Авиация Второй мировой

Home English

SM.75 "Marsupiale"
Транспортный самолет
Savoia-Marchetti

Savoia-Marchetti SM.75

SM.75 "Marsupiale" - трехмоторный свободнонесущий низкоплан - первый полет 6 ноября 1937 года. Самолет вмещал до 30 пассажиров. Пять машин первой партии были поставлены компании Ala Littoria, одна машина - Министерству авиации Италии вместе с самолетами ВВС Италии.

Всего было произведено 94 самолета.

Модификации

  • SM.75 - первая серийная модификация.
  • SM.76 - модернизированная версия с двигателями Pratt & Whitney Twin Wasp, его фюзеляж был удлинен и расширен, изменена конструкция крыла, увеличена емкость топливных баков
  • SM.87 - двухпоплавковый вариант самолета SM.75 (1940 г.). Силовая установка - три звездообразных двигателя Fiat A.80 мощностью 1000 л. с. (4 машины). Все машины уцелели в ходе кампании против союзников 1940-1943 гг. и после разделения Италии вошли в состав авиации RSI.
  • SM.90 - единственный опытный образец с тремя звездообразными двигателями Alfa Romeo 135 мощностью 1400 л. с. Длина фюзеляжа увеличена до 23,9 м. Т. о. планировалось увеличить коммерческие данные транспортного самолёта, но в дальнейшем от этого варианта решено было отказаться в пользу более новых разработок. К тому же, после войны имелось достаточное количество американских военных самолётов, построенных на базе DC-3 и отлично справлявшихся со своими задачами.
Характеристики SM.75
Экипаж 3
Размеры
Размах крыла, м 29,70
Площадь крыла, м² 118,55
Длина самолета, м 22,30
Высота самолета, м 5,10
Силовая установка
3 × ПД Piaggio P.XI RC.40 мощностью, л.с. 3 × 990
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 9500
Нормальная взлетная 14500
Летные данные
Максимальная скорость, км/ч 400
Крейсерская скорость, км/ч 325
Перегоночная дальность, км 3000
Практическая дальность, км 2280
Практический потолок, м 7000
Полезная нагрузка, пассажиров/солдат 30/24
Вооружение
Один 7,7-мм пулемет Breda-SAFAT  

Боевое применение. В начале Второй мировой, в июне 1940 года, все гражданские самолёты были переданы в распоряжение Regia Aeronautica. Часть SM.75 были отправлены в Corpo Aereo Italiano (Итальянский воздушный корпус), который располагался в оккупированной немцами Бельгии и содействовал воздушной операции против Британии. Здесь «Савойи» выполняли транспортные функции снабжая корпус из Италии. Кроме Бельгии они использовались в Греческой операции и в Северной Африке, а также снабжали итальянскую армию на Восточном фронте в войне против Советского Союза.

В Северной Африке все итальянские транспортные самолёты поступили в распоряжение вновь созданной специальной службы Servizi Aerei Speciali — SAS. В течении первых двух месяцев боёв обстановка на африканском фронте изменилась настолько, что развязавший войну итальянский экспедиционный корпус сам оказался в положении обороняющегося. В таких условиях как никогда остро встал вопрос о снабжении отступающей армии и тут созданная в июне 1940 года SAS очень пригодилась. В её состав вошли 31 самолёт SM.75 и четыре Ju.52/3m, распределенных по семи авиагруппам, находящимся на аэродромах в Италии, Албании и Ливии. Подключенные к ним SM.82 доставляли в Африку истребители Fiat CR.42, в то время как SM.75 перевозили снаряжение.

После потери восточноафриканских владений итальянские военные самолёты больше не появлялись в этом секторе Африки. Исключение составили только SM.75. В марте 1942 года одиночный SM.75GA, пролетев над Египтом, Суданом и Эфиопией, сбросил над городом Асмэра листовки для итальянского населения.

Для SM.75 война в Африке закончилась трагической эпопеей с вывозом экспедиционного итальянского корпуса. Как и для других транспортных самолётов (в эвакуации также участвовали SM.82 и Fiat G.12) перелеты через Средиземное море и, вообще, нахождение на аэродромах в пределах досягаемости союзной авиации, становилось делом очень опасным. SM.75 в этом плане, можно сказать, повезло. Потери этого типа самолёта были относительно невелики, в то время как для немецких Ju-52/3m и громадных Ме.323 Средиземноморье стало настоящим кладбищем.

