Авиация Второй мировой |
Франция | Самолеты | Амиот | Блох | Бреге | Кодрон | Девуатин | Фарман | Латекер | Лиоре и Оливье | Луара-Ньюпор | Моран Солнье | Потез | Фото и Схемы | |
MS.406ИстребительMorane-SaulnierMs.406 из состава LeLv 28, ВВС Финляндии, пилот У.Лехтовара, зима 1940 г. © Михаил Быков Первый предсерийный самолет впервые поднялся в воздух 3 февраля 1938 года, а четвертый MS.405, оборудованный двигателем жидкостного охлаждения Испано-Сюиза HS 12Y31 мощностью 860 л.с., был облетан 20 мая. Именно четвертый экземпляр машины послужил образцом для крупносерийного истребителя MS.406C1 (последние буква и цифра в наименовании буквально означали «одноместный истребитель»). Этот истребитель впервые во Франции был оборудован убирающимся шасси и закрытой кабиной пилота. В развале блока цилиндров мотора монтировалсь одна 20-мм пушка Испано-Сюиза HS.9 или HS.404 с запасом 60 снарядов (иногда замененная 7,5-мм пулеметом МАС1934 с боезапасом 300 патронов из-за нехватки пушек) и два 7,5-мм пулемета MAC 1934 в плоскостях крыла с запасом по 300 патронов на ствол в барабанных магазинах. В целом самолет отличался довольно консервативной, устаревшей конструкцией. По распоряжению министерства авиации выпуск самолетов MS.406 наладили на национализированном заводе SNCAO в Бужена, однако до конца 1938 года предприятие построило всего 27 истребителей этого типа. После завершения строительства предсерийных машин в декабре 1938 года к производству MS.406 подключился также завод фирмы «Моран-Солнье» в Пюто. Всего оба предприятия изготовили для ВВС Франции 1037 самолетов MS.406. Последний «Моран» покинул сборочный цех завода в Пюто в июне 1940 года. Довольно существенную роль сыграли «Мораны» в финских ВВС. Когда Финляндия в декабре 1939 года вступила в «зимнюю войну» с СССР, правительства Англии и Франции тут же оказали ей военную помощь. Из рук французов финны получили 30 новеньких истребителей MS.406, из которых сформировали группу Hlelv 28 под командованием майора Юсу. Боевые действия группа начала 4 февраля 1940 года и до подписания перемирия занесла на свой счет 16 воздушных побед. При этом один финский самолет был уничтожен, а 10 оказались совершенно небоеспособными из-за полученных в боях повреждений. После падения Франции еще 27 «Моранов» (в том числе несколько MS.410) поставили Финляндии немцы, и в преддверии новой войны с СССР финны отремонтировали и основательно модернизировали все французские машины, устранив многие их недостатки. Доработки включали установку немецкого коллиматорного прицела и радиооборудования, частичную замену гидравлических и пневматических систем, а также монтаж бронеспинки кресла пилота. В итоге финские MS.406 с успехом противостояли в воздухе устаревшим советским истребителям И-16 и И-153, использовавшимся на Карельском фронте до 1943 года. Благодаря пушечному вооружению «Мораны» применялись и для штурмовки наземных целей, а также охотились за паровозами, осуществлявшими снабжение советских войск по Кировской железной дороге. Зимой 1943 года в Финляндию поступила последняя партия MS.406 (30 штук) от немцев, но к тому времени новые советские истребители уже полностью господствовали в небе над Карелией. В тщетной попытке изменить сложившуюся ситуацию финские специалисты коренным образом модернизировали «Моран», оснастив его трофейным советским двигателем М-105 мощностью 1100 л.с. Более мощный мотор потребовал существенного увеличения поверхности радиаторов, поэтому передняя часть фюзеляжа самолета приобрела совершенно иной вид. Первый усовершенствованный истребитель, названный «Мёрко-Моран» («Моран-оборотень»), был готов к испытаниям в августе 1943 года и по сравнению со своим предшественником продемонстрировал гораздо лучшую скороподъемность и возросший потолок. Максимальная скорость самолета увеличилась до 525 км/ч. В качестве вооружения монтировались 12,7-мм пулемет БС в развале блока цилиндров двигателя и 7,5-мм французские пулеметы в крыле. Серийный выпуск «Мёрко-Моранов» разворачивался очень медленно, так как финны не имели развитой авиапромышленности, и до капитуляции Финляндии в сентябре 1944 года заводской цех покинуло только около десятка таких машин. После подписания перемирия они, наряду с другими «Моранами», участвовали в боях уже против немецких войск. К моменту окончания войны в Европе финские ВВС располагали 40 «Моранами» разных вариантов, и последние из них использовались в учебных целях до 1952 года. Самолёты | Моран-Солнье | MS.406 | MS.410 | |