Авиация Второй мировой
На главную     Поиск на сайте
Самолеты Вооружение Фото и схемы Боевое применение CAMS 141 CAMS 161 LeO H.470 LN.401

Авиационное вооружение ВВС Франции

К середине тридцатых годов дюраль и сталь стремительно вытесняли из конструкции самолета дерево и перкаль. Цельнометаллический самолет уже в силу более высокой прочности металла оказался более защищен от пуль винтовочного калибра. К тому же быстрое наращивание мощности моторов позволяло более широко использовать средства пассивной защиты - бронеплиты, защищавшие экипаж, двигатель, масло и бензобаки. Появились бронестекла и протектированные баки. Все это требовало повышения эффективности средств поражения, и обычные винтовочные калибры уже стали непригодны, что стало очевидным из опыта воздушных боев в Испании.

Основные задачи, решавшиеся при разработках нового типа вооружения, состояли в дальнейшем наращивании скорострельности и мощности самих боеприпасов.

Эти задачи с успехом решались во французской компании Hispano-Suiza под руководством швейцарского инженера Марка Биркье (Marc Birkigt)*. Была разработана целая линейка авиационных автоматических пушек разных калибров, так называемой «400-й серии». В основе работы автоматики этого семейства лежал принцип, запатентованный американским оружейником Карлом Свебилиусом (Carl Swebilius) ещё в 1919 г. Суть его заключалась в использовании энергии отвода пороховых газов и коротком ходе затвора. При этом энергия небольшой порции отводимых пороховых газов использовалась только для отпирания затвора. Откат же затвора в заднее положение осуществлялось давлением газов на дно гильзы, как у автоматов с отдачей полусвободного затвора. Что касается принципа работы спускового механизма, то его Марк Биркье позаимствовал у итальянского конструктора-оружейника Альфредо Скотти (Alfredo Scotti).

В результате получилась довольно оригинальная разработка, с одной стороны сохранившая некоторую конструктивную преемственность с пушками «Эрликон», а, с другой, благодаря уменьшению массы затвора, обеспечившая существенный рост скорострельности с 300-500 у швейцарских пушек до 650-800 выстр./мин у французских.

Первой из них стала 23-мм пушка HS.401, авансом получившая серийное обозначение HS.8, за которой последовала 20-мм HS.402, после передачи в серийное производство получившая обозначение HS.9. Для более надежной экстракции гильзы после выстрела конструкторы изменили её донную часть, в результате чего фланец был увеличен в диаметре (по сравнению с эрликоновским патроном). При этом горловина гильзы и её конусная часть сохранились в неизменном виде и были аналогичны применявшимся в патронах 20x110RB и 23x120RB. Правда, высоту 23-мм «унитара» пришлось увеличить на 2 мм, что привело к изменению типоразмера 23x122 мм.

Если с HS.9 никаких серьёзных проблем не возникло и вскоре она была передана в серийное производство, то изменение принципа работы кинематики затвора на более мощной 23-мм пушке HS.401 в ходе испытаний показало, что повышение скорострельности требует более надежного упора гильзы в каморе патронника. Это вызвало необходимость увеличения угла конуса гильзы (которая становилась более «плечистой»), что отразилось в изменении конструкции патрона, а последнее, в свою очередь, вызвало изменения в конструкции патронника пушки. Казалось переработка его конструкции не вызывала проблем, но изменение геометрии упорного конуса привело к усложнению экстракции гильзы. При этом дальнейшая переработка последней тянула за собой дополнительный шлейф проблем, решение которых затянуло бы доводку на неопределённый срок и НS.401 так и осталась в опытных образцах.

