Авиация Второй мировой

Home English

MB.130

Бомбардировщик-разведчик

Bloch

MB.130
  • Бомбардировщик-разведчик
  • Первый полет: 1934
  • Bloch

MB.130 - В августе 1933 г техническая служба ВВС подготовила задание на новый многоцелевой боевой самолет, объединяющий роли бомбардировщика, разведчика и дальнего самолета сопровождения.

При этом восемь фирм вступили в борьбу за заказы на его серийное производство. Шесть самолетов дошли до стадии опытных образцов: Амио 144, Борделез 80, Блок 130, Бреге 460, Фарман 420 и Потэ 541. Еще два, Кузинэ 190 и Девуатин 420, остались на чертежных досках.

Марсель Блок тогда предложил МВ.130A. Он в первый раз поднялся в воздух 8 июня 1934 года в Виллакублэ. Силовая установка самолета состояла из двух двигателей Gnome-Rhône 14 Kdrs мощностью 760 л.с.

Неубирающееся шасси в обтекателях -"штанах" довольно быстро заменили современным убирающимся. Двигатели замени на 870-сильные Gnome-Rhône 14 Kirs/Kjrs. Оборонительное вооружение пополнила надфюзеляжная турель с MAC 34. Модернизированный таким образом вариант MB.130B взлетел 3 апреля 1935 года. После некоторой доводки машины в октябре 1935 г. выдали заказ на 40 самолетов МВ.130M в варианте торпедоносца.

Однако, к этому времени и штаб ВВС, и сотрудники "Авьонс Марсель Блок" начали осознавать то, что сама концепция многоцелевого самолета устарела. Блок начал работу над более современным и одновременно более специализированным самолетом, MB.131RB4 - бомбардировщиком-разведчиком с экипажем из четырех человек, не имевшим ничего общего с МВ.130. В связи с этим заказ на предыдущую машину положили "под сукно", ожидая результатов испытаний опытного образца нового самолета.

Характеристики MB.130A
Экипаж 3
Размеры
Размах крыла, м 18,84
Площадь крыла, м²
Длина самолета, м 15,56
Высота самолета, м 5,80
Силовая установка
2 × ПД Gnome & Rhone 14Kdrs, мощностью, л.с. 2 × 760
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета
Нормальная взлетная 6570
Летные данные
Максимальная скорость, км/ч 340
Крейсерская скорость, км/ч 280
Практический потолок, м
Практическая дальность, км

Вооружение. Три 7,5-мм пулемета MAC 34
(по одному в носовой части, в турели в верхней части фюзеляжа и в подфюзеляжном куполе); бомбовая нагрузка до 800 кг.

Фото Описание
Схема Bloch MB.130A Схема Bloch MB.130A

MB.131 (134)

Бомбардировщик-разведчик

MB.131
  • Бомбардировщик-разведчик
  • Первый полет: 1936
  • Bloch

В конце 20-х - начале 30-х годов казалось, что французские самолетостроители состязаются друг с другом в создании эстетически совершенно непривлекательных боевых самолетов. Французские конструкторы явно тяготели к угловатым громоздким монстрам. Их машины лишь в незначительной степени делали уступки требованиям аэродинамики. Замеченное всеми появление MB.131 летом 1936 г. означало коренное изменение этой тенденции. Это был цельнометаллический разведчик-бомбардировщик с нижним расположением крыла, убирающимся шасси, обшивкой, приклепанной впотай. Если его нельзя было назвать изысканным, то во всяком случае, он по внешнему виду явно не уступал самым современным бомбардировщикам, запускавшимся тогда в производство в Германии, в Советском Союзе и по другую сторону Атлантики. Однако, впоследствии оказалось, что этот самолет не имеет потенциальных возможностей для дальнейшего совершенствования , необходимых для того, чтобы удержаться на переднем крае мирового самолетостроения в период, когда развитие военной авиационной техники многократно ускорилось.

