Авиация Второй мировой

Home English

S.M. 79 Sparviero
Cредний бомбардировщик и торпедоносец
Savoia-Marchetti

SM 79

Savoia-Marchetti S.M.79 Sparviero (серийный номер М.М.20672)

Savoia-Marchetti S.M.79 Sparviero, "Ястреб" — основной итальянский средний бомбардировщик и торпедоносец. Разработан на фирме Савоя-Маркетти под руководством Алессандро Маркетти, первый полёт совершил 8 октября 1934 года, принят на вооружение Regia Aeronautica в январе 1937 года.

Спроектированный как восьмиместный пассажирский лайнер, который должен был принять участие в международных гонках на трассе Лондон - Мельбурн, из-за недоведенности силовой установки не был подготовлен к сроку. К апрелю 1935 г., сменив четыре типа моторов, конструкторы остановили свой выбор на 680-сильных двигателях «Альфа Ромео 125RC-35» (Alfa Romeo 125RC-35). Для обеспечения необходимых характеристик 10-тонный самолет пришлось снабдить тремя двигателями, что позволило разогнать несостоявшегося «рекордсмена» (S.79P) до 410 км/ч. Правда, серийные бомбардировщики S.79B летали с максимальной скоростью 355 км/ч, но после установки на них 750-сильных «Альфа Ромео 126RC-34» и некоторого улучшения аэродинамики, их скорость «подпрыгнула» сразу до 430 км/ч! Солидным было и вооружение: 1250 кг бомб и четыре пулемета, причем, три из них были крупнокалиберными.

Убеждение, что скоростные бомбардировщики могут вполне обходиться не только без истребительного прикрытия, но и без оборонительного вооружения, было весьма распространенным в середине 30-х гг. Так, наиболее «мудрая» фракция офицеров-теоретиков из главного штаба германских Люфтваффе вообще считала высокую скорость единственно необходимым и достаточным условием для защиты от истребителей противника. На таком проблематичным умозаключении была построена германская теория воздушной войны 30-х гг., в которой главенствующая роль отводилась крупным соединениям скоростных бомбардировщиков, способных уйти от вражеских перехватчиков. В рамках этой доктрины собственным истребителям немцы отводили второстепенную роль. По существу, это был германский вариант «теории Дуэ».

Задуманный как скоростной гражданский самолет, простой и технологичный, S.79 неплохо освоил военную специальность, с размещенными в горбе пулеметами "Бреда-SAFAT" (Breda-SAFAT) (12,7 мм), торчащими из него: вперед - неподвижным (для летчика), назад - подвижным и установленными под крылом держателями авиабомб. Центральную часть фюзеляжа превратили в бомбоотсек, несколько смещенный вправо, чтобы сохранить проход в хвостовую часть. В этом отсеке располагалось до 1200 кг бомб в разных комбинациях. Все бомбы подвешивались вертикально, кроме 500-кг, которые устанавливались наклонно. Поскольку традиционному размещению бомбардира в носу самолета препятствовал передний мотор, его посадили в специальную "ванну" - гондолу, сделанную под фюзеляжем в хвостовой части.

Вооружение - стреляющий вперед 12,7-мм пулемет Breda-SAFAT с 350 патронами управлялся пилотом. 12,7-мм пулемет Breda-SAFAT на шкворне располагался под панелью-козырьком в задней части надфюзеляжного обтекателя, имея 500 патронов, 12.7-мм пулемет Breda - на турели в задней части подфюзеляжной гондолы для защиты с задней полусферы.

Серийный самолет также нес 7,7-мм пулемет Lewis на шкворне в задней части фюзеляжа для обороны с бортов.

Маркетти полагал, что большая скорость S.79 позволит ему избежать лобовых атак истребителей. Поэтому от подвижного пулемета для стрельбы вперед отказались, оставив лишь неподвижный "Бреда-САФАТ" калибра 12,7 мм в "горбатой" надстройке над кабиной летчиков и стрельбу из него вел сам командир экипажа. В задней части "горба" оборону при необходимости занимал радист, управляя таким же пулеметом, но на подвижной установке.

В состав экипажа входили еще бортмеханик и второй пилот-бомбардир, и у них также было по одному пулемету. Бортмеханик с началом воздушного боя занимал место в хвосте, имея возможность перекидывать свой пулемет с одного борта на другой, стреляя через прямоугольные окна.

Самое необычное рабочее место досталось бомбардиру. Когда самолет выходил на бомбометание, второй пилот перебирался в гондолу под фюзеляжем. Отсюда летчик-бомбардир и вел наведение, пользуясь бомбоприцелом и дублирующим штурвалом управления рулем поворота.

Всего было выпущено по разным оценкам от 1330 до 1458 S.79, больше, чем всех остальных итальянских многомоторных бомбардировщиков вместе взятых.


