Авиация Второй мировой

Home

NC 410

Многоцелевой гидросамолет

Farman (SNCAC)

NC.410
  • Многоцелевой гидросамолет
  • Первый полет: 1939
  • SNCAC

Разработка поплавкового бомбардировщика-торпедоносца NC.410 была начата в 1934 году по собственной инициативе компании Farman. Конструкторы Рока (Roca) и Каресса (Caressa) разработали двухмоторный цельнометаллический гидросамолет для дальней морской разведки и уничтожения надводных и подводных целей. В это время проект нес обозначение Farman F.410. В компании предполагали, что в ближайшее время у государства возникнет потребность в самолетах данного назначения.

Однако интерес к самолетам такого класса появился лишь в 1935 году и то в виде намека: французское адмиралтейство выпустило спецификацию MT/CTP-9 на создание боевого и разведывательного гидросамолета (Hydroavions Eclaireurs de Combat). 1 мая 1935 года требования спецификации были выданы четырём авиастроительным фирмам. Компания Farman предложила на конкурс переработанный в соответствии с требованиями адмиралтейства проект F.410. В 1936 году адмиралтейством были заказаны прототипы F.410 и его конкурентов - Amiot 150, Lioré-et-Olivier H.46 и Loire 150.

Национализация принесла французской авиационной промышленности бесчисленные сложности. После первоначальной дезориентации произошла перегруппировка опытно-конструкторских и производственных мощностей, сопровождавшаяся явным недовольством и сопротивлением части персонала (с быстро возникавшими забастовками и даже рядом случаев саботажа). Всё это неизбежно влияло на ход работ по созданию прототипа F.410, после национализации получившего новое обозначение - SNCAC NC.410 (также встречается написание NC.4-10).

Лишь 10 июля 1939 года первый и единственный NC.410, пилотируемый Люсьеном Купе (Lucian Coupet), совершил первый полет с аэродрома в Тус-ле-Нобль (Toussus-le-Noble), где он был изготовлен. Новый самолет представлял собой цельнометаллический низкоплан типично "фармановских" очертаний, рассчитанный на экипаж из пяти человек. Первые полеты NC.410 выполнил с сухопутного аэродрома, будучи оснащен временным неубирающимся колёсным шасси.

Силовая установка NC.410 состояла из двух 14-цилиндровых двухрядных радиальных двигателей воздушного охлаждения Gnome-Rhône 14Knrs/Kors, развивавших мощность 1010 л.с. (742 кВт) и вращавших винты в противоположных направлениях, как это было принято во Франции в те годы. На первом этапе испытаний двигатели постоянно перегревались, и все попытки устранить данный недостаток завершились безрезультатно. После двенадцати часов полетов они были заменены на более мощные моторы Gnome-Rhône 14N1/2, развивавшие по 1180 л.с. (867 кВт) каждый.

12 сентября 1939 года NC.410 под управлением Луи Жиро (Louis Giraud) наконец совершил первый полет в варианте гидросамолета с поверхности озера Берр (Berre), и казалось, что его летные характеристики должны удовлетворить требованиям заказчика. Однако время работало против машин данной категории. Во время прохождения летных испытаний во французском адмиралтействе пришли к выводу, что отправка в бой самолёта с подобными ЛТХ (максимальная скорость 320 км/ч, потолок 5500 м) была бы чистым самоубийством.

7 октября 1939 года единственный прототип NC.410 был переведен на авиабазу Сен-Рафаэль, где до весны 1940 года проводились приемо-сдаточные испытания. Когда Италия вступила в войну, французские власти, опасаясь налетов итальянской авиации, перегнали его в Бискаросс (Biscarosse) на западном побережье Франции. Однако наступление немцев вынудило вновь эвакуировать его, на сей раз в Баларюк-ле-Бен (Balaruc-les-Bains) на озере То (Étang de Thau). Наконец 23 июня самолет с французскими офицерами на борту перелетел в Алжир, в город-порт Бужи (Bougie, ныне Беджая [Bedjaya]). Там следы NC.410 теряются.

