MC.202 "Folgore"
Истребитель
Macchi
MC.202 из состава 151-й эскадрильи 20-й группы ВВС Италии, пилот - Э.Тарантола, сентябрь 1942 г. © Михаил Быков
Стремясь улучшить летные характеристики МС.200, Марио Кастольди уже в 1938 году начал проектирование истребителя МС.201 с более мощным звездообразным 1000-сильным опытным двигателем Фиат А.76 R.C.40.
Самолет практически не отличался от предшественника, за исключением меньшего миделя фюзеляжа, и это могло способствовать быстрому запуску машины в серию. Однако мотор так и не покинул стадии доводки, и очевидным выходом из положения стало оснащение истребителя рядным двигателем с меньшим лобовым сопротивлением. Поскольку такого мотора в Италии не имелось, пришлось приобрести в Германии лицензию на производство DB 601А мощностью 1175 л.с.
С целью сокращения сроков создания нового истребителя конструкторское бюро фирмы «Макки» использовало крыло, шасси и хвостовое оперение самолета МС.200. В узком изящном фюзеляже разместили рядный двигатель жидкостного охлаждения и кабину пилота с новым остеклением фонаря, средняя часть которого откидывалась вправо, как у немецкого Bf 109. Задняя часть фонаря вначале также была остекленной, но на серийных машинах вместо нее остался только обтекатель с характерными боковыми «карманами».
Четыре топливных бака располагались в фюзеляже и крыле, и все протектировались. Вооружение цельнометаллического истребителя включало в себя обычные для итальянцев два 12,7-мм синхронизированных пулемета Бреда-SAFAT с боезапасом по 360 патронов каждый. Оба пулемета размещались над мотором, что повышало точность стрельбы.
Опытный образец самолета, обозначенного МС.202 и позднее получившего название «Фольгоре» (буквально "Удар молнии" - итальянским военным самолетам были даны официальные прозвища, которые однако редко, если не сказать вообще, не использовались пилотами), впервые поднял в воздух 10 августа 1940 года летчик Гвидо Карестиато. По сравнению с МС.200 новый истребитель показал значительно лучшие летные данные.
Его максимальная скорость возросла до 599 км/ч, а высоту 6000 м самолет набирал менее чем за 6 минут. Таких характеристик в то время не имел ни один из итальянских истребителей, и машину вскоре запустили в серию. Одновременно с июня 1941 года началось изготовление немецких двигателей, которым было присвоено обозначение RA 1000 R.C.41. Фирма «Альфа Ромео», отвечавшая за поставку моторов, строила их в довольно ограниченном количестве, и поэтому производство МС.202 велось параллельно с выпуском последних модификаций МС.200 на тех же заводах.
Всего сборочные цеха предприятий покинули около 1150 истребителей МС.202 различных серий, отличавшихся незначительными изменениями в конструкции. Например, «Фольгоре» первых серий имели задний обтекатель неубирающегося хвостового колеса, впоследствии не устанавливавшийся. Начиная с VII серии самолеты оснащались двумя дополнительными крыльевыми 7,7-ми пулеметами и усиленным бронированием, включавшим бронезаголовник пилота и лобовое бронестекло фонаря кабины. Среди последних вариантов выпускался истребитель-бомбардировщик МС.202СВ, способный нести две бомбы по 50-160 кг.
Между тем в ходе войны конструкторское бюро фирмы «Макки» основательно модернизировало истребитель, установив на нем новый немецкий двигатель Даймлер-Бенц DB 605 мощностью 1475 л.с. Внешне новый самолет, обозначенный вначале MC.202bis, а затем MC.205V «Велтро» (Борзая), отличался от предшественника только измененным коком, убирающимся хвостовым колесом и устройством маслорадиатора. Первый полет он совершил 12 апреля 1942 года, а серийные истребители начали поступать в авиачасти в апреле 1943 года. Вооружение MC.205V вначале составляли два 12,7-мм пулемета в носовой части фюзеляжа и два 7,7-мм пулемета в крыле.
На самолетах III серии крыльевые пулеметы заменили 20-мм пушками MG 151. MC.205V «Велтро» являлись лучшими истребителями Италии, но до капитуляции страны заводы изготовили всего 66 таких машин. В последующем некоторое количество MC.205V было изготовлено под немецким контролем, и еще небольшое число самолетов выпустили уже в послевоенное время.
С.202 в боевых действиях
Первые серийные C.202, серий II и III, были поставлены в июле 1941 года. К этому времени, Италия уже год была в состоянии войны и вступила в период чувствительных поражений. «Новые» истребители 1939 года устарели по сравнению с французскими D520 и также не могли на равных сражаться с Харрикейнами и Спитфайерами, с которыми они столкнулись в битве над Францией, Англией, Грецией и в Северной Африке. И только с приходом в Северную Африку самолетов Люфтваффе было сломлено общее превосходство истребителей RAF в воздухе. Деморализованные итальянские пилоты, с их устаревшими CR.42s, G.50s и C.200s получили дополнительные обязанности по сопровождению немецких Штук, защиты конвоев и пунктов обороны.