МВ.131 № 1 был изготовлен на заводе в Курбевуа и окончательно собран в Виллакублэ. Там он совершил свой первый полет 12 августа 1936 г. Второй опытный экземпляр, Блок MB.I31RB5 № 2, выставили в ноябре того же года на Салоне аэронавтики в Париже. Он отличался от первой машины местом для дополнительного члена экипажа. Верхнюю турель сдвинули дальше назад и ввели нижнюю. Увеличили ширину киля Ликвидировали подкосы стабилизатора. Эта машина совершила свой первый полет 5 мая 1937 г. Немного ранее, в декабре 1936 г., первый опытный самолет перелетел из Виллакублэ в Мариньян для проведения официальных испытаний военными летчиками из испытательного центра СЕМА (французского аналога нашего НИИ ВВС) Дальнейшие испытания специалистами СЕМА проходили в Виллакублэ в апреле. Заказ на 40 МВ.130М заменили на такое же количество MB 131.

На обоих опытных экземплярах стояли 14-цилиндровые звездообразные моторы воздушного охлаждения Гном-Рон 14К "Мистраль Мажор", развивавшие мощность 870 л.с. на высоте 3200 м и 900 л.с. на 4200 м. Летом 1937 г., когда фирму "Авьонс Марсель Блок" поглотило объединение SNCASO, эти двигатели заменили на Гном-Рон 14N 10/11, которые при той же мощности имели лучшее охлаждение цилиндров, карбюратор с высотным корректором и другие усовершенствования.

Первая серийная машина, вышедшая из цехов завода SNCASO в Шатеру, поднялась в воздух в мае 1938 г. Первая серия из 14 самолетов (№№ 3-15) относилась к типу MB.131 R4. Это были четырехместные разведчики без бомбового вооружения. За ними последовали пять (№№ 16-20) MB. 131 Ins - учебных самолетов с двойным управлением. Второй опытный экземпляр тоже переделали в МВ.131 Ins и сдали ВВС. Девятнадцатый серийный самолет (№ 21) стал первым МВ.131 RB4, предназначенным на роль разведчика-бомбардировщика. Впоследствии построили около 100 машин этой модификации (МВ.131 RB.4№ 122 был сдан разведывательной авиагруппе GRI/36 в октябре 1939 г.) на заводах SNCASO в Шатеру и Бордо.

Характеристики MB.131
Экипаж 4
Размеры
Размах крыла, м 20,30
Площадь крыла, м² 54,00
Длина самолета, м 17,85
Высота самолета, м 4,10
Силовая установка
2 × ПД Gnome- Rhоne 14N-10/11, мощностью, л.с. 2 × 950
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 4690
Нормальная взлетная 8600
Летные данные
Максимальная скорость, км/ч 350
Крейсерская скорость, км/ч 270
Практический потолок, м 7250
Практическая дальность, км

Вооружение. Три 7,5-мм пулемета (по одному в носовой части, в турели в верхней части фюзеляжа и в подфюзеляжном куполе); до 800 кг бомбовой нагрузки.

Фото Описание
Схема Bloch MB.131 Схема Bloch MB.131

Испытывалась только одна дополнительная модификация базового МВ.131. Это был MB.133, взлетевший 1 октября 1937 г. На нем сохранили фюзеляж МВ.131 в сочетании с двухкилевым оперением с овальными килевыми шайбами. Моторы "Гном-Рон" уступили место двигателям Испано-Сюиза 14АА, тоже звездообразным. Так же был построен один прототип МВ.134 с двумя двигателями Гном-Рон 14N-48/49 мощностью 1140 л. с.

Фото Описание
Схема Bloch MB.134 Схема Bloch MB.134

Поставки МВ.131 французским ВВС начались летом 1938 г. В сентябре 22-я эскадра в Шартре начала переучивание на новую технику. В январе 1939 г. за ней последовала 1 -я группа 5-й эскадры (GRI/55) на аэродроме Брон под Лионом. Следующей весной на МВ.131 перешла 14-я отдельная авиагруппа (GAA14) в Мурмелоне и 1-я группа 35-й эскадры (GRI/35). На 3 сентября 1939 г. французские ВВС включали несколько авиачастей на МВ.131 - GAA14, GRI/ 22, GRII/22, GRI/35, GR1/55, GRII/55 во Франции и GR1/61 в Северной Африке.