Фото Описание

Схема SM.75

SM.87

Sm.87
  • Транспортный гидросамолет
  • Первый полет: 1939
  • Savoia-Marchetti

Самолёт SM.87 был создан по заказу аргентинского филиала авиакомпании Ala Littoria (Corporacion de Trasportes Aereas), которой потребовался грузо-пассажирский гидроплан для выполнения рейсов местного значения. Главный инженер фирмы SIAI Алессандро Маркетти решил взять за основу транспортный самолёт SM.75, поставив его на поплавки и оснастив необходимым оборудованием. Конструкция не претерпела значительных изменений: носовая и средняя часть фюзеляжа изготовлялись из алюминия и были покрыты листами из лёгкой авиационной стали, хвостовая часть обшивалась фанерой. Поплавки также были металлическими и крепились к нижней поверхности фюзеляжа и крыла с помощью подкосов. Кабина пилотов была достаточно просторной, в ней размещались пилот, штурман, радист и техник-моторист. Внутренний салон был рассчитан на 20-24 пассажира. Силовая установка гидросамолёта состояло из трех радиальных двигателей R&W SG3G "Twin Wasp" мощностью 1050 л.с. с трехлопастными винтами. Принимая во внимание проведенные доработки название самолёты изменилось на SM.87.

К тому времени, когда были готовы рабочие чертежи Италия находилась в состоянии подготовки к грядущей войне и транспортные самолёты большой грузоподъёмности переводились в состав ВВС. Подписанный ранее контракт предусматривал поставку 5 гидропланов, но с требованием заменить американские двигатели на итальянские Fiat A.80 RC.41 (1000 л.с.), так как существовали вполне уместные опасения, что к началу строительства США наложит запрет на их доставку. Окончательно договор оформили в январе 1940 года и 18 августа представители фирмы сообщили, что закончено строительство четырех SM.87 и готовы запасные узлы и агрегаты, которых хватит ещё на пять самолётов. Им сразу присвоили номера военные номера ММ.447-ММ.450, к которым затем добавились регистрационные коды I-INNO, I-IGOR, I-ILLA и I-IGEA.

Гидросамолёты начали постепенно вводить в эксплуатацию с сентября по октябрь 1940 года, правда при этом произошла небольшая задержка из-за аварии на одном из SM.87. Первые две машины задействовали на линии Рим-Алжир-Барселона уже после победы над Францией, а впоследствии все SM.87 обслуживали маршруты Рим-Кальяри-Рим и Рим-Кальяри-Полленса-Балеари. За время своей активной службы, которая продолжалась до 1943 года, они ни разу не имели встреч с самолётами противника. Первый бой SM.87 (I-INNO) выдержал только в мае, когда в момент приводнения в заливе Олбиа он был атакован тяжелым истребителем "Beaufighter". Гидросамолёт, доставлявший из Рима в Сардинию 28 солдат, имел немного шансов уцелеть, однако после нескольких заходов британский истребитель смог лишь продырявить фюзеляж SM.87 из пушек и пулеметов, убив на его борту трех человек. После непродолжительного ремонта он вновь был введен в строй. К сентябрю 1943 года все четыре гидросамолёта находились на авиабазах и были поделены между враждующими сторонами.

Самолёт с кодом I-INNO 1 октября был угнан итальянскими пилотами Франческо Мартинелли и Фалвио Джерарди, которые перелетели на нем в Бриндизи чтобы присоединиться к силам союзников. Летал он немного и в скором времени его пустили на слом. Остальные три SM.87 были доставлены в Венецию и достались там немцам. Здесь их старые регистрационные коды поменяли на D-AKBE (бывший D-IGOR), D-AJAB (D-IGEA) и AJ+IJ (I-ILLA) поставив на временное хранение. Обсуждались варианты передать их авиации Итальянской Социальной Республики, но фактически они использовались командованием Luftwaffe и следы их теряются к началу 1945 года.

Характеристики SM.87
Экипаж 4
Размеры
Размах крыла, м 29,70
Площадь крыла, м² 118,55
Длина самолета, м 22,30
Высота самолета, м 6,06
Силовая установка
3 × ПД Fiat A.80 RC.41, мощностью, л.с. 3 × 1000
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 12400
Нормальная взлетная 17400
Летные данные
Максимальная скорость, км/ч 365
Крейсерская скорость, км/ч 304
Практическая дальность, км 2200
Практический потолок, м 6250
Полезная нагрузка, пассажиров 24

Источники

  • Военно-транспортный самолёт Savoia-Marchetti SM.75/SM.90 "Marsupiale" /Андрей Крумкач/
  • Транспортно-пассажирский гидросамолёт Savoia-Marchetti SM.87 S.I.A.I. /Андрей Крумкач/
  • Военно-транспортные самолеты Второй мировой войны /В. Котельников/

Ваше имя (Nick):
Ваш e-mail:
Введите число 5146563:
Ваш пост:

03 07 2020.
SM-75 "Marsupiale" - в переводе с итальянского означает "сумчатый", вероятно получивший свое название за характерную форму фюзеляжа.