Авиация Второй мировой

Home

D.500

Истребитель

Dewoitine

D 500
  • Истребитель
  • Первый полет: 1932
  • Dewoitine

Проект истребителя D.50bis возник в 1930 г. по заданию французского министерства авиации. По тому времени в нем было немало новинок. Конструктор Эмиль Девуатин (Emile Dewoitine), стремясь достичь высокой скорости полета, перешел от традиционной в те годы схемы биплана к моноплану с нижним расположением довольно тонкого крыла. Конструкция полностью выполнялась из легких сплавов, предусматривалось протектирование и аварийный сброс бензобаков, масляно-воздушные амортизаторы шасси (неубирающегося, но в обтекателях). Истребитель оснастили новейшим тогда мотором водяного охлаждения Испано-Сюиза 12Xbrs (650 л.с).

Самолет вышел на испытания в июне 1932 г. уже под маркой D.500. В сентябре его перегнали на аэродром Виллакублэ, где военные проводили конкурс на истребитель для французских ВВС. У них был невообразимый выбор: десять фирм предложили свои конструкции. Даже сам Девуатин в дополнение к D.500 выставил еще две более консервативные машины, отличавшиеся крылом: D.570 являлся парасолем (крыло подняли над фюзеляжем системой стоек и подкосов), а у схожего D.560 центроплан выполнялся по схеме "чайка", как у польских Р-7 и Р-11.

Конкурс выиграл D.500, продемонстрировавший отличную маневренность и управляемость. По скорости он существенно превосходил требования задания. Правда, за отличные скоростные данные пришлось заплатить высокой скоростью посадочной, что было очень непривычно после традиционных бипланов с крылом толстого профиля. Небезгрешен оказался D.500 и по части штопора. Но это сочли второстепенным.

Хотя опытный образец нес всего два пулемета, размещенных над мотором, Девуатин, согласно уточненному заданию 1931 г., предусмотрел два варианта вооружения: четыре пулемета калибра 7,5 мм (два в фюзеляже и два в выступах под крылом) или 20-мм пушка и два пулемета. В последнем случае монтировался двигатель 12Xcrs с полым валом редуктора, а пушка устанавливалась на мотор, как на лафет, в развале цилиндров, и стреляла через вал и втулку винта (так называемая "мотор-пушка").

В ноябре 1933 г. французское правительство приняло решение принять истребитель Девуатина на вооружение, причем строить параллельно два варианта - пулеметный как D.500 и пушечный как D.501. На серийных самолетах изменили конструкцию моторамы и переместили некоторые щели и воздухозаборники на капоте. Первый серийный D.500 взлетел с заводского аэродрома в Тулузе 29 ноября 1934 г. Но при облете истребителей почти сразу столкнулись с флаттером (тряской) элеронов. От него избавились, лишь введя весовую балансировку. Все уже выпущенные машины пришлось вернуть в цеха для доработки.

Характеристики D.500
Экипаж 1
Размеры
Размах крыла, м 12,09
Полощадь крыла, м² 16,50
Длина самолета, м 7,74
Высота самолета, м 2,42
Силовая установка
1 × Hispano-Suiza 12Xbrs, мощностью л.с. 1 × 660
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета
Нормальная взлетная 17140
Летные данные
Максимальная скорость, км/ч 369
Крейсерская скорость, км/ч 304
Практический потолок, м 11000
Практическая дальность, км 860
Вооружение
2 × 7,5-мм пулемета Darne

В строевые части D.500 и D.501 попали только в июле 1935 г. Тогда Франция являлась единственной страной в мире, имевшей на вооружении истребители с пушками. Выпуск новых самолетов быстро рос, их изготавливали уже три завода: кроме "Авьонс Девуатин" к производству подключили предприятия фирм "Лиор эт Оливье" и "Лyap". Истребители строили не только для ВВС, но и для береговых частей морской авиации.

Всего заводы выпустили 360 истребителей семейства D.500/ 501/510, довольно много по меркам 30-х годов. "Девуатины" стали самыми массовыми истребителями французских ВВС в середине 30-х, составляя около 80% парка. На них летали шесть эскадр. Однако, уже с 1936-37 годов эти самолеты стали отставать от уровня стремительно развивавшейся истребительной авиации. В небе начинали воцаряться истребители так называемой "новой волны", с закрытыми кабинами, убирающимся шасси и совсем иной тактикой боя.

Фото Описание
Схема Dewoitine D500 Схема Dewoitine D500
Схема Dewoitine D501 Схема Dewoitine D501
Dewoitine D501 в полете Dewoitine D501 в полете

D.503

Истребитель

D 503
  • Истребитель
  • Первый полет: 1935
  • Dewoitine

Истребитель D.503 - стал дальнейшим развитием истребителей Dewoitine D.500/501. Главным отличием самолета стало наличие лобового радиатора и укороченного крыла.

Первый полет D.503 состоялся 15 апреля 1935 года. Эта машина проходила испытания, но сочли, что она уже запоздала и уступает по своим данным истребителям нового поколения, созданным по заданию 1934 г.

Характеристики D.503
Экипаж 1
Размеры
Размах крыла, м 11,48
Площадь крыла, м² 15,00
Длина самолета, м 7,56
Высота самолета, м 2,70
Силовая установка
1 × Hispano-Suiza 12Xcrs, мощностью л.с. 1 × 690
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 1378
Нормальная взлетная 1823
Летные данные
Максимальная скорость, км/ч 375
Крейсерская скорость, км/ч 312
Практический потолок, м 11000
Практическая дальность, км 840
Вооружение
1 × 20-мм пушка Hispano-Suiza HS-7
2 × 7,5-мм пулемета MAC 34

Источники

  • Полная энциклопедия мировой авиации: Самолеты и вертолеты XX столетия /Дональд Д./
  • Предвестники "новой волны" /Мир Авиации 1995-01. Владимир Колесников./
  • Авиация во Второй Мировой войне. Самолеты Франции /Авиационный сборник 10./
  • Dewoitine D-503 /Aviafrance. Un siecle d'aviation francaise./