Авиация Второй мировой |
Франция | R C A F | R A A F | R N Z A F | Нидерланды | Италия | Румыния | Аргентина | Фотографии и схемы |
IAR-80ИстребительIARIAR 80 из состава 8-й ИАГ ВВС Румынии, осень 1941 г. © Михаил Быков Опытный образец самолета, обозначенного IAR 80, был изготовлен в декабре 1938 года, но различные мелкие доработки задержали его испытание почти на полгода. Только в апреле следующего года летчик-испытатель Димитру Попеску наконец занял свое место в кабине и поднял машину в воздух. В ходе последующих полетов IAR 80 в значительной мере оправдал ожидания конструкторов и превосходил по летным характеристикам не только польский PZL Р. 24, но и многие зарубежные истребители того времени. Самолет развивал скорость до 510 км/ч, а высоту 5000 м набирал за шесть минут. Представители ВВС, опробовавшие машину в полете, отметили ее хорошую маневренность и управляемость, но жаловались на отвратительный обзор из кабины, а также на недостаточную мощность двигателя на средних и больших высотах. Два пулемета винтовочного калибра, смонтированные на прототип в виде вооружения, к тому моменту вызывали улыбку у пилотов, знакомых с результатами воздушных боев в Испании. Серийный IAR 80 несколько отличался от опытного образца. В качестве силовой установки выбрали более мощный мотор Гном-Рон 14К IVc-32 (960 л.с.), снабженный немецким трехлопастным винтом типа VDM изменяемого шага. Для улучшения охлаждения двигателя в задней части капота появились автоматически регулируемые створки, а из-за смещения центра тяжести фюзеляж удлинили на 74 см. Кабина стала полностью закрытой -ее слегка каплевидная сдвижная часть выполнялась из цельного куска органического стекла. Несколько изменилась конструкция хвостового оперения, площадь и высота киля увеличились. Со щитков главных колес шасси убрали сложные откидные их элементы - источники проблем при эксплуатации самолета на грунтовых аэродромах. Отныне колеса в убранном положении закрывались лишь наполовину. Размах крыла повысился с 10 до 10,5 метра, и одновременно возросла его площадь. С плохим обзором пилота в конце концов смирились - его нельзя было улучшить без серьезной переделки истребителя. Серийный IAR 80, вооруженный четырьмя 7,9-мм пулеметами, весил на 270 кг больше прототипа и имел немного худшие летные данные. Он развивал скорость 500 км/ч, а высоту 5000 м набирал за 5 мин 50 сек. До конца 1940 года со сборочных линий сошли первые 20 IAR 80, затем еще 30 в начале следующего года. Начиная с 51-го экземпляра самолет оборудовали дополнительной парой пулеметов Браунинг-FN. Таким образом, количество стволов достигло шести. Завод построил 65 таких машин под обозначением IAR 80A. У позднее выпущенных 25 истребителей этого варианта одну пару 7,9-мм пулеметов заменили двумя пулеметами калибра 13,2 мм той же бельгийской фирмы «Браунинг». Оборудование кабины пополнили более современной радиостанцией. Эффективное использование на фронте немецких пикирующих бомбардировщиков Ju 87 навело командование румынских ВВС на мысль обзавестись собственным подобным оружием. Переоборудованный для этой цели IAR 80A под номером 75 оснастили подкрыльевыми подвесками для двух 50-кг бомб, а также подфюзеляжной трапецией, на которой размещалась бомба весом 225 кг. В пикирующем полете трапеция отклонялась и выносила бомбу за плоскость вращения винта. Доработки включали в себя усиление конструкции в соответствующих местах, увеличение размаха крыла на 20 см и небольшое сокращение длины стоек шасси, чтобы освободить место для трапеции. Аэродинамические тормоза не устанавливались. Их роль играли закрылки, автоматически выпускающиеся при угле пикирования в 60°. Испытания истребителя-бомбардировщика с наименованием IAR 81 прошли довольно успешно, и всего было построено 50 таких машин в трех сериях. Учтя пожелания фронтовых пилотов, фирма IAR запустила в производство истребитель IAR 80B с усиленным бронированием кабины и топливных баков. Для улучшения маневренности самолета на больших высотах размах его крыла увеличили до 11 м. 20 построенных машин этой модификации, вооруженных четырьмя 7,9-мм пулеметами и двумя 13,2-мм, дополнили 11 IAR ЗОВ с двумя подвесными топливными баками емкостью по 100 л. Последние могли применяться для сопровождения бомбардировщиков дальнего радиуса действия. С аналогичными доработками завод изготовил 29 истребителей-бомбардировщиков IAR 81A, у которых топливные баки подвешивались под плоскостями крыла вместо 50-кг бомб. 50 самолетов следующего варианта, IAR 81B, отличались от предшественников только более мощным вооружением, состоявшим из четырех 7,9-мм пулеметов Браунинг-FN и двух 20-мм пушек «Икариа» (боезапас по 60 снарядов), производившихся в Румынии по лицензии фирмы «Эрликон». В чисто истребительной версии IAR 81B развивал скорость 465 км/ч на высоте 4500 м. Последней серийной модификацией машины стал IAR 81C, построенный в количестве около 100 единиц и имевший вместо пушек «Икариа» немецкие 20-мм пушки Маузер MG 151 с боезапасом по 175 снарядов на ствол. Всего предприятие IAR до 1943 года построило около 400 самолетов IAR 80 и 81 всех вариантов, а затем перешло на лицензионный выпуск Мессершмитгов Bf 109G-2. Румыния | IAR 80 | Фото и схемы | |