Авиация Второй мировой

Home English

NC 223.4

Ночной бомбардировщик

Farman (SNCAC)

NC.223 F-AQJM

Ночной бомбардировщик NC 223.4 производства SNCAC (Societe nationale de constructions aeronau-tiques du Centre) - завод «Фарман» в Булонь-Бийянкуре. NC 223.4 разрабатывался параллельно с тяжелым бомбардировщиком NC 223.3 по специальному "трансатлантическому" заданию компании "Эр Франс". Требовался скоростной почтовый самолет для линий через Северную и Южную Атлантику. NC 223.4 использовал крыло, силовую установку и шасси бомбардировщика, но имел более совершенную аэродинамическую форму, чем его военный собрат. Фюзеляж имел большую высоту, изящный округлый полуостекленный нос и более заостренный козырек пилотской кабины. Заказали три самолета.

Первый из них поднялся в небо 15 марта 1939 г. в Туссу-ле-Нобль. Впоследствии его зарегистрировали как F-AQJM и дали имя "Камилл Фламмарион".

Весь экипаж NC 223.4 располагался в носовой части самолета. Первым сидел штурман, за ним сидел радист. Далее выше располагались бок о бок два пилота, а за ними бортмеханик. В отличие от бомбардировщика, все горючее содержалось в фюзеляже. Восемь баков под крылом вмещали 4960 л.

Силовая установка имела по два двигателя жидкостного охлаждения Испано-Сюиза 12 Y39, установленные тандемно, развивающие мощность по 910 л.с. каждый на высоте 3400 м.

Вооружение. Три 7,5-мм пулемета МАС 1934 в носовой части, одна 20-мм пушка HS 404 в надфюзеляжной и полуубирающейся подфюзеляжной турелях. Бомбовая нагрузка до 4190 кг.

NC 223.4 № 2 назвали "Жюль Верн" (F-ARIN), а № 3 - "Ле Верье" (F-AROA). В октябре 1939 г. "Камилл Фламмарион" совершил перелет из Франции в Рио-де-Жанейро. Он участвовал в поисках немецких кораблей "Адмирал граф Шпее" и "Адмирал Шеер".

NC 223.4. № 2 сдали авиации флота как морской разведчик. Моторы 12Y39 заменили на 12Y37, развивавшие 970 л.с. на высоте 1250 м и 1050 л.с. на взлете. Под фюзеляжем установили восемь бомбодержателей для бомб весом до 250 кг. Во входной двери, находившейся в хвостовой части на правом борту, смонтировали на шкворневой установке один 7,5-мм пулемет "Дарн" - больше для поднятия боевого духа экипажа, чем для реальной обороны.

После этого аналогичным образом были переделаны самолеты № 1 и 3 для того, чтобы сформировать новую часть морской авиации, эскадрилью В5. Эту часть действительно организовали в Орли в мае 1940г.

Всего было построено 70 самолетов всех модификаций.


Характеристики NC 223.4
Экипаж 5-6
Размеры
Размах крыла, м 33,58
Площадь крыла, м² 132,40
Длина самолета, м 22,00
Высота самолета, м 5,08
Силовая установка
4×ПД Hispano-Suiza 12Y-29, мощностью, л.с. 4×910
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 10550
Нормальная взлетная 19200
Летные данные
Максимальная скорость, км/ч 400
Крейсерская скорость, км/ч 280
Практическая дальность, км 2400
Практический потолок, м 8000
Вооружение
3 × 7,5-мм пулемета МАС 1934, 20-мм пушка HS 404, бомб до, кг 4190

Боевое применение. Применялся "Жюль Верн" эпизодически, 10 мая 1940 года, согласно плану "Диль", части французской армии оккупировали бельгийские острова чтобы их не успели занять немцы. Операция по десантированию прошла ровно по плану, но уже 15 мая немцы предприняли ответные меры. Прикрытие с воздуха осуществляли истребительные группы АС1 и АС2 (тяжелые истребители Potez 631, базировались в Кале-Марк), к которым позднее присоединились бомбардировочная эскадрилья АВ2 (пикирующие бомбардировщики LN.401) и истребительная группа GC II\8 (истребители Bloch 152). Немецкий десант, не без потерь, успешно продвигался вглубь острова, хотя ни немецкий флот, ни авиация отнюдь не господствовали на этом участке боёв. Пикировщики и истребители пытались помешать наступлению, но к концу дня остров все же оказался во власти немцев. Настала пора думать об эвакуации, но время было утеряно - единственное шоссе соединяющее острова находилось под контролем противника, а Luftwaffe наконец взяли инициативу в воздухе. Бомбардировщики из эскадрилий АВ1 и АВ2 снова попытались поддержать оборону, но активное противодействие со стороны немцев не дало им выполнить полностью боевую задачу.