С самого начала боевых действий МВ.131 из GAA14, GRII/22 и GRII/55 начали выполнять дневные разведывательные полеты над Сааром и районом Пфальца, а по ночам летали над долиной Дуная. Однако вскоре стало очевидно, что данные самолетов этого типа недостаточны для действий днем. Машины уже устарели и их применение вскоре ограничили исключительно ночными операциями. Затем началось перевооружение на новые самолеты Потэ 63.11. Часть самолетов, сданных другим разведывательным группам, досталась GRI/36 и GRII/36, применявшим на фронте смесь Потэ 540, Потэ 637 и MB. 131 до перехода на Потэ 63.11.

К 10 мая 1940 г. все группы, за исключением GRI/61, летавшей на МВ.131 в Северной Африке, уже заменили материальную часть и старые самолеты практически исчезли из состава частей первой линии французских ВВС в Европе.

MB.135

Средний бомбардировщик

MB.135
  • Средний бомбардировщик
  • Первый полет: 1939
  • Bloch

В конце 1930-х гг. французы отличились целой серией оригинальных проектов, многие из которых нашли своё воплощение в реальности. К числу неординарных самолётов можно отнести и Bloch MB.135 - четырехмоторный средний бомбардировщик.

Схема с четырьмя двигателями была выбрана не случайно. Большинство самолётов этого класса оснащались в те годы двумя двигателями, но найти подходящую силовую установку, которая не потребляла бы много топлива и развивала большую мощность, было делом проблематичным. Выход из этой ситуации напрашивался один - установка четырех двигателей меньшей мощности. Увеличившиеся геометрические размеры самолёта компенсировались при этом возросшей дальностью полета и скоростью. Кроме того, многодвигательная схема давала экипажу больше шансов выжить, при выходе из строя одного-двух моторов.

Проект самолёта МВ.135 базировался на ранней разработке МВ.134В4, подготовленной по спецификации А21 от 1936 г. Двухдвигательный Bloch проиграл тогда бесспорному фавориту - бомбардировщику LeO.451, однако инженеры фирмы решили не сдаваться просто так. В следующем году был подготовлен новый проект с четырьмя моторами Gnome-Rhone GR-14M-6/M-7 (прав/лев вращения) и усиленным оборонительным вооружением, хотя в целом конструкция почти не претерпела изменений.

Постройку первого прототипа МВ.135В4 No.1 (МВ.135-01) начали на заводе фирмы Bloch, но в 1938 году частично собранный бомбардировщик перевезли в Виллакубли, где довершили его сборку. Опытный образец 29 января 1939 года облетали шеф-пилоты SNCASO Рене Ле Бейл и Жан Лапьер. По отзывам летчиков МВ.135 не имел существенных недостатков и мог быть рекомендован к серийной постройке. И все же, небольшие улучшения были внесены. Бомбардировщик простоял в ангаре до весны и был готов к следующему этапу испытаний, как вдруг выяснилось, что в серию машина не пойдет. Министерство авиации мотивировало это тем, что заводы перегружены заказами по выпуску новых самолётов и добавлять к ним ещё один не имеется возможности.

МВ.135 так и остался в единственном экземпляре и после прихода немцев был отправлен на слом.

Характеристики MB.131
Экипаж 4
Размеры
Размах крыла, м 21,30
Площадь крыла, м² 61,00
Длина самолета, м 15,25
Высота самолета, м 3,91
Силовая установка
4 × ПД Gnome- Rhоne 14M-6/7, мощностью, л.с. 4 × 750
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 5890
Нормальная взлетная 9900
Максимальная взлетная 11510
Летные данные
Максимальная скорость, км/ч 500
Крейсерская скорость, км/ч 425
Практический потолок, м 10000
Практическая дальность, км

Вооружение. Два 7,5-мм пулемета MAC 34 и одна 20-мм пушка Hispano, до 1350 кг бомбовой нагрузки.

Источники

  • Авиационный сборник 10. Авиация во Второй Мировой войне. Самолеты Франции
  • Бомбардировщики Второй Мировой войны 1939-1945 /Владимир Котельников./