Aviation of World War II

Home Russian

SM.62

sm62
  • Reconnaissance Flying Boat
  • First Flight: 1926
  • Savoia-Marchetti

SM.62 In 1926, Savoia Marchetti produced one of the most famous flying boats, the SM-62 (S-62). It differed from its predecessor S-16 in its larger size, an additional firing point located in the fuselage behind the engine, and a more powerful engine. The naval reconnaissance immediately interested the military of many countries. Thus, SM-62 was purchased by Portugal, Romania, Argentina, Greece and Türkiye. The Soviet Union and Spain acquired a license for its production.

In Italy, two boats were in serial production - SM-62 and SM-62bis. They differed in engines: the first one had an Isotta-Fraschini Asso with a power of 500 hp, and the second one also had an Asso, but 750 hp. The S-62bis became more widely known than its predecessors. This three-seater flying boat turned out to be advanced for its time; it was in service with the naval aviation of Italy and Romania.

SM-62 boats were in service until the mid-30s, however, in the 88 Gruppa Autonoma Caccia Marittima aviation unit, some of them flew until 1938.

A small number of civilian S.62P flying boats were produced in 1928, some with an enclosed cockpit for a crew and four passengers, others with open cockpits. A number of aircraft were used by the Italian airline SAM, and some were exported to the USA and Spain.


SM.62 Specification
Crew 4
Dimensions
Wing span, m 16.66
Wing area, m² 65.90
Hength, m 12.26
Height, m 4.19
Powerplant
1 × Isotta-Fraschini Asso 750, power, hp 1 × 850
Weights, kg
Empty weight 2,630
Loaded weight 5,030
Performance
Maximum speed, km/h 220
Cruise speed, km/h 198
Service range, km 2,000
Service ceiling, m 4,900
Armament Four 7.7-мм machine-guns; 600 kg bombs

Description of design. SM-62/SM-62bis - a three-seat single-jet reconnaissance flying boat - was a single-pillar biplane of all-wood construction. The upper wing consisted of three detachable parts: the center section, on the tubular struts of which the engine mount was attached, and the wing consoles with ailerons. The upper wing consoles were connected to the lower struts, and the lower ones were hingedly attached to the power frames of the boat's hull. The strength of the wing box was ensured by bracing bands. Under the lower wing there were side floats of a round cross-section. The wing structure consisted of two spars and ribs made of poplar. The most loaded parts of the hull were reinforced with tubular steel struts.

The boat was made of wooden frames connected by wooden stringers. The bottom and hull below the waterline, in addition to 4 mm plywood sheathing, were upholstered with 4 mm cedar boards 90 mm wide. Between the layers of plywood and boards there was a three-layer linen gasket impregnated with a special mastic. Above the waterline, the hull was also covered with mastic and covered with waterproof varnish. The entire bottom was riveted with copper rivets.

The aircraft's landing gear is two-wheeled, mounted on an axis passing through the hull of the boat near the redan.

The tail unit is of mixed design. Wooden stabilizer, adjustable in flight. The design of the keel and rudders is welded, made of steel pipes, covered with fabric. Towing and mooring facilities were located in the bow and tail compartments.

Isotta-Fraschini Asso engines with 500 and 750 hp were used as the power plant. or Hispano-Suiza 12-L with 600 hp. The engine was mounted between the wings on N-shaped struts. The propeller is four-bladed, wooden, and has a constant pitch. The fuel was in five fuselage tanks, one of which was consumable.

The aircraft is armed with two Breda machine guns mounted on turrets. One was located in the navigator's cabin, the second - in the rear shooting point behind the wing box. The machine gun fire was conducted by the navigator and flight mechanic (gunner). Machine gun armament varied depending on the country in which the boat was operated. Thus, in Romania they installed Vickers machine guns, in the USSR - a DA machine gun or a spark DA-2, in Spain - whatever was at hand, including ShKAS machine guns received from the USSR during the civil war. Under the lower wings there were bomb racks for eight bombs with a caliber of up to 50 kg.

Photo Description
SM.62

Drawing SM.62

Details

Bibliography

  • Flying boats S.62, S.62bis (S-62B) and MBR-4 /AviaCollection 2017-04. P. Dyakonova, V. Kotelnikov./
  • MBR-4 - Taganrog "Savoy" /World of Aviation 1998-02. Vladimir Kotelnikov./
  • Savoia-Marchetti SM.62 /Aerei Italiani - Scheda Tecnica/

Авиация Второй мировой

Home English

SM.62

sm62
  • Многоцелевая летающая лодка
  • Первый полет: 1926
  • Savoia-Marchetti

SM.62 В 1926 году фирмой Savoia Marchetti была выпущена одна из самых знаменитых летающих лодок SM-62 (S-62). От своей предшественницы S-16 она отличалась большими размерами, дополнительной огневой точкой, расположенной в фюзеляже за двигателем, и более мощным двигателем. Морской разведчик сразу заинтересовал военных многих стран. Так, SM-62 закупили Португалия, Румыния, Аргентина, Греция и Турция. Советский Союз же и Испания приобрели лицензию на его производство.