В этой критической для французов ситуации в бой был послан единственный боеготовый тяжелый бомбардировщик NC.223.4 - днем 16 мая он совершил один боевой вылет на бомбардировку немецких колонн и хотя самолёт благополучно вернулся, был сделан правильный вывод о том, что следующий такой вылет может стать для него последним. С этого времени "Жюль Верн" перевели только на ночную работу. Некоторое время эскадрилья тяжелых бомбардировщиков простаивала без дела, поскольку штаб армии никак не мог определиться с назначением достойных для них целей. Наконец, в начале июня был выработан план налета на Берлин, что являлось скорее акцией морального устрашения. К полету решили подготовить "Жюль Верн" - в ночь с 7 на 8 июня, взяв с собой около полутоны бомб (в разных источниках масса бомбовой нагрузки различается) бомбардировщик взял курс на столицу Германии. Маршрут его полета пролегал по длинному обходному пути через Северное и Балтийское моря.

"Демонстрация силы" прошла тогда успешно, вот только положение на фронте усложнилось настолько, что о какой-либо координации действий с истребителями и наземными силами приходилось просто мечтать. А тут ещё "удар в спину" со стороны Италии - 10 июня Муссолини объявил Франции войну и начал наступление в районе Французских Альп. К счастью для последних их Альпийская Армия и приданные ей авиационные группы оказались намного удачливее северной группы войск и держали границу вплоть до подписания перемирия. В наказание, командование ВВС спланировало серию налетов на итальянские базы с применением новейших самолётов. Именно на юге пошли в бой американские бомбардировщики DB-7 и Martin 167F. Достаточно активно действовала и ночная авиация, причем в промежутке между 15 и 22 июня успели отличиться три NC.223, успешно отбомбившиеся по базам ВМФ в Италии, а все тот же "Жюль Верн" совершил удачный рейд на бензохранилище в Порто-Магера.

Несколько налетов до перемирия совершили на Италию. Капитуляция положила конец боевым операциям NC 223.4. Эскадрилью В5 1 августа 1940 г. переименовали в 5В, а затем перевооружили на самолеты Мартин 167. Три NC 223.4 возвратили в "Эр Франс". Самолеты обратно переделали в гражданские, вернув им первоначальные обозначения. "Ле Верье" сбили 27 ноября 1940 г. во время рейса в Ливан. Пилот Жилляме случайно угодил в самую середину морского сражения между англичанами и итальянцами в Средиземном море. Два оставшихся NC 223.4 находились на юге Франции, когда немецкие войска в ноябре 1942 г. оккупировали территорию, ранее контролировавшуюся правительством Виши. Их дальнейшая судьба неизвестна.

Фото Описание

Схема NC 223.4 SNCAC

NC 223.4, F-ARIN, "Жюль Верн"

NC 223.4, F-ARIN, "Ле Верье"

Источники

  • Авиационный сборник. Самолеты Франции
  • Полная энциклопедия мировой авиации /Дональд Д./

Ваше имя (Nick):
Ваш e-mail:
Введите число 5146563:
Ваш пост:

26 02 2020.

В свете того, что Франция вместе с СССР и англо-американцами подписала акт о безоговорочной капитуляции Германии, хотелось бы насобирать хоть какие-то успехи французов во Второй мировой войне. Ну вот пожалуйста, факт: "Еще в ночь с 7 на 8 июня 1940 г. французский "Жюль Верн" сбросил около полутонны бомб на Берлин".
---

26 02 2020.

Первоначально акт был подписан 7 мая в 02:41 по центральноевропейскому времени начальником штаба оперативного руководства Верховного командования вермахта генерал-полковником Альфредом Йодлем. Капитуляцию приняли от СССР — представитель Ставки Верховного Главнокомандования при командовании союзников генерал-майор Иван Алексеевич Суслопаров, от англо-американской стороны — генерал-лейтенант армии США, начальник Главного штаба Союзных экспедиционных сил Уолтер Беделл Смит. Акт подписал также заместитель начальника Штаба национальной обороны Франции бригадный генерал Франсуа Севез в качестве свидетеля.

При подписании капитуляции в ночь с 8 на 9 мая присутствовал, как представитель Верховного Главнокомандования советских войск, маршал Георгий Константинович Жуков. Верховное командование союзных войск представляли английский маршал авиации Артур В. Теддер, командующий стратегическими воздушными силами США генерал Спаатс и главнокомандующий французской армией генерал Делатр де Тассиньи. С германской стороны подписать акт безоговорочной капитуляции были уполномочены генерал-фельдмаршал Кейтель (который и поставил подпись с немецкой стороны), адмирал флота барон фон Фридебург и генерал-полковник авиации Штумпф.
---