Авиация Второй мировой

Home English

MB.152 "Bloch"

Истребитель

Bloch

MB.152 Bloch

Работы над цельнометаллическим монопланом с убирающимся шасси и двухрядным звездообразным двигателем фирма «Bloch» вела исключительно за свой счет, в инициативном порядке. Конструкторское бюро возглавлял инженер Морис Руссель. Опытный образец истребителя, обозначенного MB. 150, был построен на заводе фирмы в Курбевуае в середине 1936 года. Прототип "Bloch" 150-01, положивший начало производства одноместных французских истребителей, едва ли мог похвастаться удачным началом своей "карьеры" - дважды, в июне и в августе, он не мог оторваться от земли во время испытательных полетов. После значительных доработок и замены двигателя на более мощный, "Гном-Роне", 29 сентября 1937 г. полет состоялся. Цель последовавших затем изменений - подготовить самолет к производству. Он был заказан под индексом "Bloch"-151. Однако вместо более чем двухсот истребителей, предназначенных для французских ВВС, 1 апреля 1939 г. поставлен был только один. Невысокие летные качества вкупе с перегревом двигателя и плохой работой контрольных приборов привели самолет, после некоторых переделок, к переквалификации в учебную машину. Построено было только 140 самолетов. В апреле 1938 г. был подписан контракт на еще три модели, которые появились под номерами 152, 153, 154. Стадии промышленного производства достиг только 152. "Bloch" 152-01, существенно отличавшийся от своего предшественника, имел двигатель "Гном-Роне" и впервые поднялся в воздух 15 декабря 1938 г. Выпуском этого самолета занимались заводы SNCA du Sud Ouest, поглотившие к тому времени компанию Марселя Blochа. Первые заказы на "Bloch" 152 поступили на 288 самолетов, но к началу войны укомплектована была только одна эскадрилия, причем её самолеты были не готовы к боевым действиям. К январю 1940 г. французские ВВС имели более сотни "Bloch" 152, которые могли летать, и вдвое больше самолетов, которые летать не могли, так как у них не было пропеллеров. В целом на вооружение поступило 482 самолета, но к концу июля 1940 г. из них осталось только две трети. Многие уцелевшие самолеты использовались ВВС правительства Виши, 20 были переданы немцами Румынии. Почти в то же время Королевские ВВС Греции получили из Франции 9 самолетов "Bloch" 152 (из 25 заказанных).

Фирма SNCASO не ограничилась только выпуском MB. 152, и незадолго до начала войны конструкторское бюро Марселя Bloch разработало еще несколько вариантов истребителя «Bloch». Среди них были самолеты, оснащенные американскими силовыми установками. С октября 1938 года велись работы над MB. 153 с мотором Пратт-Уитни R-1830-SC3G «Твин Уосп». Опытный образец MB. 153-01 совершил первый полет в апреле 1939 года, затем испытывался в СЕМА и был возвращен для внесения доработок в конструкцию. После повторных испытаний он был принят представителями ВВС и летал затем на юге Франции. Истребитель MB. 154 планировалось оборудовать двигателем Райт R-1820-G205A, но этот мотор поступил в страну уже тогда, когда в нем не было никакой надобности.

Лучшего результата инженеры добились простым совершенствованием Bloch МВ.152 с двигателем Гном-Рон 14N49 и воздушным винтом «Шавьер 371». Таким образом, возник MB. 155, разработанный под руководством ведущих конструкторов фирмы SNCASO Г. Фандо и Л. Серванти. Прототип MB. 155, впервые взлетевший 3 декабря 1939 года в Деоле, представлял собой простую переделку серийного МВ.152, на котором смонтировали гладкий капот большего диаметра, переместили маслорадиатор из-под левого крыла в обтекатель воздухозаборника карбюратора и ликвидировали подкосы горизонтального оперения. Для улучшения аэродинамической формы фюзеляжа между противопожарной перегородкой и седьмым шпангоутом установили накладные закругленные фальшборта. Немного позднее элероны самолета оборудовали триммерами, а воздушный винт «Шавьер» заменили винтом «Bloch». Из-за недостаточной прочности хвостового оперения пришлось вновь установить подкосы стабилизатора. Опытный образец MB. 155 испытывался до весны 1940 года и в целом показал удовлетворительные летные характеристики. По сравнению с МВ.152 он имел немного лучшую маневренность и на 25 км/ч превосходил своего предшественника по максимальной скорости. Серийное производство нового «Blochа» планировалось развернуть в Деоле, где происходила, главным образом, окончательная сборка самолетов из агрегатов, поставляемых предприятиями-субподрядчиками. Первый серийный MB. 155 был облетан 3 апреля 1940 года и отличался от прототипа немного расширенными, закругленными бортами фюзеляжа, благодаря чему появилась возможность увеличить емкость топливного бака с 427 до 480 л. Козырек фонаря кабины также приобрел закругленную форму, и внутри него предполагалось разместить плоское бронестекло «триплекс». Вооружение осталось прежним: две 20-мм пушки и два 7,5-мм пулемета с магазинами барабанного типа. До середины июня со сборочных линий сошли три MB. 155, а к концу войны темпы производства возросли до трех машин в день. Серийный выпуск истребителей прекратился только тогда, когда немецкие войска были уже рядом. 18 июня два МВ.155 погибли под вражескими бомбами на аэродроме, а оставшиеся самолеты были эвакуированы на юг Франции.


Характеристики Bloch
MB.152 MB.155
Экипаж, чел 1 1
Размеры
Размах крыла, м 10.54 10.54
Длина самолета, м 9.10 9.05
Площадь крыла, м² 17.32 17.32
Высота самолета, м 3.03 3.03
Силовая установка
Gnom-Rone 14N49, мощностью л.с. 1060 1060
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 2158 2140
Максимальная взлетная 2748 2900
Летные данные
Максимальная скорость, км/ч 500 525
На высоте, м 5500 5500
Дальность полета, км 540 750
Потолок, м 10000 10000
Вооружение
2 × 20-мм пушки и 2 × 7,5-мм пулемета MAC 1934-M39
Фото Описание
Схема MB.152 Схема MB.152 C1
MB.152 Опытный Bloch MB150-1M с подфюзеляжным маслорадиатором и улучшенным капотом двигателя.

Источники

  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/
  • "50 лучших истребителей Второй мировой войныи" /Геннадий Корнюхин/