Fokker D.XXI
Истребитель
Fokker
Fokker D.XXI - одномоторный одноместный истребитель, свободнонесущий низкоплан смешанной конструкции с неубирающимся шасси и закрытой кабиной пилота. Разработан под руководством Иржи Шацки на заводе компании Fokker, первый полёт 27 марта 1936 года. Эксплуатировался в ВВС Нидерландов, Финляндии и Дании.
Конструкция. Основой фюзеляжа стала ферма, сваренная из труб хромомолибденовой стали закрытая в передней части съемными панелями из легкого сплава "электон", а в задней - обшитая полотном. В передней части фюзеляж имел круглое сечение, в задней - эллиптическое. Кабина летчика располагалась посередине машины отапливалась горячим воздухом и полностью закрывалась прозрачным фонарем из триплекса и плексигласа. Для посадки летчика средняя секция фонаря раскрывалась по продольной оси. и левая часть откидывалась на петлях вниз. В аварийной ситуации ее можно было сбросить совсем. За сиденьем пилота несущая ферма фюзеляжа была развита вверх, образуя противокапотажную раму.
Крыло трапециевидной формы с округлыми законцовками имело два коробчатых лонжерона из спрюса (орегонской со сны) и фанерные нервюры (часть из них - кессонного типа). Обшивка носка выполнялась из "электона" а дальше - из фанеры, пропитанной бакелитовой смолой. Крыло несло посадочные щитки и элероны (стальной каркас, обтянутый полотном), крепившиеся к заднему лонжерону. На элеронах стояли флеттнеры.
Оперение имело металлический набор и целиком обтягивалось полотном. Стабилизатор снизу поддерживали подкосы а сверху он соединялся с килем расчалками. На рулях высоты устанавливались триммеры, а на руле поворота - флеттнер.
Шасси основного ("колониального") варианта D XXI по техническому заданию было неубирающимся. Колеса прикрывались каплевидными обтекателями с небольшой подножкой для механика. Свободнонесущие стойки, тоже капотированные имели масляно пневматические амортизаторы. Разработали и вариант с убирающимся шасси (с гидроприводом) - стойки складывались к оси самолета с укладкой колес в ниши крыла. Хвостовое колесо во всех случаях не убиралось. Оно имело механическую связь с рулем поворота и амортизировалось пакетом резиновых пластин. Для колеса предусматривался каплевидный обтекатель, но смонтировали его лишь на одном из опытных образцов.
На D XXI мог устанавливаться практически любой двигатель мощностью от 600 до 1100 л. с. По заданию предполагался английский мотор воздушного охлаждения Bristol "Mercury" VI-S (645 л. с.), но конструкторы проработали установку на самолет и других модификаций "Mercury", звеэдообразных двигателей Bristol "Perseus" X, Wright R-1820 "Cyclone", Pratt Whitney "Twin Wasp Junior", Hispano Suiza 14На, а также рядных V образных Rolls-Royce "Kestrel" IV и Hispano Suiza 12 Ycrs. Эти моторы должны были вращать различные двух- и трехлопастные винты изменяемого шага. Смещение центра тяжести при разных двигателях компенсировалось изменением емкости переднего (перед кабиной) и заднего (за кабиной) бензобаков. Дополнительный бак можно было разместить в левом полукрыле. Проектом предусматривалось протектирование всех бензобаков.
Не меньше вариантов подготовили по вооружению. "Колониальный" D.XXI должен был нести один 7,92-мм пулемет FN-Browning в фюзеляже (боезапас 500 патронов) и два таких же в крыле (300 патронов на ствол). Помимо того, существовало еще по крайней мере шесть схем размещения на истребителе двух-четырех пулеметов калибра 7,92 и 12,7 мм или сочетания их с 20-мм пушками "Madsen". "Oerlikon", "Hispano", включая компоновку с установкой моторпушки (на моторе Hispano Suiza 12Ycre). Еще больший выбор обеспечивался по приборам, электро- и радиооборудованию.
Всего было произведено 139 самолетов.
|