Sparviero
S.M. 79 S.M. 79B
Экипаж 4-5
Геометрия
Длина самолета, м 15,60 16,20
Высота самолета, м 4,10
Размах крыла, м 21,18
Площадь крыла, м2 61,00
Массы, кг
Пустого 6800 6590
Нормальная взлетная 10500 11180
Силовая установка
Мотор 3 ПД Alfa Romeo 126 RC34 2 ПД Fiat A.80 RC.41
Мощность взлетная, л.с. 3 х 750 2 х 1030
Лётные данные
Максимальная скорость, км/ч 430 450
Крейсерская скорость, км/ч 360 346
Практическая дальность, км 2000 1800
Практический потолок, м 7000 6800
Бомбовая нагрузка
2 х 500-кг бомбы, или 5 х 250-кг бомб или 12 х 100-кг бомб

Фото Описание
Схема Savoia-Marchetti SM.79 Sparviero
Восьмой построенный Savoia-Marchetti SM.79 Sparviero (серийный номер М.М.20672) в трехцветной камуфляжной окраске. Хорошо виден ствол установленного в «горбе» переднего пулемета.
Торпедоносцы Savoia-Marchetti SM.79 Sparviero из 283 Squadriglia во время патрулирования Средиземноморья между островом Сардиния и побережьем Туниса весной 1942 года.
Подвеска торпеды на самолет SM.79 из 104 Gruppo, 1942 г.
Бенито Муссолини и генерал Валле (позади), приветствуют пилотов «Sorci Verdi» в аэропорту Литторио. В шеренге, четвертым справа, стоит сын Муссолини - 19-летний Бруно, (погиб во время испытаний бомбардировщика Piaggio P108 в 1941 году).
Фото Описание
Savoia-Marchetti SM.79 Sparviero, вид сбоку и 3/4
Savoia-Marchetti SM.79 Sparviero, основная опора шасси
Savoia-Marchetti SM.79 Sparviero, кабина экипажа
Savoia-Marchetti SM.79 Sparviero, кабина экипажа, вид слева.
Savoia-Marchetti SM.79 Sparviero, кабина экипажа, вид справа.
Savoia-Marchetti SM.79 Sparviero, пульт моториста
Savoia-Marchetti SM.79 Sparviero, прицел в убранном и подготовленным для прицеливания положении.
Savoia-Marchetti SM.79 Sparviero, верхняя турельная установка
Savoia-Marchetti SM.79 Sparviero, посадочная фара
Savoia-Marchetti SM.79 Sparviero, радиополукомпас. Обратите внимание, азимутальное положение рамки на приемник передается тросовой проводкой.

SM.79B Sparviero

Маркетти считал, что для экспорта все же лучше подойдет не трех, а двухмоторный бомбардировщик. Поэтому он, несмотря на отклонение министерством аэронавтики проекта S.79B ("Бимоторе"), продолжил работы в этом направлении, доведя проект до постройки прототипа. Он отличался совершенно новой носовой частью с остекленной кабиной бомбардира. Кабину пилотов для улучшения обзора выдвинули вперед и приподняли, она стала уже, и пилотов посадили тандемом. "Горб" немного сдвинули назад. Изменение балансировки скорректировали удлинением мотогондол двигателей. Немного увеличили площадь киля. В целом машина стала более обтекаемой, и это вполне компенсировало уменьшение суммарной тяги.

Вооружение практически не изменилось: три пулемета "Бреда-SAFAT" калибра 12,7 мм. Один (неподвижный) размещался в носу, второй стоял на турели под сдвижными панелями "горба", а подфюзеляжная гондола использовалась теперь лишь для размещения третьего пулемета, защищавшего нижний задний сектор.

Первый полет 8 августа 1936 г. Самолеты экпортировались в Ирак и Румынию.

Фото Описание
Savoia-Marchetti SM.79B Sparviero, носовой, остекленный отсек фюзеляжа. Рабочее место штурмана решено оптимально.
Savoia-Marchetti SM.79B Sparviero, вид 3/4.

SM.79 bis

Еще в марте 1937 г. на обычном S.79 установили специальный прицел, а под фюзеляжем (немного сместив влево) - подвеску для 860-кг торпеды. В ноябре провели испытания, которые были вполне успешны. В марте 1938 г. опробовали новый вариант - с двумя торпедами. На этот раз результаты были хуже - упала управляемость самолета. В итоге в качестве боевого был принят вариант с одной торпедой. С конца 1939 г. все серийные S.79 стали комплектоваться держателями для торпед.

