Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте
Самолёты Potez Potez-CAMS 141 Potez-CAMS 161 Potez 452 Potez 630 Potez 637

Potez 452

Летающая лодка-разведчик

Potez

Potez 452

Potez 452 - морская катапультная летающая лодка - разведчик. Первывй полет - 15 апреля 1932 года, начало эксплуатации - 1936 г., в боевом строю они находились вплоть до 1944 года.

Разработка гидросамолета началась по заказу флота, в соответствии с программой перевооружения военно-морских сил Франции 1930 года. В технических требованиях, выдвинутых моряками, указывалось, что машина должна быль двухместной, иметь небольшие габаритные размеры и складывающееся крыло.

В соответствии с окончательным проектом гидросамолет представлял собой летающую лодку - полутораплан длиной около 10 метров и размахом верхнего крыла около 13 метров. На консолях крыла устанавливались фиксированные щелевые предкрылки, что обеспечивало самолету устойчивость на малых скоростях полета, а также повышало эффективность работы элеронов. Устойчивость на воде обеспечивалась двумя поплавками на законцовках нижнего крыла.

Приборное оборудование, размещенное в кабине пилота, позволяло выполнять полеты в простых и сложных метеоусловиях. На части машин в кабине наблюдателя устанавливались радиостанция TSF и небольшой рабочий столик, под которым крепился планшет с полетными картами.

Воспользовавшись представленной возможностью, на самолет установили более мощный звездообразный двигатель воздушного охлаждения Hispano-Suiza 9Q мощностью 350 л.е., строившийся во Франции по лицензии американской фирмы Wright. Для улучшения аэродинамики двигатель закрыли дюралюминиевым капотом NACA. Первый опытный экземпляр Potez 45 с мотором Salmson 9А был оснащен металлическим винтом постоянного шага французской фирмы Levasseur (лицензионный Reed), ну а для двигателя Hispano-Suiza 9Q потребовался двухлопастный металлический винт фирмы Chauviere.

Повторные испытания 1933 года после доработки полностью удовлетворили заказчика. Минимальная скорость не превысила 72 км/ч, а максимальная достигла 222 км/ч. Высоту в 5000 метров самолет набирал за 28 минут. По результатам испытаний вновь был установлен отвергнутый ранее воздушный винт фирмы Levasseur, что должно было улучшить скороподъемность. Устаревшие 7,7-мм пулеметы Lewis заменили на более скорострельные Darne калибра 7,5 мм, а также усилили корпус лодки.

Флот получал самолеты двумя партиями, первая партия из 10 машин поступила в период с декабря 1935-го по февраль 1936 года, еще шесть гидросамолетов по второму контракту передавались на протяжении первого квартала 1937 года.

Характеристики Potez 452
Экипаж, чел 1-2
Размеры
Размах верхнего крыла, м 13,00
Площадь крыла, м² 24,30
Длина самолета, м 10,33
Высота самолета, м 3,26
Силовая установка
1 × ПД Hispano-Suiza 9Qd, мощностью, л.с. 1 × 350
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 1059
Нормальная взлетная 1500
Летные данные
Максимальная скорость, км/ч 217
Крейсерская скорость, км/ч 178
Скороподъемность, м/мин 320
Практическая дальность, км 500
Практический потолок, км 6500
Вооружение
Два 7,5-мм пулемета Darne

Эксплуатация летающей лодки Potez 452 проходила в основном в период между двумя войнами. Постепенно, начиная с 1937 года, самолет этот стали выводить из состава Морской авиации флота. Так, 1 марта 1937 года эта участь постигла летающую лодку No. 12, 1 марта 1938 г. No. 10, 1 мая - No. 2, а 1 июня сразу 8 аппаратов было передано во вспомогательные части. К сентябрю 1939 года летающих лодок Potez 452 в авиации флота почти не осталось. Ну а те несколько машин, что продолжали эксплуатироваться в метрополии, в боях 1940 года участия не принимали. Дольше всего эти летающие лодки сохранялись в отдаленных уголках французских колоний.

В конце 1940 года правительство Сиама (современного Таиланда), вдохновленное поражением Франции и поощряемое японцами, заявило территориальные претензии на Камбоджу, являвшуюся в тот период вместе с частью Индокитая колонией Франции. Ситуация быстро ухудшалась, и избежать вооруженного конфликта было невозможно. В ноябре 1940 года командующий FNEO контр-адмирал Berenger принял решение убрать с кораблей всю гидроавиацию.

Самолеты, снятые с "La Motte-Picguet", "Amiral Charner" и "Dumont d'Urville", свели в SHM (Section d'Hydravions de la Marine - Подразделение гидроавиации флота), руководство которым было поручено лейтенанту Gaxotte, до этого командовавшему отрядом самолетов крейсера "La Motte-Picguet". Основной задачей этого маленького подразделения являлись ведение разведки, поиск и определение местонахождения кораблей Таиланда. Все машины части несли на своем борту буквенный индекс SHM. В распоряжении Gaxott находилось три Potez 452 -No. 7 (SHM-8), No. 14 (SHM-7) и No. 16 (SHM-6). Местом базирования самолетов SHM выбрали Ream, расположенный на территории Камбоджи. С этой базы машины действовали на протяжении всего конфликта - в частности, во время сражения у Ko-Chang, во время которого маленькая эскадра адмирала Berenger нанесла тяжелые потери флоту Таиланда. Последний полет в этом районе летающая лодка Potez 452 совершила 7 сентября 1944 года с базы гидроавиации в Bien-Hoa.

В самой Франции после ее капитуляции в июне 1940 года гидросамолеты Potez 452 продолжали эксплуатироваться на кораблях, базировавшихся в африканских французских колониях, - "D'lberville" (No. 6), "D'Entrecasteaux" (No. 4) и "La Grandiere" (No. 3). Два из них (No. 3 и No. 4) были уничтожены 8 ноября 1942 года самолетами ВМС США во время высадки союзников.

Фото Описание

Схема Potez 452

Источники

  • Самолеты Второй мировой войны. Гидросамолеты 1939-1945./Владимир Котельников/
  • French Aircraft of World War II /Aviafrance./
Amiot Bloch Brequet Caudron Dewoitine Farman Latecoere Liore et Olivier Loire-Nieuport Morane-Saulnier Potez

©AirPages
2003-