Авиация Второй мировой

Home English

SM.62

sm62
  • Многоцелевая летающая лодка
  • Первый полет: 1926
  • Savoia-Marchetti

SM.62 В 1926 году фирмой Savoia Marchetti была выпущена одна из самых знаменитых летающих лодок SM-62 (S-62). От своей предшественницы S-16 она отличалась большими размерами, дополнительной огневой точкой, расположенной в фюзеляже за двигателем, и более мощным двигателем. Морской разведчик сразу заинтересовал военных многих стран. Так, SM-62 закупили Португалия, Румыния, Аргентина, Греция и Турция. Советский Союз же и Испания приобрели лицензию на его производство.

В Италии в серийном производстве находились две лодки - SM-62 и SM-62bis. Они отличались двигателями: на первой ставили Isotta-Fraschini Asso мощностью 500 л.с, а на второй тоже Asso, но 750-сильный. S-62bis получила более широкую известность, чем его предшественники. Данная трехместная летающая лодка оказалась передовой для своего времени, она состояла на вооружении морской авиации Италии и Румынии.

Лодки SM-62 состояли на вооружении до середины 30-х годов, правда, в авиационном соединении 88 Gruppa Autonoma Caccia Marittima, некоторые из них летали до 1938 года.

В 1928 году было выпущено небольшое количество гражданских летающих лодок S.62P, некоторые из них с закрытой кабиной для экипажа и четырех пассажиров, другие с открытыми кабинами. Ряд самолетов использовался итальянской авиакомпанией SAM, отдельные экземпляры были экспортированы в США и Испанию.


Характеристики SM.62
Экипаж 4
Размеры
Размах крыла, м 16,66
Площадь крыла, м² 65,90
Длина самолета, м 12,26
Высота самолета, м 4,19
Силовая установка
1 × Isotta-Fraschini Asso 750, мощностью, л.с. 1 × 850
Массы, кг
Пустого самолета 2630
Нормальная взлетная 5030
Летные данные
Максимальная скорость, км/ч 220
Крейсерская скорость, км/ч 198
Практическая дальность, км 2000
Практический потолок, м 4900
Вооружение четыре 7,7-мм пулемета; 600 кг бомб

Описание конструкции. SM-62/SM-62bis - трехместная однореданная летающая лодка-разведчик - представляла собой одностоечный биплан цельнодеревянной конструкции. Верхнее крыло состояло из трех разъемных частей: центроплана, на трубчатые стойки которого крепилась мотоустановка, и консолей крыла с элеронами. Консоли верхнего крыла соединялись с нижними стойками, а нижние шарнирно крепились к силовым шпангоутам корпуса лодки. Прочность крыльевой коробки обеспечивалась расчалочными лентами. Под нижним крылом находились боковые поплавки округлого сечения. Конструкция крыльев состояла из двух лонжеронов и нервюр, изготовленных из тополя. Наиболее нагруженные части корпуса усиливались трубчатыми стальными стойками.

Лодка делалась из деревянных шпангоутов, соединенных деревянными стрингерами. Днище и корпус ниже ватерлинии, помимо 4-мм фанерной обшивки, обивались кедровыми 4-мм досками шириной 90 мм. Между слоями фанеры и досок имелась трехслойная полотняная прокладка, пропитанная специальной мастикой. Выше ватерлинии корпус также оклеивался полотном на мастике и покрывался водостойким лаком. Все днище было проклепано медными заклепками.

Шасси самолета - двухколесное, установлено на оси, проходящей через корпус лодки вблизи редана.

Хвостовое оперение смешанной конструкции. Стабилизатор деревянный, регулируемый в полете. Конструкция киля и рулей - сварная, из стальных труб, обшивалась полотном. Буксировочные и причальные приспособления находились в носовом и хвостовом отсеках.

В качестве силовой установки использовались двигатели Isotta-Fraschini Asso мощностью 500 и 750 л.с. или Hispano-Suiza 12-L в 600 л.с. Двигатель устанавливался между крыльями на N-образных стойках. Винт - четырехлопастный, деревянный, неизменяемого шага. Топливо находилось в пяти фюзеляжных баках, один из которых - расходный.

Вооружение самолета - два пулемета Breda, установленные на турелях. Один размещался в кабине штурмана, второй - в задней стрелковой точке за крыльевой коробкой. Огонь из пулеметов вели штурман и бортмеханик (стрелок). Пулеметное вооружение менялось в зависимости от страны, в которой эксплуатировалась лодка. Так, в Румынии устанавливали пулеметы Vickers, в СССР - пулемет ДА или спарку ДА-2, в Испании - то, что находилось под рукой, включая и полученные из СССР в ходе гражданской войны пулеметы ШКАС. Под нижними крыльями имелись бомбодержатели для восьми бомб калибром до 50 кг.

Фото Описание
SM.62

Схема SM.62

Подробно

Источники

  • Летающие лодки S.62, S.62bis (С-62Б) и МБР-4 /АвиаКоллекция 2017-04. П.Дьяконова, В. Котельников./
  • МБР-4 - таганрогская "Савоя" /Мир Авиации 1998-02. Владимир Котельников./
  • Savoia-Marchetti SM.62 /Aerei Italiani - Scheda Tecnica/