Характеристики NC.410
Экипаж 5
Размеры
Размах крыла, м 26,82
Площадь крыла, м² 89,12
Длина самолета, м 17,70
Высота самолета, м 7,66
Силовая установка
2 × ПД Gnome & Rhone 14N1/2, мощностью, л.с. 2 × 1180
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 8180
Нормальная взлетная 11200
Летные данные
Максимальная скорость, км/ч 320
Крейсерская скорость, км/ч 275
Практическая дальность, км 2000
Практический потолок, м 5500
Вооружение
1 × 7,5-мм пулемета Darne, бомб до, кг 400
Фото Описание
Схема NC 410 SNCAC Схема NC 410 SNCAC

NC 470

NC.470
  • Многоцелевой гидросамолет
  • Первый полет: 1937
  • SNCAC

Этот непривлекательный поплавковый гидросамолет появился на свет как созданная в порядке частной инициативы учебно-тренировочная машина для подготовки экипажей для морской авиации. Проект его под маркой Фарман F.470 подготовили в конце 1935 г. В феврале 36-го проект представили на рассмотрение секции гидроавиации технической службы ВВС. 8 марта французское адмиралтейство выставило требования об оснащении самолета двумя звездообразными моторами воздушного охлаждения Гном-Рои 9Акх "Юпитер" и доведении продолжительности полета до 6 часов. В то время предполагалось, что в заказ войдут десять машин без поплавков (хотя по проекту шасси являлось поплавковым). Дело в том, что на складах хранились излишние поплавки для торпедоносцев-бомбардировщиков F. 168, которые тогда как раз снимались с вооружения.

Вскоре после этого заводы фирмы "Фарман" вошли в государственный концерн "Сосьетэ насиональ де конструксьон эронавтик дю Центр " (SNCAC) и F.470 переименовали в NC.470. Опытный образец гидросамолета был изготовлен в Бийянкуре и собран в Туссу-ле-Нобль. 27 декабря 1937 г. он впервые поднялся в воздух, с сухопутного аэродрома на временном колесном шасси. Весной 38-го машину перегнали в Мариньян, где ее оснастили поплавками и продолжили заводские испытания.

Официальные испытания начались летом. В это время в Туссу-ле-Нобле уже заканчивали сборку десяти серийных NC.470. Седьмой серийный самолет поднялся в воздух 30 января 1939 г. Семь недель спустя, 9 марта, взлетел опытный NC.471-01. Пять экземпляров машин этой модификации заказали, добавив к первоначальному контракту. Они отличались только моторами Гном-Рон 9Kgr по 500 л.с. Фактически успели построить только упомянутый выше опытный образец.

NC.470 имел смешанную конструкцию. В высоко расположенном крыле стояли два металлических лонжерона, но нервюры были деревянными, а обтяжка - полотняной. Фюзеляж отличался каркасом из спруса (орегонской сосны) и несущей фанерной обшивкой. Экипаж располагался следующим образом. Два пилота сидели друг за другом по левому борту. Место для штурмана-бомбардира (он же фотограф) выделили в самом носу фюзеляжа. За пилотами последовательно располагались радист, бортмеханик и верхний стрелок.

Из-за нехватки самолетов для прибрежной разведки незадолго до начала Второй мировой войны французский флот превратил учебные NC.470 в патрульные машины. В конце августа 1939 г. была сформирована эскадрилья 3S4, оснащенная смесью поплавковых NC.470 и летающих лодок CAMS.55. К 3 сентября эта часть успела получить шестой, седьмой и восьмой серийные NC.470 и единственный NC.471. В ноябре того же года командование флота выясняло возможность заказа еще двух дополнительных партий NC.470, в 20 и 10 машин соответственно. Однако, нет никаких сведений о том, были ли эти заказы на самом деле размещены.

Планировалась модификация NC.472 с двумя моторами Пратт-Уитни S3H1-G "Уосп", но даже опытный образец ее не изготовлялся. 17 декабря 1939 г. французское адмиралтейство порекомендовало министерству авиации прекратить работы по этому варианту.

Дальнейшая судьба этих машин остается загадкой, хотя известно, что 14 NC.470 перешли в руки немцев в ноябре 1942 г. Часть из них была переделана под колесное шасси.

Характеристики NC.471
Экипаж 6
Размеры
Размах крыла, м 24,45
Площадь крыла, м² 95,00
Длина самолета, м 16,10
Высота самолета, м 4,85
Силовая установка
2 × ПД Gnome-Rhone 9Kgr, мощностью, л.с. 2 × 500
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 3710
Нормальная взлетная 6000
Летные данные
Максимальная скорость, км/ч 230
Крейсерская скорость, км/ч 190
Практическая дальность, км 1140
Практический потолок, м 600
Вооружение
1 × 7,5-мм пулемета Darne над фюзедяжем, бомб до, кг 200
Фото Описание
Схема NC 470 SNCAC Схема NC 470 SNCAC

Источники

  • Авиационный сборник. Самолеты Франции
  • Опытный многоцелевой самолет Hanriot NC-530. /Альтернативная История. Иван Бякин./
  • Un siecle d'aviation francaise. SNCAC NC-510 /Aviafrance. /