к немедленной авторотации. Восстановив контроль после одного круга, Риччи оказался в хвосте вражеского строя, попав под сосредоточенный огонь бортовых стрелков. На мгновение ему удалось поймать в коллиматор два бомбардировщика и пустить по ним несколько снарядов, которые, к сожалению для майора, прошли мимо. После завершения вылета майор Риччи так объяснил свою неудачу при стрельбе: низкая скорость на высоте в 7500 метров в сочетании с неустойчивостью при стрельбе сделали попадание в бомбардировщики невозможным. Этот вылет был самым "кровавым эпизодом" в карьере FC.20 как перехватчика.

Источники

  • Многоцелевой истребитель и разведчик-бомбардировщик CANSA FC.20/Альтернативная История. Иван Бякин/
  • Стратегический разведчик Фиат CR.25 /Михаил Жирохов/
  • FIAT CR.25 /Aerei Italiani - Scheda Tecnica./
  • CANSA FC.20 /Aerei Italiani - Scheda Tecnica./