Осталась на бумаге и следующая разработка — HS.403, в которой конструкция системы автоматики подверглась серьёзной ревизии, что позволило в дальнейшем, уже на её базе, сконструировать семейство авиационных автоматических пушек четырёх калибров. Именно в 1936 г. на испытания вышли:

- HS.404 калибра 20 мм, с длиной ствола 1700 мм под патрон 20x110 мм;

- HS.405 (облегчённая) калибра 20 мм с длиной ствола 1000 мм, предназначенная для установки на турелях бомбардировщиков под патрон 20x71 мм;

- HS.406 калибра 23 мм с длиной ствола 1150 мм для установки на турелях под патрон 23x122 мм;

- HS.407 калибра 23 мм с длиной ствола 1600 мм под патрон 23x122 мм.

Принцип действия всех четырёх пушек был одинаков, а все различия обуславливались только калибром и типоразмером применяемых боеприпасов, способом установки и наведения. В частности, турельные пушки снабжались рукоятками или упорами для облегчения наведения, а также системами ручной перезарядки.

HS.404 HS.405 HS.406 HS.407 HS.410 HS.411
Калибр, мм 20 20 23 23 25 30
Масса, кг 49 25 52 56,5 90 180
Длина, мм 2517 1760 2133 2583 3115 3680
Длина ствола, мм 1700 1000 1150 1600 2000 2340
Скорострельность, выстр/мин 700-750 760-780 620 580 510 470
Начальная скорость снаряда, м/с 850-880 600 840 900 970 930
Емкость магазина, патронов 15, 30 и 60 15, 30 и 60 15 и 30 45 и 60 30, 45 и 60 30 и 45
Масса снаряда (фугасный), г 123-130 123-130 200 200
Тип патрона 20х110 20х71 23х122 23х122 25х159,5 30х170

Надо отметить, что ни одна из перечисленных пушек не прошла испытания «без сучка и задоринки». Наибольшие проблемы с надёжностью работы возникли у 23-мм артсистем HS.406 и HS.407, которые были отправлены на доработку, а поражающие характеристики снарядов 20-мм облегчённой HS.405, которая также не продемонстрировала требуемой надёжности, вообще показались французским военным слишком слабыми. В тоже время, рост скорострельности вкупе с повышением поражающих характеристик боеприпасов, показанный HS.404, произвёл внушительное впечатление на французских военных, посчитавших это настолько значительным достижением, что приёмная комиссия на испытаниях практически проигнорировала такой недостаток как раннее отпирание затвора, что нередко приводило к прорыву пороховых газов при выстреле и разрыву тела гильзы, а также необходимость в обильной смазке патронов перед загрузкой в барабан, что приводило к быстрому снижению надежности при понижении температуры наружного воздуха с подъемом на высоту.

Как бы там ни было, но, несмотря на невысокую надёжность, пушка HS.404 была передана в серийное производство в 1936 г. Одновременно для неё была разработана широкая номенклатура боеприпасов типоразмера 20x110 мм, основными из которых были фугасный и фугасно-зажигательный с массой снаряда от 123 до 130 грамм. Фугасный снаряд содержал разрывной заряд массой 10,5 грамм пентолита или 10,2 грамма тетрила. Фугасно-зажигательный имел заряд массой 11,3 грамма (7,0 грамм тетрила плюс 4,3 грамма белого фосфора). Кроме того были разработаны бронебойные, бронебойно-зажигательные, учебно-тренировочные снаряды, как с трассером, так и без него. Тип патрона различался формой головной части снаряда и цветовой маркировкой. Масса снаряженного патрона составляла 0,225 кг (225 грамм). Очевидно, что достигнутое повышение тротилового эквивалента разрывного заряда при почти той же массе фугасного снаряда вкупе с повышенной скорострельностью являлось серьёзным достижением французских оружейников.

Ещё до окончания испытаний Марк Биркье приступил к работе над еще более мощными системами, призванными стать основой вооружения новых штурмовиков — 25-мм пушкой HS.410 под перспективные патроны 25x135,5 и 25x159,5, а также 30-мм HS.411 под патрон 30x170 мм.

Между тем, действующий прототип новой 20-мм автоматической пушки «Испано-Сюиза HS.404» был продемонстрирован летом 1936 г. на Парижском авиасалоне в Ле Буржее, где он был заявлен в качестве основы вооружения новейшего французского истребителя MS-406С-1, прототип которого (MS-40501) также можно было увидеть в экспозиции этой выставка мировых научно-технических достижений в области авиации.