Торпедоносцы мало отличались от обычных S.79. Экипаж их увеличили на одного человека - морского офицера-наблюдателя; он сидел между радистом и бортмехаником. С 1941 г. моторы стали оснащаться сначала удлиненными выхлопными патрубками, а затем пламегасителями "типо Веллингтон" (в основе лежал трофейный английский пламегаситель с "Веллингтона"). Пламегасители стали ставить и на стволы пулеметов. В 1942 г. двигатели Альфа-Ромео 126 оборудовали системой впрыска этилового спирта, повышавшей на 20 мин. мощность мотора с 780 до 900 л. с., это давало прирост скорости в 50 км/час. Но платой за это стало резкое снижение ресурса моторов, которых и так не хватало.

Военные предложили проект модернизации устаревшего трехмоторника, сохранив старый планер S.79, но сменив мотоустановку. Такой вариант назвали S.M.79bis. Моторы Альфа-Ромео 126, стоявшие до этого на всех серийных машинах, заменили на Альфа-Ромео 128 RC.18 с винтами-автоматами SIAI 32 без коков. Новый двигатель имел расчетную высоту 1800 м (вместо 3600 - у старого) и поэтому был выгоднее для низковысотного торпедоносца. Дополнительная мощность моторов несколько повысила максимальную и крейсерскую скорости самолета. Систему впрыска спирта, разработанную для старых двигателей, сохранили. Альфа-Ромео 128 начали ставить на ремонтируемых S.79 с весны 1943 г. Убрали ненужную торпедоносцу подфюзеляжную гондолу, а пустующий бомбоотсек заняли бензобаком на 1000 л (предусмотрен был и вариант на 2300 л). В нижнем пулемете торпедоносец тоже не нуждался - в атаку он выходил над самыми верхушками волн. Гондолу на торпедоносцах иногда убирали и раньше. Модернизировали радиооборудование и приборы.

S.79 bis решили сделать стандартным вариантом, запустив его в производство на заводах "Реджиани", "Аэронаутика Умбра" и CNA (всего намеревались собрать 110 машин), а также переделать по новому образцу ранее выпущенные самолеты. В бортовых установках смонтировали 12,7-мм пулеметы, а люки, через которые они стреляли, застеклили. На одном самолете носовой пулемет, использовавшийся для подавления зенитных установок кораблей, сменили на 20-мм пушку. В комплект радиоэлектронного оборудования добавили радиовысотомер, гирокомпас и автопилот.

В начале 1944 г. из S.M. 79 bis сформировали торпедоносную группу "Бускалья", позднее переименованную в "Фаджони". 10 марта она в первый раз атаковала американские корабли у Анцио. 4 июня 12 самолетов этой группы успешно нанесли удар по Гибралтару: четыре судна затонули и два были повреждены. Итальянские торпедоносцы воевали на стороне немцев до начала 1945 г. Последней их победой стал пароход водоизмещением 5000 т, потопленный 5 января в Адриатическом море.

Вооружение. Стреляющий вперед 12,7-мм пулемет Breda-SAFAT с 350 патронами управлялся пилотом, 12,7-мм пулемет Breda-SAFAT на шкворне располагался под панелью-козырьком в задней части надфюзеляжного обтекателя, имея 500 патронов, 12.7-мм пулемет Breda - на турели в задней части подфюзеляжной гондолы для защиты задней полусферы, 900 кг бомб или одна 860 кг торпеда.

SM. 79 SM. 79 bis
Экипаж 4-5
Геометрия
Длина самолета, м 15,60 16,20
Высота самолета, м 4,10
Размах крыла, м 21,18
Площадь крыла, м2 61,00
Массы, кг
Пустого 6800 7770
Нормальная взлетная 10500 11400
Силовая установка
Мотор 3 ПД Alfa Romeo 126 RC34 3 ПД Alfa Romeo 128 RC18
Мощность взлетная, л.с. 3 х 750 3 х 860
Лётные данные
Максимальная скорость, км/ч 430 460
Крейсерская скорость, км/ч 360 37
Практическая дальность, км 2000 2800
Практический потолок, м 7000 6800

Фото Описание
Схема Savoia-Marchetti SM.79bis.
Savoia-Marchetti SM.79 bis с моторами Alfa 126 R.C. 34, вид 3/4 спереди.
Savoia-Marchetti SM.79 фюзеляж.
Savoia-Marchetti SM.79 пламегасители.
Savoia-Marchetti SM.79 Винт изменяемого шага.
Savoia-Marchetti SM.79 шасси.

Источники

  • "Горбатый "ястреб" Маркетти" /Сергей Колов/
  • "Война в воздухе № 104"
  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/
  • Aeroplano "SAVOIA MARCHETTI" Tipo S. 79 /Ministero dell' Aeronautica, Roma 1938/
  • Aeroplano SM.79 BIS per motori Alfa 126 R.C. 34 /Ministero dell' Aeronautica, Roma 1943/

27 04 2017.

В итальянской технической литературе имеет место быть все три варианта написания: S.79; SM.79; S.M.84