В Италии в серийном производстве находились две лодки - SM-62 и SM-62bis. Они отличались двигателями: на первой ставили Isotta-Fraschini Asso мощностью 500 л.с, а на второй тоже Asso, но 750-сильный. S-62bis получила более широкую известность, чем его предшественники. Данная трехместная летающая лодка оказалась передовой для своего времени, она состояла на вооружении морской авиации Италии и Румынии.

Лодки SM-62 состояли на вооружении до середины 30-х годов, правда, в авиационном соединении 88 Gruppa Autonoma Caccia Marittima, некоторые из них летали до 1938 года.

В 1928 году было выпущено небольшое количество гражданских летающих лодок S.62P, некоторые из них с закрытой кабиной для экипажа и четырех пассажиров, другие с открытыми кабинами. Ряд самолетов использовался итальянской авиакомпанией SAM, отдельные экземпляры были экспортированы в США и Испанию.


Характеристики SM.62
Экипаж 4
Размеры
Размах крыла, м 16,66
Площадь крыла, м² 65,90
Длина самолета, м 12,26
Высота самолета, м 4,19
Силовая установка
1 × Isotta-Fraschini Asso 750, мощностью, л.с. 1 × 850
Массы, кг
Пустого самолета 2630
Нормальная взлетная 5030
Летные данные
Максимальная скорость, км/ч 220
Крейсерская скорость, км/ч 198
Практическая дальность, км 2000
Практический потолок, м 4900
Вооружение четыре 7,7-мм пулемета; 600 кг бомб

Описание конструкции. SM-62/SM-62bis - трехместная однореданная летающая лодка-разведчик - представляла собой одностоечный биплан цельнодеревянной конструкции. Верхнее крыло состояло из трех разъемных частей: центроплана, на трубчатые стойки которого крепилась мотоустановка, и консолей крыла с элеронами. Консоли верхнего крыла соединялись с нижними стойками, а нижние шарнирно крепились к силовым шпангоутам корпуса лодки. Прочность крыльевой коробки обеспечивалась расчалочными лентами. Под нижним крылом находились боковые поплавки округлого сечения. Конструкция крыльев состояла из двух лонжеронов и нервюр, изготовленных из тополя. Наиболее нагруженные части корпуса усиливались трубчатыми стальными стойками.

Лодка делалась из деревянных шпангоутов, соединенных деревянными стрингерами. Днище и корпус ниже ватерлинии, помимо 4-мм фанерной обшивки, обивались кедровыми 4-мм досками шириной 90 мм. Между слоями фанеры и досок имелась трехслойная полотняная прокладка, пропитанная специальной мастикой. Выше ватерлинии корпус также оклеивался полотном на мастике и покрывался водостойким лаком. Все днище было проклепано медными заклепками.

Шасси самолета - двухколесное, установлено на оси, проходящей через корпус лодки вблизи редана.

Хвостовое оперение смешанной конструкции. Стабилизатор деревянный, регулируемый в полете. Конструкция киля и рулей - сварная, из стальных труб, обшивалась полотном. Буксировочные и причальные приспособления находились в носовом и хвостовом отсеках.

В качестве силовой установки использовались двигатели Isotta-Fraschini Asso мощностью 500 и 750 л.с. или Hispano-Suiza 12-L в 600 л.с. Двигатель устанавливался между крыльями на N-образных стойках. Винт - четырехлопастный, деревянный, неизменяемого шага. Топливо находилось в пяти фюзеляжных баках, один из которых - расходный.

Вооружение самолета - два пулемета Breda, установленные на турелях. Один размещался в кабине штурмана, второй - в задней стрелковой точке за крыльевой коробкой. Огонь из пулеметов вели штурман и бортмеханик (стрелок). Пулеметное вооружение менялось в зависимости от страны, в которой эксплуатировалась лодка. Так, в Румынии устанавливали пулеметы Vickers, в СССР - пулемет ДА или спарку ДА-2, в Испании - то, что находилось под рукой, включая и полученные из СССР в ходе гражданской войны пулеметы ШКАС. Под нижними крыльями имелись бомбодержатели для восьми бомб калибром до 50 кг.

Фото Описание
SM.62

Схема SM.62

Подробно

Источники

  • Летающие лодки S.62, S.62bis (С-62Б) и МБР-4 /АвиаКоллекция 2017-04. П.Дьяконова, В. Котельников./
  • МБР-4 - таганрогская "Савоя" /Мир Авиации 1998-02. Владимир Котельников./
  • Savoia-Marchetti SM.62 /Aerei Italiani - Scheda Tecnica/