В конце 30-х годов слух о высоких качествах авиапушек Hispano-Suiza быстро распространился по всему миру. Многие страны, в том числе и СССР, были заинтересованы в покупке авиационных пушек. Также интересовал вопрос о способах монтажа пушки в развале цилиндров. Однако французское министерство авиации уведомило компанию Hispano-Suiza о запрете продаж как технической документации на пушку, так и готового изделия без согласования с ним.

HS.404

20-мм пушка HS.404 в развале блока цилиндров двигателя Hispano-Suiza

Однако, способ монтажа авиапушек в развале цилиндров двигателя жидкостного охлаждения был освоен в СССР в 1936 г. на опытном истребителе Н.Н. Поликарпова И-17, оснащенным лицензионной версией двигателя Hispano-Suiza 12Ybrs. Известно также, что фирма Hispano-Suiza тесно сотрудничала с Советским Союзом. Осенью 1936 года в СССР поступил полностью комплектный D.510, с пушкой в развале цилиндров, (в то же время в Великобританию французы продали свой «Девуатин» вообще без пушки).

Отток капитала в зарубежные банки и экономический кризис 1937 года во Франции сказался и на производстве вооружения, и Марк Биркье вынужден был перевести производство в Женеву, а все его разработки в виде прототипов были переданы в государственную компанию «Завод вооружения Шательро» (Manufacture d'Armes Chatellerault), где предполагалось завершить разработку и ввести производство пушек в серию. Однако устранение недостатков, доводка и внедрение серьезно затянули их производство. К тому же для адаптации артсистем нужна была все техническая документация, однако она то как раз и отсутствовала, при разделе имущества фирмы Биркье смог доказать, что большая часть конструкторской документации принадлежит ему.

На новом месте Биркье не смог наладить производство пушек, денег хватило только на один сборочный цех, да и то без полностью необходимого оборудования. При этом, производственные мощности находились во Франции, а документация и интеллектуальный центр (часть конструкторов уехала вместе с Биркье) в Швейцарии. Фактически Марку Биркье пришлось заказывать комплекты пушек в государственную компанию Франции для окончательной сборки в Швейцарии.

В результате, не выдержав конкуренции с государственной компанией, швейцарская фирма «Испано-Сюиза» в 1938 году разорилась.

прим. админ.* - В 1933 г. Hispano-Suiza приобрела патент на производство только что разработанной швейцарской авиапушки «Эрликон FFS» (Oerlikon). Строго говоря, две фирмы просто обменялись патентами. Эрликон получил право пользоваться разработками Биркье на установку пушки в развале цилиндров рядных авиадвигателей, а Испано получила патентное право на производство новейшей 20-мм авиапушки.

Источники

  • "Авиационное стрелковое вооружение Франции 2 Мировой войны" /Евгений Аранов/
  • "Пушки «Испано»" /Пётр Каминский, Сергей Спичак/

Ссылки по теме

И-16 тип 17 с пушками ШВАК-20. Самолет пошел в серию, как развитие опытного И-16, тип 12. К слову сказать, пушечный И-16 никогда не воевал в Испании.

Первый серийный «Мессершмитт Bf 109B-l» выкатили из сборочного цеха в феврале 1937 г. 20-мм пушка MG FF/M в силу ряда причин еще не была установлена, но ее установка рашалась фактором времени.

He 112V-6, появившийся уже в июле 1936 г., казался перспективнее. Никакой испарительной системы охлаждения, снижавшей живучесть самолета, под мотором обычный радиатор. Широкая колея шасси, мощное вооружение, включая пушку и два пулемета в фюзеляже.

Амиот Блох Бреге Кодрон Девуатин Фарман Латекер Лиоре и Оливье Луара-Ньюпор Моран Солнье Потез

©AirPages
2003-