4-й штормо* нес эмблему скачущего коня, эмблему аса Первой мировой войны Франческо Баракка (Baracca), погибшего в Ливии в 1918 году во время наступления на Уэйвелл. Полк начал летать летать на C.200-х, затем некоторое время находился в Югославии, прежде чем вернулся на свой домашний аэродром Гориция. Там 9-я группа 4-го штормо начала переоснащение на C.202 Folgore. 9-я группа провела лето 1941 года в освоении нового истребителя и совершенствования техники пилотирования. В конце сентября полк приземлился в Comiso, Сицилия, где он и присоединился к 10-й группе, оснащенной старыми C.200, для предстоящего наступления на Мальту.
30 сентября C.202 вступил в свой первый бой, когда лейтенант Frigerio сбил Харрикейн в воздушном бою над Комизо. Позже в тот же день, 12 C.202-х сопровождали гидросамолет Cant Z.506, пытавшийся спасти сбитого британского пилота. Встретив семь Харрикейнов, итальянцы, как утверждается, сбили два. В октябре и ноябре, 9-я группа воевала на Мальте на самолете, который, наконец, превосходил Харрикейн во всех отношениях.
8 октября 1941 года 8-я группа из 2-го штормо, стоявшая с первых дней войны на защите Ливии, получила шесть C.202-х, но через неделю передала их в 1-й штормо. Незадачливая 8-я группа сражалась на C.200-х до самого конца войны. 17-я группа 1-го штормо получила новые Фолгоре на своем домашнем аэродроме в Кампоформидо, на северо-востоке Италии. По возвращении в Чампино, Рим, C.202-е были оснащены песчаными фильтрами для предстоящих операций в пустыне.
18 ноября 1941 года британцы начали операцию "Крусейдер", в ходе которой Фолгоре показали свою эффективность. Две эскадрильи 9-й группы сразу перелетели в Северную Африку без доработок в тропический вариант. 73-я эскадрилья, что осталась в Сицилии, продолжала вести фото-разведку над Мальтой. В декабре 1941 года обе группы из 1-го штормо, 6-я и 77-я, были переоснащены в тропический вариант. C.202-е из 9-й группы были, наконец, развернуты в Северной Африке. В конце 1941 года 10-я группа также перелетела в Горицию, чтобы пересесть с C.200-х на C.202-е. Таким образом, 7-й и 4-й штормо являлись элитными истребительными подразделениями Реджиа Аэронаутика, летающих на истребителях Макки.
"Итальянцы" в России. После нападения немцев на СССР по плану Барбаросса, Муссолини направил итальянские наземные и воздушные подразделения в Россию самостоятельно, потому что боялся, что Италия останется без своей части пирога при разделе России. Небольшая, по масштабам военных действий на Восточном фронте, итальянская 21-я группа воевала с весны 1942 года. Эта группа ранее входила в состав 57-го штормо, состояла из трех, и позднее четырех эскадрилий C.200-х. Когда 21-я группа встретилась с новыми советскими истребителями, такие как МиГи и ЛаГГи, итальянцы запросили новые самолеты для противодействия новым русским истребителям. Все, что оказалось доступно, это несколько С.202-х, 12 из которых прибыли в Ворошиловград, нынешний Луганск, в сентябре 1942 года. 12 Фолгоре, плюс два в варианте фото-разведчика, прибывших позже, были распределены среди четырех эскадрилий 21-й группы.
Когда русские предприняли наступление на Дону в конце осени 1942-го, 21-я группа была вынуждена вылетать (а чаще бездействовала), несмотря на ужасные погодные условия. К концу года итальянские армии на Дону были полностью разбиты и отступали. Последней боевой акцией группы стала штурмовка 17 января 1943-го наступающих советских войск в районе Миллерово, позднее группа была переброшена в Сталино (ныне Донецк), оттуда перелетела в Одессу и, наконец, в мае была отозвана в Италию. Подводя итоги, Фолгоре действовали "не особенно активно", только 17 самолето-вылетов без каких-либо заявленных побед и потерь. Девять Фолгоре вернулись в Италию, остальные пять были брошены, как непригодные к полетам.
* - истpебительный штормо (Stormo) - по отношению к структуре советских ВВС был примерно равен полку, так как состоял из двух групп (Gruppo), примерно равных дивизиону каждая, которые включали 2-4 эскадpильи (Squadriglia) по три звена (Sezione) каждая. Обычно три "штормо" обьединялись в дивизию (Divisione).
|