D.520
Истребитель
Dewoitine
D520 был создан по техническому заданию 1934 года на одноместный истребитель для замены старых машин (таких, как D-510), которые утратили свое значение с появлением истребителей современной схемы, подобных английскому «Харрикейну».
Эскизный проект D.520 разрабатывали под руководством Эмиля Девуатина молодые инженеры Вотье, Рей и Кастелло. Они взяли за основу самолет D.514, на котором в процессе работы изменили крыло и хвостовое оперение. В 1936 году в техническое задание были внесены изменения,— машина имела свободнонесущее низкорасположенное крыло с элеронами, закрытую кабину, убирающиеся шасси и двигатель мощностью около 1000 л.с. с винтом переменного шага.
Первый полет прототипа D-520 состоялся в октябре 1938 года.
Первые серийные D.520 в январе 1940 года поступили для войсковых испытаний в истребительную группу 1/3, где проходило также переучивание пилотов строевых частей на новый тип самолета.
Несмотря на многочисленные «детские болезни» (постоянный перегрев двигателя, ненадежная работа нагнетателя и нередкие отказы вооружения), истребители «Девуатин» быстро завоевали признание у летчиков благодаря своей отличной маневренности, удобной кабине с хорошим остеклением фонаря и неплохим взлетно-посадочным характеристикам. А за изящный, красивый силуэт D.520 вскоре прозвали «мисс Франция».
В процессе серийного выпуска систему охлаждения двигателя доработали, что позволило «выжимать» из мотора его максимальную мощность.
Скорость самолета повысилась до 530 км/ч. К сожалению французов, темпы производства увеличивались медленно, и к 10 мая 1940 года, когда немцы начали «молниеносную» войну на Западе, завод в Тулузе построил 246 D.520, из которых в ВВС попали только 76 машин.
Единственным боеспособным подразделением, вооруженным истребителями «Девуатин», оставалась группа 1/3, имевшая 34 исправных самолета этого типа.
В боевые действия летчики истребительной группы 1/3 вступили 13 мая, уничтожив в воздушных боях три разведчика Hs 126 и бомбардировщик Не 111 без всяких потерь со своей стороны.
На следующий день пилоты записали на свой счет еще шесть сбитых вражеских самолетов, в том числе два истребителя Bf 109 и два Bf 110.
На этот раз с задания не вернулись два D.520. Результаты первых схваток в небе показали, что «Девуатин» несколько уступал одномоторному «Мессершмитту» в максимальной скорости, но зато превосходил его в маневренности.
На малых высотах Bf 109 обладал лучшей скороподъемностью, однако выше 3000 м преимущество в наборе высоты переходило к D.520.
С 20 мая приступила к боевым вылетам еще одна группа, оснащенная «Девуатинами», II/3, а в конце месяца сменила свои MS.406 на D.520 группа II/7. К этому моменту времени на основательное изучение самолета уже не оставалось, и летчики привлекались к выполнению боевых задач после двух-трех тренировочных вылетов на новой машине. В июне со сборочных линий завода в Тулузе сходили ежедневно десять истребителей, и это позволило перевооружить на «Девуатины» и другие части.
Когда 23 июня 1940 года маршал Петэн провозгласил перемирие, завод успел изготовить 438 Девуатинов D.520.
Выпуск продолжался и во время германского наступления, общий объем производства составил 905 машин. В основном эти самолеты использовались вишистской Францией и передавались другим союзникам Германии.
На рисунке вверху D 520 C1 из состава истребительной группы II/7 ВВС Виши. Тунис, 1942г.
|