CR.42 "Falco"
Истребитель
Fiat
Fiat CR-42 из состава 85 Sqdr 18 Gruppo Regia Aeronautica, Бельгия, осень 1940 г. © Михаил Быков
Fiat CR.42 "Falco" ("сокол или ястреб") - был последним итальянским истребителем-бипланом. Прототип облетан в январе 1939 года, в части начал поступать в мае 1939 года.
Хотя воздушные бои в Испании показали преимущество истребителей-монопланов, многие специалисты итальянских ВВС считали, что бипланы с более мощными моторами и далее будут занимать прочное место в истребительной авиации благодаря своей превосходной маневренности и дешевизне конструкции. Не последнюю роль играло и опасение строевых пилотов переучиваться на скоростные машины с различными техническими новшествами, в том числе убирающимся шасси и закрытым фонарем кабины.
Поэтому инженеры фирмы «Фиат», разрабатывавшие под руководством главного конструктора Целестине Розателли новый истребитель-биплан, имели все шансы на получение выгодного заказа от правительства в случае своего успеха.
После безуспешных попыток модернизации Фиата CR.32 сотрудники КБ создали практически новый самолет, отличающийся изяществом форм и сравнительно небольшим весом. Крылья полутораплана смешанной конструкции соединялись между собой двумя парами подкосов с каждой стороны и состояли из металлических лонжеронов, нервюр и полотняной обшивки. Металлический каркас фюзеляжа овального сечения обшивался легкими дюралевыми листами, за исключением секции между кабиной пилота и оперением, покрытой полотном. Свободнонесущее горизонтальное оперение и киль были цельнометаллическими -только каркасы рулей несли полотняную обшивку. Звездообразный двигатель Фиат А.74 R.C. 38 мощностью 840 л.с. располагался под цилиндрическим обтекаемым капотом. Подкосные главные стойки неубирающегося шасси также прикрывались профилированными, а колеса - каплевидными обтекателями. Даже хвостовое колесо имело обтекатель. Вооружение истребителя вначале составляли один 12,7-мм пулемет Бреда-SAFAT и один 7,7-мм, размещенные под капотом мотора. Однако позднее на всех самолетах установили два синхронизированных пулемета калибра 12,7 мм.
Опытный экземпляр истребителя Фиат CR.42 «Фалько» впервые поднялся в воздух 23 мая 1938 года, а уже в следующем месяце фирма получила заказ на изготовление 200 серийных самолетов этого типа. О значительности цифры говорит тот факт, что позднее подписанный контракт на выпуск истребителей-монопланов МС.200 включал только 99 машин!
К началу Второй мировой войны истребительная авиация Италии имела в первой линии 292 самолета CR.32, 143 CR.42, 29 МС.200, 19 G.50 и 31 Ro.44. Таким образом, состояние Реджиа Аэронаутика оставляло желать лучшего, так как преобладающее количество истребителей уже устарело, а остальные находились на грани устаревания.
Основными недостатками всех этих самолетов были маломощные звездообразные моторы и слабое вооружение, поскольку пулеметы Бреда-SAFAT обладали низкой скорострельностью и малой начальной скоростью пули. Вступая в войну 10 июня 1940 года, итальянцы усилили свои ВВС, однако в истребительных подразделениях по-прежнему основу составляли бипланы Фиат CR.32 и CR.42. Последние входили в состав 3, 53 и 54-го полков в метрополии, 13-й группы в Ливии, а также двух эскадрилий в Восточной Африке. Всего в перечисленных подразделениях имелось около 330 истребителей «Фалько».
«Фалько» применялись и для штурмовки наземных целей. Для увеличения огневой мощи самолета на CR.42ter установили в корневой части нижнего крыла два дополнительных 12,7-мм пулемета. Заводы фирмы «Фиат» перешли на выпуск специального истребителя-бомбардировщика CR.42AS, предназначенного для действий в пустыне и оборудованного противопесочным фильтром и усиленным нижним крылом с подвесками для двух 100-кг бомб.
В Италии CR.42CN с пламегасителями на выхлопных патрубках и прожекторами на внешних подвесках служили в подразделениях ночных истребителей. Существовал и вариант «Фалько» с увеличенной дальностью полета, CR.42geo, способный сопровождать бомбардировщики над Средиземным морем.
Истребители Фиат CR.42 состояли также на вооружении ВВС Бельгии (поставлено 34[40] самолета), Венгрии (68[96]) и Швеции (72[90]). Бельгийские «Фалько» практически все были потеряны в первые дни немецкого наступления на Западе. Две венгерские эскадрильи, оснащенные CR.42, приняли участие в боях на Восточном фронте. Эскадрилья 2/3, совершившая первый боевой вылет 27 июня 1941 года, убыла на родину в середине июля, записав на свой счет пять сбитых советских самолетов ценой двух своих. Ее сменила эскадрилья 1/3, наиболее результативный бой которой состоялся 12 августа. Шесть «Фиатов» совместно с пятью Re.2000 сопровождали бомбардировщики Са.135 в налете на Николаев, и после схватки с истребителями И-16 венгерские летчики доложили о восьми воздушных победах.
Хотя «Фалько» несколько уступали И-16 в скорости, зато они превосходили советские самолеты в маневренности, особенно в боях на виражах. До середины ноября 1941 года пилоты «Фиатов» эскадрильи 1/3 совершили 447 боевых вылетов и заявили о 17 сбитых самолетах.
В преддверии зимы бипланы «Фалько» были переброшены в Венгрию, так как их эксплуатация в условиях дождей и холодов весьма затруднялась вследствие отслаивания полотняной обшивки от каркаса, загрязнения пулеметов и плохой работы двигателей.
Всего до начала 1942 года было построено 1784 CR.42 всех модификаций. CR.42AS - модификация истребителя-бомбардировщика приспособленная для нанесения штурмовых ударов. CR.42N - ночной истребитель. В 1940 году появилась модификация CR.42B - с двумя поплавками и двигателем DB601. Однако этот гидросамолет в серию не пошел.
Вооружение: CR.42 один 7.7-мм пулемет Breda SAFAT и один 12.7-мм пулемет Breda SAFAT, установленные над двигателем, синхронизированные с винтом.
CR.42ter N и AS два 12.7-мм пулемета (предусматривалась установка двух 7.7-мм или 12.7-мм пулеметов в корневой части нижнего крыла).
|